ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4003/2021 от 13.07.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Демич А.Н. Дело № 33а-4003/2021

УИД: 76RS0010-01-2020-001150-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

13 июля 2021 года

административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя по доверенности Ковалева Василия Александровича на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 04 февраля 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения уведомления ФИО1 об окончании строительства, установленного регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением главы Администрации Ростовского муниципального района от 27.03.2019 года .

Обязать Администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в установленном законодательством порядке и в срок после получения документов от заявителя.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать в пользу ФИО1 с Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей за счет средств бюджета Ростовского муниципального района Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме».

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 в лице представителя – адвоката Ковалева В.А. обратился в суд с иском к главе администрации Ростовского муниципального района Ярославкой области, Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неоказанию муниципальной услуги, обязании устранить допущенное нарушение прав гражданина и выдать (направить) административному истцу уведомление о соответствии (несоответствии) реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Административный иск мотивирован тем, что 17.04.2020 года ФИО1 направил в администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилого дома по адресу: Ярославская область, <адрес>. 29.04.2020 года главой администрации Ростовского района Ш.С.В. в адрес административного истца сообщено, что уведомление об окончании реконструкции индивидуального жилого дома не может быть подготовлено.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Ковалев В.А. дополнительно указал, что 15.09.2020 года администрацией Ростовского района ФИО1 сообщено, что его документы оставлены без рассмотрения на основании пп. 2 п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 27.03.2019 года .

Административный ответчик - Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в лице представителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Указала, что Глава Ростовского района не является надлежащим ответчиком, поскольку он не отвечает за оказание муниципальной услуги. Также пояснила, что причиной возврата документов послужило отсутствие в приложенном к уведомлению техническом плане уведомления о соответствии планируемого строительства.

Административный ответчик - Глава Ростовского муниципального района Ярославской области ФИО3 будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заинтересованные лица - Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Департамент культуры Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, ФГБУК «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник» представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Заинтересованное лицо - кадастровый инженер ФИО4 в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо - управление архитектуры и градостроительства администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в лице начальника – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя ФИО1 по доверенности Ковалева В.А. в поддержание доводов жалобы, представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что постановленное судом решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.46).

По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела.

Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого бездействия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В порядке устранения последствий совершения незаконного бездействия суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность, т.е. совершить определенные действия.

Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о возврате документов принято административным ответчиком с нарушением установленного регламентом срока (3 рабочих дня), соответственно признал незаконным бездействие администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения уведомления ФИО1 об окончании строительства, установленного регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением главы Администрации Ростовского муниципального района от 27.03.2019 года и возложил обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в установленном законодательством порядке и в срок после получения документов от заявителя; в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

С выводами суда об удовлетворении административного искового заявления ФИО1 судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В этой связи согласно Закону N 210-ФЗ основными характеристиками, позволяющими отнести полномочия к муниципальным услугам, являются: заявительный порядок обращения за предоставлением муниципальных услуг; принятие решений о предоставлении муниципальных услуг осуществляется ответственным органом местного самоуправления; наличие у органа, осуществляющего предоставление муниципальных услуг, соответствующих полномочий, закрепленных в нормативной правовой базе; предоставление муниципальных услуг осуществляется в отношении физических или юридических лиц либо их уполномоченных представителей, обратившихся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, с запросом о предоставлении услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Таким образом, полномочие является муниципальной услугой в случае ее соответствия в полном объеме критериям, установленным Законом N 210-ФЗ.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением Главы Ростовского муниципального района от 27 марта 2019 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» (далее - Регламент).

Пунктом 1.1 Регламента предусмотрено, что выдача уведомления о соответствии (несоответствии) построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности относится к категории муниципальных услуг.

Результатом оказания муниципальной услуги в соответствии с п. 2.4 Регламента является выдача соответствующего уведомления.

Срок предоставления муниципальной услуги составляет 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства (п. 2.5).

Основания для возврата уведомления об окончании строительства предусмотрены в п. 2.10 Регламента. В числе оснований названо отсутствие документов, прилагаемых к уведомлению об окончании строительства, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Пунктом 3.3.1 Регламента предусмотрено, что возврат документов заявителю осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства.

Установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома <адрес> г. Ростова, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

17.04.2020 года ФИО1 направил в администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилого дома по адресу: Ярославская область, г. Ростов, <адрес>. 29.04.2020 года главой администрации Ростовского района Ш.С.В. в адрес административного истца сообщено, что уведомление об окончании реконструкции индивидуального жилого дома не может быть подготовлено.

15.09.2020 года администрацией Ростовского района ФИО1 сообщено, что его документы оставлены без рассмотрения на основании пп. 2 п. 2.10 Административного регламента, уведомление об окончании реконструкции с документами было возвращено в адрес административного истца.

Представленный технический план здания, подготовленный 25.03.2020 года кадастровым инженером ФИО4, не соответствует требованиям п. 11.1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием в его составе уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планировке территорий, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Таким образом, заявителем был представлен не полный пакет документов для оказания муниципальной услуги, в связи с чем, в соответствии с положениями пп.2 п. 2.10 Административного регламента документы возвращены без рассмотрения.

В силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства (пункт 1).

Согласно части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1).

Ранее, 13.11.2019 года администрацией Ростовского муниципального района в адрес ФИО1 направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке из которого следует, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (к.н.<данные изъяты>) по адресу: Ярославская область, г. Ростов, <адрес> размещение объекта не допустимо, поскольку нарушены основные сектора обзора Ансамбля Ростовского Кремля, установленные Постановлением Правительства ЯО от 14.11.2016 года № 1215-п № Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ростовского Кремля» в городе Ростове Ярославской области, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон»; земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, территории объектов культурного наследия «Городские валы, построенные в 1629-1631гг.», согласно ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия и т.д.

При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планировке территорий, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке муниципальная услуга не может быть оказана, в связи с чем заявление – уведомление оставлено без рассмотрения.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактически истцом оспаривается процедура выдачи уведомления об окончании строительства, при том, что в первичном согласовании планируемой реконструкции ему отказано, о чем в материалы дела представлено уведомление от 13.11.2019 года.

При таких обстоятельствах, муниципальная услуга по проверке соответствия параметров реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства с выдачей соответствующего уведомления не могла быть оказана.

Решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого бездействия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Указанная совокупность в настоящем деле отсутствует.

В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым. Решение суда первой инстанции по настоящему делу в части удовлетворения административного иска не отвечает указанному требованию.

Возложение обязанности на администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в установленном законодательством порядке и в срок после получения документов от заявителя не может быть исполнено, по причине отсутствия необходимых документов, решение суда первой инстанции не исполнимо, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Из п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что административное производство в порядке гл. 22 КАС РФ имеет своей целью не просто признание каких-либо действий/бездействий/решений незаконными, а восстановление нарушенных прав, свобод, законных интересов истца. По своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 КАС РФ). Для удовлетворения требований истца недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение должно приводить к нарушению его прав; в то же время в системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ). Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.

У судебной коллегии оснований считать, что само по себе нарушение порядка возврата документов нарушает права истца, не имеется.

В настоящем деле невозможно применить какой-либо предусмотренный КАС РФ способ восстановления прав истца.

Поскольку в связи с отсутствием необходимых документов уведомление, направленное истцом, не может быть рассмотрено и при повторном рассмотрении прав истца не восстановит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 04 февраля 2021 года в части удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения уведомления ФИО1 об окончании строительства, установленного регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением главы Администрации Ростовского муниципального района от 27.03.2019 года и в части возложения на администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обязанности повторно рассмотреть уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в установленном законодательством порядке и в срок после получения документов от заявителя - отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым соответствующие исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на решение и апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи