Судья Орлов Д. В. Дело № 33а-4021/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 5 сентября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Чуракова А. В. – Медведева А. А., по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования «Ягульское» на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2018 года, которым постановлено:
административные исковые требования Чуракова А. В. к Администрации муниципального образования «Ягульское» о признании незаконым отказа в выдаче градостроительного плана, отказа в выдаче разрешения на строительство и отказа в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым № и об обязании Администрации муниципального образования «Ягульское» выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, градостроительного плана, присвоить почтовый адрес земельному участку с кадастровым №, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» Удмуртской Республики от 22 марта 2018 года № 174-м в присвоении почтового адреса земельному участку, расположенном: Удмуртская Республика, Завьяловский район, кадастровый №
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» Удмуртской Республики от 27 марта 2018 года № 146-м в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном: Удмуртская Республика, Завьяловский район, кадастровый №
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» Удмуртской Республики от 22 марта 2018 года № 175-м в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым № площадью 800 кв.м., расположенного: Удмуртская Республика, Завьяловский район.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ягульское» Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Чуракова А. В. путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявлений Чуракова А. В. о присвоении почтового адреса, о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым №, о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым №, расположенного: Удмуртская Республика, Завьяловский район, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома 1-3 этажа, уведомив о принятом решении в течение месяца административного истца и Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Ягульское» Удмуртской Республики в пользу Чуракова А. В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав объяснения представителя административного истца Чуракова А.В. – Медведева А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации муниципального образования «Ягульское»,
представителя административного ответчика Лирника И.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком н три года, диплом № регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального образования «Ягульское» и полагавшего доводы апелляционной жалобы Чуракова А.В. необоснованными, судебная коллегия по административным делам,
установила:
Чураков А. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ягульское» (далее по тексту – Администрация МО «Ягульское»), в котором просит:
признать незаконным отказ выдаче градостроительного плана, отказ в присвоении почтового адреса, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, на территории МО «Ягульское» д. Русский Вожой;
обязать Администрацию МО «Ягульское» выдать градостроительный план, разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровыми № присвоить данному участку почтовый адрес.
Свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Русский Вожой. В марте 2018 года он обратился в административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство индивидуального жилого дома и присвоения почтового адреса земельному участку. Письмами от 22 марта, 27 марта 2018 года ему было отказано в выдаче градостроительного плана, присвоения почтового адреса и разрешения на строительство в виду отсутствия проекта планировки и проекта межевания территории населенного пункта д. Русский Вожой. Считает данные отказы незаконными, поскольку они препятствует в реализации прав собственника.
В судебном заседании представитель административного истца Медведев А.А. заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Лирник И. В. возражал по заявленным требованиям.
В судебное заседание административный истец Чураков А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело по существу рассмотрено в его отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Медведев А.А. просит решение суда отменить в части обязания администрации МО «Ягульское» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления Чуракова А.В. о присвоении почтового адреса, о выдаче градостроительного плана, о выдаче разрешения на строительство. Принять в указанной части новое решение об обязании Администрации МО «Ягульское» выдать Чуракову А.В. градостроительный план, разрешение на строительство жилого дома, присвоит земельному участку почтовый адрес. Полагает, что решение вынесено с нарушением процессуальных норм, поскольку суд рассмотрел дело по не заявленным требованиям.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд нарушил и неправильно применил нормы материального права; дал ненадлежащую оценку предоставленным доказательствам; неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В поступивших письменных возражениях представитель административного истца Медведев А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «Ягульское» без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Как следует из материалов административного дела, Чураков А.В. является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 800+/-9.90 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям; блокированные 2-х квартирные и многоквартирные жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах; отдельно стоящих, встроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения; магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв.м.; детские площадки, спортплощадки, спортзалы; отделения связи; амбулаторно-поликлинические учреждения; объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АСТ, локальные очистные сооружения и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район.
22 марта 2018 года Администрацией муниципального образования «Ягульское» письменным сообщением за № 174-м Чуракову А. В. отказано в присвоении адреса земельному участку с кадастровым №
Основанием отказа, со ссылкой на подпункт «г» пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» послужило то обстоятельство, что документация по планировке территории не ведется.
22 марта 2018 года Администрацией муниципального образования «Ягульское» письменным сообщением за № 175-м Чуракову А.В. отказано в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым №
Основанием отказа, со ссылкой на часть 3 статьи 4, часть 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) послужило то обстоятельство, что отсутствует документация по планировке территории.
27 марта 2018 года Администрацией муниципального образования «Ягульское» письменным сообщением за № 246-м Чуракову А.В. отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым №
Основанием отказа, со ссылкой на часть 13 статьи 51 ГрК РФ послужило то обстоятельство, что отсутствует градостроительный план земельного участка.
Полагая, что действия по отказу в присвоении почтового адреса, подготовке и выдаче градостроительного плана, выдаче разрешения на строительство являются незаконными, нарушающими права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики» Муниципальное образование «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.
Из содержания пункта 21 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.
В соответствии с пунктом 27 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 (далее по тексту – Постановление № 1221) заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования.
Ка следует из материалов дела, и не оспаривается административным ответчиком, Чураковым А.В. возложенные на него обязанности по предоставлению документов, указанных в пункте 34 Постановления № 1221, исполнены.
Постановление № 1221 не содержит такого основания для отказа в присвоении адреса земельному участку как отсутствие документации по планировке территории.
Основанием отказа послужил подпункт «г» пункта 40 Постановления № 1221.
Согласно подпункту «г» пункта 40 Постановления № 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации или аннулировании его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Постановления № 1221, присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, следовательно присвоение данному участку адреса может быть осуществлено в случае подготовки документации по планировке территории в отношении подлежащей застройке территории.
Материалами дела подтверждено, и не оспаривается административным ответчиком, что документация по планировке территории, на которой расположен земельный участок, отсутствует, ее подготовка на момент выдачи оспариваемого отказа не велась.
При рассмотрении настоящего дела судебная коллегия руководствуется нормами ГрК РФ, действующими на момент вынесения оспариваемых решений Администрации МО «Ягульское».
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Положения части 1.1. статьи 45 ГрК РФ предусматривают, что решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;
3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Частью 3 статьи 46.9 ГрК РФ установлено, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством (далее в настоящей статье также - правообладатель). При этом участие правообладателя, не являющегося собственником земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет.
Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (часть 4 статьи 46.9 ГрК РФ).
Административный истец к кругу лиц, указанных в вышеприведенных положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории которыми принимаются самостоятельно, не относится. Иного из материалов дела не следует (в частности, договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, заключенные между ним и органом местного самоуправления, отсутствуют).
В этой связи Администрация МО «Ягульское» при рассмотрении заявления Чуракова А.В. о присвоении почтового адреса земельному участку, в целях обеспечения его надлежащего рассмотрения была вправе организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с представлением ее на утверждение.
Иное суждение по существу спора, нарушало бы права административного истца на реализацию его права по присвоению земельному участку почтового адреса, поскольку присвоение адреса в отношении земельного участка, согласно требованиям законодательства осуществляется в случае подготовки документации по планировке территории. Сам факт наличия заявления Чуракова А.В. свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления оснований для проведения мероприятий по подготовке документации по планировке территории, что согласуется с положениями части 1 статьи 46 ГрК РФ.
Из заявления Чуракова А.В. от 1 марта 2018 года следует, что последний просит присвоить почтовый адрес вновь образованному земельному участку с кадастровым №
Согласно пункту 21 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи. К реквизитам почтового адреса относятся, в том числе название улицы, номер дома, номер квартиры, название населенного пункта, название района, название субъекта Российской Федерации (подпункты «в», «г», «д», «е» пункт 22).
Таким образом, доводы суда первой инстанции о том, что отказ в присвоении почтового адреса является неправомерным, состоятельны. Отказ Администрации МО «Ягульское» в присвоении почтового адреса земельному участку не соответствуют закону и нарушает права Чуракова А.В.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой и регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
Положения статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливают, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, который включает наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8 статьи 14 данного Федерального закона).
На момент оспариваемых действий административного ответчика в части отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана, отказа в выдаче разрешения на строительство действовали:
Административный регламент Администрации муниципального образования «Ягульское» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Ягульское» от 29 апреля 2016 года № 180 (далее по тексту – Административный регламент № 180);
Административный регламент Администрации муниципального образования «Ягульское» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Ягульское» от 29 апреля 2016 года № 178 (далее по тексту – Административный регламент № 178).
Согласно статье 56 ГрК РФ градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В частности, к такой информации относятся сведения: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с ГрК РФ; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, и т.д. деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон и т.д.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 57.3 ГрК РФ при подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего Кодекса.
В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки (часть 8 статьи 57.3 ГрК РФ).
Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Таким образом, согласно нормам ГрК РФ градостроительный план земельного участка – это документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, содержащая в том числе сведения о возможном использовании этого земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, градостроительный план земельного участка необходим для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. При обращении физического или юридического лица уполномоченный орган в установленный срок обязан подготовить, утвердить и представить градостроительный план земельного участка заявителю, при этом для подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа уполномоченному органу не требуется принимать определенные решения и совершать весь комплекс действий, являющихся обязательными для подготовки и утверждения проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Уполномоченный орган, на который законом возложена обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка при подготовке градостроительного плана земельного участка должен лишь указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные.
Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости.
Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта, исходя из видов разрешенного использования, согласно статье 51 Правил землепользования и застройки муниципального образовании «Ягульское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Ягульское» от 12 декабря 2014 года № 68 отнесен к территориальной зоне «Ж» - зона застройки индивидуальными домами, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента № 180 с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка вправе обратиться физические лица или юридические лица, их уполномоченные представители в случае, если земельный участок находится на территории муниципального образования «Ягульское».
Пунктом 2.9.2 указанного Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: 1) к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 2.6.1 настоящего Регламента; 2) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо (лицо, которое не является заявителем в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Регламента); 3) в заявлении не указаны (не поддаются прочтению) фамилия гражданина, направившего заявление, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ заявителю (отказ в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что в заявлении не указан (не поддается прочтению) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, возможет только в случае, если в заявлении отсутствует просьба о направлении заявителю результата муниципальной услуги на электронный адрес, указанный в заявлении); 4) текст письменного заявления не поддается прочтению; 5) в заявлении содержится нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; 6) в заявлении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми заявлениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или иные обстоятельства; 7) заявитель подал заявление об отказе от предоставления муниципальной услуги.
По мнению судебной коллегии, указанное в письменном сообщении органа местного самоуправления от 22 марта 2018 года основание для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, не соответствует основаниям для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренным в пункте 2.9.2 Административного регламента № 180.
Кроме того, доводы административного ответчика о наличии оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана в виду отсутствия документация по планировке территории, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не подтверждены соответствующими доказательствами.
Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
Подготовка документации по планированию территории согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.
Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 ГрК РФ, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка документации по планированию территории является обязательной.
Часть 3 статьи 41 ГрК РФ предусматривает, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2017 года № 269 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
В рассматриваемом случае со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в границах территории, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и случаи, предусмотренные в части 3 статьи 41 ГрК РФ применимы.
Следовательно, указание на необходимость подготовки документации по планировки территории не соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, у администрации МО «Ягульское» не имелось оснований для отказа Чуракову А.В., как собственнику земельного участка, в выдаче и утверждении градостроительного плана земельного участка. Кроме того, судебная коллегия полагает, что Чураков А.В., как собственник указанного недвижимого имущества, не лишен права возводить на участке жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств законности действий по отказу в выдаче и подготовке Чуракову А.В. градостроительного плана спорного земельного участка. Действия административного ответчика не основаны на законе.
Утверждения административного ответчика о том, что земельный участок был включен в границы населенных пунктов с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, готовятся документы для обращения в суд, юридического значения не имеет, поскольку оценке подлежат действия административного ответчика на момент отказа в выдаче градостроительного плана. При этом, согласно положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 4 КАС РФ, заинтересованное лицо имеет право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
С учетом изложенного и установленного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика в указанной части не имеется.
На основании части 2 статьи 227 КАС РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствуясь частью 2 статьи 227 КАС РФ, ограничился возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Чуракова А.В. о присвоении почтового адреса и о подготовке и выдаче градостроительного плана.
По мнению судебной коллегии, возложение на административного ответчика обязанности по присвоению почтового адреса земельному участку и подготовке и выдаче Чуракову А.В. градостроительного плана приведет к возможности подмены судом функций административного ответчика, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного или муниципального органа и тем самым исполнять его функции.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы представителя административного истца Медведева А.А. в указанной части подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство (пункт 5).
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 9 статьи 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом по смыслу части 13 статьи 51 ГрК РФ отсутствие документов, предусмотренных частью 9 этой же статьи, или их несоответствие требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче указанного разрешения.
Пунктом 2.6 Административного регламента № 178 предусмотрен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства документами, необходимыми для предоставления услуги, являются: заявление о выдаче разрешения на строительство; копия документа удостоверяющего личность заявителя; копия документов, подтверждающих полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель физического или юридического лица; правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (подпункт 2.6.2 Административного регламента № 178).
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не приложение к заявлению документов, указанных в подпункте 2.6.2 настоящего Регламента (подпункт 1 пункта 2.9.2 Административного регламента № 178).
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Администрации МО «Ягульское» не имелись достаточные основания для отказа Чуракову А.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Указание в оспариваемом отказе на отсутствие градостроительного плана земельного участка, при подаче заявления Чураковым А.В. о выдаче разрешения на строительство, является обоснованным, поскольку подобный документ, в соответствии с частью 9 статьи 51 ГрК РФ, представляется с соответствующим заявлением.
Доводы административного истца о том, что отказом административного ответчика в выдаче разрешения на строительство нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, судебная коллегия отклоняет, так как такое ограничение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Несостоятельным является и довод административного истца о том, что оспариваемый отказ препятствует ему построить индивидуальный жилой дом на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, в установленном законом порядке, поскольку в данном случае административным истцом самим был нарушен установленный законом порядок.
Не применимы к настоящим правоотношениям также утверждения административного истца на положения части 9.1 статьи 51 ГрК РФ, которая возлагает на органы, указанные в абзаце первом части 9 настоящей статьи, обязанность запрашивать документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
По смыслу приведенной нормы права, застройщик освобождается от обязанности представить в уполномоченный орган документы, необходимые для получения разрешения на строительство, в том числе и градостроительный план земельного участка, только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.
Как следует из фактических обстоятельств дела, градостроительного плана земельного участка, на который Чураковым А.В. испрашивалось разрешение на строительство индивидуального жилого дома, при обращении к административному ответчику не существовало вообще, а не только на руках у застройщика. При таком положении истребование такого документа, вне зависимости от того кем и где это производится, заведомо бесперспективно и безрезультатно.
Указание в решении суда первой инстанции на градостроительный план земельного участка от 1 декабря 2017 года материалами административного дела не подтверждено, данное доказательство в материалах дела отсутствует.
При таком положении отказ Администрации МО «»Ягульское» в выдаче Чуракову А.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровыми номером 18:08:022001:828 является законным, как основанный на требованиях действующего градостроительного законодательства, следовательно, постановленное судом решение, признающее указанный отказ незаконным и возлагающее обязанность повторного рассмотрения заявления Чуракова А.В., подлежит отмене, апелляционная жалоба административного ответчика в указанной части удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2018 года отменить в части, принять в указанной части новое решение, которым административные исковые требования Чуракова А. В. к Администрации муниципального образования «Ягульское» о признании незаконным отказа от 27 марта 2018 года № 246-м в выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: Удмуртская республика, Завьяловский район, на территории МО «Ягульское» д. Русский Вожой, обязании выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровыми №, оставить без удовлетворения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя административного истца Медведева А. А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.В. Кричкер
Судьи: Н.Н. Сентякова
Н.Ф. Машкина
Копия верна:
Председательствующий судья