№ 33а-3996/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Оренбург 31 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:председательствующегосудьи Селютиной И.Ф.,судей Солопьева В.И., Кудряшова В.К., при секретаре Ершовой О.М.рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Латыпова С.И. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 марта 2018 года по административному делу по административному иску Латыпова С.И. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Латыпов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (далее – ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области), ссылаясь на то, что он, являясь гражданином ***, отбывал наказание в указанной исправительной колонии, 19 января 2018 года освобожден по отбытию наказания. Указал, что он заранее обратился в администрацию исправительного учреждения с заявлением о выдаче ему денежных средств на проезд до места жительства, однако ему было выдано лишь единовременное пособие в размере *** рублей, что является недостаточным для проезда к месту его жительства. Полагал, что указанные действия администрации исправительного учреждения являются незаконными. Просил признать действия ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области незаконными, обязать административного ответчика оплатить ему билет до места его проживания в *** в размере *** рублей, привлечь к ответственности сотрудников ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области, незаконного лишивших его финансовых средств для проезда до места проживания, взыскать судебные расходы с должностного лица, действия которого обжалуются.
Определением суда от 22 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказано.
С таким решением не согласился административный истец, подав апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1, участвовавший в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы, указывая на отсутствие нарушений требований законодательства со стороны ответчика.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения административного истца и представителя административного ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы, законные интересы административного истца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, установлена величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, в размере 850 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 32 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13 января 2006 года № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2006 года № 7426), администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных, освобождаемых от отбывания наказания, проездными билетами либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства.
Согласно пункту 36 Инструкции при освобождении осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших за границей Российской Федерации, им приобретаются билеты до железнодорожной станции на территории Российской Федерации, ближайшей к границе с государством, гражданами которой они являются (в которой постоянно проживали), либо, по желанию освобождаемого лица, до железнодорожной станции, ближайшей к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством гражданства или постоянного проживания.
При отсутствии у указанных лиц паспорта, заменяющего его документа либо иного документа, удостоверяющего личность, а также при необходимости получения выездной визы билеты приобретаются с транзитом через населенный пункт, где находится консульский отдел посольства государства, представляющего его интересы на территории Российской Федерации (пункт 37 Инструкции).
Вместе с тем, в случае принятия уполномоченным органом решения о депортации, то есть принудительной высылке иностранного гражданина Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (п.1 статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), законом урегулирован порядок выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Согласно пункту 12 указанной статьи исполнение решения о депортации такого иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ФИО1 приговором Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 июля 2015 года был осужден по *** и ему назначено наказание сроком на *** лишения свободы в исправительной колонии строго режима. ФИО1 (дата) освобожден из ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области по отбытию наказания.
В отношении ФИО1 согласно распоряжению Министерства юстиции России от 29 сентября 2017 года № принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным распоряжением УМВД России по Оренбургской области 5 января 2018 года принято решение о депортации гражданина *** ФИО1 С указанными документами ФИО1 ознакомлен, о чем имеются соответствующие его подписи.
Согласно частям 5, 6 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного указанным Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 указанного Федерального закона. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 года №769, финансовое обеспечение мероприятий по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Федеральным законом осуществлять такие мероприятия. Расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов.
Распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 5 января 2018 года, которым принято решение о депортации гражданина *** ФИО1, ЦФО УМВД России по Оренбургской области поручено выделить денежные средства на оплату проезда до ***.
После отбытия ФИО1 наказания, назначенного по приговору суда, и освобождения его из ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области, он был передан сотрудникам УМВД России по Оренбургской области для исполнения решения о его депортации.
Таким образом, оснований для приобретения проездных билетов для проезда ФИО1 на территорию ***, гражданином которой он является, у административного ответчика не было, поскольку к моменту окончания срока отбывания наказания в виде лишения свободы приняты решения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и депортации за пределы Российской Федерации, осуществляемого за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что административным ответчиком по делу права и законные интересы административного истца нарушены не были. Также судебная коллегия не находит и нарушений действующих нормативных правовых актов в действиях административного ответчика.
Поскольку в действиях ФКУ «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Оренбургской области нарушений действующего законодательства, повлекших нарушение прав или законных интересов ФИО1, не установлено, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по оплате билета до *** не имеется. Исходя из выше изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о привлечении к ответственности сотрудников исправительного учреждения также не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 освободился (дата), а факт отказа от получения денежных средств подтверждается рапортом от (дата), которого в деле нет, отклоняется, поскольку из содержания рапорта от (дата) старшего специалиста группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных Б. следует, что электронные билеты осужденному ФИО1 не приобретались в связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность, от получения денежных средств на проезд осужденный отказался, ничем это не аргументируя. Указанный рапорт приобщен к материалам дела (л.д. ***) и исследовался при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции, сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 Кодекса к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения, доказательств несения судебных издержек в связи с рассмотрением настоящего дела административным истцом не представлено, оснований для взыскания судебных издержек в пользу ФИО1 не имеется.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: