ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4022/18 от 05.09.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Орлов Д. В. Дело № 33а-4022/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е. В.,

судей Сентяковой Н. Н.,

Машкиной Н. Ф.,

при секретаре Пенькиной Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ч.А.В.М.А.А., по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

административные исковые требования Ч.А.В. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконым отказа в выдаче градостроительного плана, отказа в выдаче разрешения на строительство и отказа в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и об обязании Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, градостроительного плана, присвоить почтовый адрес земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-м в присвоении почтового адреса земельному участку, расположенного: Удмуртская Республика, Завьяловский район, кадастровый .

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-м в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенного: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый .

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-м в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 800 кв.м., расположенного: Удмуртская Республика, <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ч.А.В. путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявлений Ч.А.В. о присвоении почтового адреса, о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного: Удмуртская Республика, <адрес>, разрешенное использование: индивидуальные жилые <адрес> этажа, уведомив о принятом решении в течение месяца административного истца и Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Ягульское» Удмуртской Республики в пользу Ч.А.В. расходы по оплате госпошлины в размере 300,00 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного истца М.А.А., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, полагавшего доводы апелляционной жалобы административного ответчика необоснованными, представителя административного ответчика Л.И.В., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, полагавшего доводы апелляционной жалобы представителя административного истца необоснованными, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

Ч.А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее по тексту – Администрация МО «<данные изъяты>»), в котором просит:

признать незаконным отказ выдаче градостроительного плана, отказ в присвоении почтового адреса, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, на территории МО «<данные изъяты>» д. Русский Вожой;

обязать Администрацию МО «<данные изъяты>» выдать градостроительный план, разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровыми номером <данные изъяты>, присвоить данному участку почтовый адрес.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Русский Вожой. В марте 2018 года он обратился в административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство индивидуального жилого дома и присвоения почтового адреса земельному участку. Письмами от 22 марта, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче градостроительного плана, присвоения почтового адреса и разрешения на строительство в виду отсутствия проекта планировки и проекта межевания территории населенного пункта д. Русский Вожой. Считает данные отказы незаконными, поскольку они препятствует в реализации прав собственника.

В судебном заседании представитель административного истца М.А.А. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Л.И.В. возражал по заявленным требованиям.

В судебное заседание административный истец Ч.А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело по существу рассмотрено в его отсутствие.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца М.А.А. просит решение суда отменить в части обязании администрации МО «<данные изъяты>» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления Ч.А.В. о присвоении почтового адреса, о выдаче градостроительного плана, о выдаче разрешения на строительство. Принять в указанной части новое решение об обязании Администрации МО «<данные изъяты>» выдать Ч.А.В. градостроительный план, разрешение на строительство жилого дома, присвоит земельному участку почтовый адрес. Полагает, что решение вынесено с нарушением процессуальных норм, поскольку суд рассмотрел дело по не заявленным требованиям.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решения об отказе исковых требований. Полагает, что суд: нарушил и неправильно применил нормы материального права; дал ненадлежащую оценку предоставленным доказательствам; неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В поступивших письменных возражениях представитель административного истца М.А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «<данные изъяты>» без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Как следует из материалов административного дела, Ч.А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 800+/-9.90 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные жилые <адрес> этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям; блокированные 2-х квартирные и многоквартирные жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах; отдельно стоящих, встроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения; магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв.м.; детские площадки, спортплощадки, спортзалы; отделения связи; амбулаторно-поликлинические учреждения; объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АСТ, локальные очистные сооружения и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «Ягульское» письменным сообщением за Ч.А.В. отказано в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.

Основанием отказа, со ссылкой на подпункт «г» пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» послужило то обстоятельство, что документация по планировке территории не ведется.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» письменным сообщением за Ч.А.В. отказано в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Основанием отказа, со ссылкой на часть 3 статьи 4, часть 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации послужило то обстоятельство, что отсутствует документация по планировке территории.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «Ягульское» письменным сообщением за Ч.А.В. отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Основанием отказа, со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации послужило то обстоятельство, что отсутствует градостроительный план земельного участка.

Полагая, что действия по отказу в присвоении почтового адреса, подготовке и выдаче градостроительного плана, выдаче разрешения на строительство являются незаконными, нарушающими права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики» Муниципальное образование «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Из содержания пункта 21 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.

Пунктом 21 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Анализ приведенных положений законодательства, позволяет сделать вывод, что вопросы организации в границах сельского поселения присвоения адресов земельным участникам осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения, на территории которого расположен земельный участок.

В соответствии с пунктом 27 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 (далее по тексту – Постановление № 1221) заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования.

Ка следует из материалов дела, и не оспаривается административным ответчиком, Ч.А.В. возложенные на него обязанности по предоставлению документов, указанных в пункте 34 Постановления № 1221, исполнены.

Постановление № 1221 не содержит такого основания для отказа в присвоении адреса земельному участку как отсутствие документации по планировке территории.

Основанием отказа послужил подпункт «г» пункта 40 Постановления № 1221.

Согласно подпункту «г» пункта 40 Постановления № 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации или аннулировании его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Постановления № 1221, присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях:

подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, следовательно присвоение данному участку адреса может быть осуществлено в случае подготовки документации по планировке территории в отношении подлежащей застройке территории.

Материалами дела подтверждено, и не оспаривается административным ответчиком, что документация по планировке территории, на которой расположен земельный участок, отсутствует, ее подготовка на момент выдачи оспариваемого отказа не велась.

При рассмотрении настоящего дела судебная коллегия руководствуется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующими на момент вынесения оспариваемых решений Администрации МО «<данные изъяты>».

Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу пункта 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» полномочия в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления на территории Удмуртской Республики по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений отнесены к полномочиям органов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 581 утверждено Положение о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений (далее по тексту – Положение).

Настоящее Положение определяет порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов) (далее - документация по планировке территории), а также по внесению в них изменений в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Согласно абзаца 2 пункта 2 Положения, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на подготовку проектов решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории, по внесению в нее изменений, а также проектов решений об отклонении такой документации от утверждения, является Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - Министерство).

Пунктом 3 Положения установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, образованные на территории Удмуртской Республики, по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют в Министерство обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории либо по внесению в нее изменений.

Положения части 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Частью 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством (далее в настоящей статье также - правообладатель). При этом участие правообладателя, не являющегося собственником земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет.

Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (часть 4 статьи 46.9).

Административный истец к кругу лиц, указанных в вышеприведенных положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории которыми принимаются самостоятельно, не относится. Иного из материалов дела не следует (в частности, договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, заключенные между ним и органом местного самоуправления, отсутствуют).

В этой связи Администрация МО «<данные изъяты>» при рассмотрении заявления Ч.А.В. о присвоении почтового адреса земельному участку, в целях обеспечения его надлежащего рассмотрения была вправе по своей инициативе направить в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории.

Иное суждение по существу спора, нарушало бы права административного истца на реализацию его права по присвоению земельному участку почтового адреса, поскольку присвоение адреса в отношении земельного участка, согласно требованиям законодательства осуществляется в случае подготовки документации по планировке территории. Сам факт наличия заявления Ч.А.В. свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления оснований для инициирования вопроса по принятию решения по подготовке документации по планировке территории, что согласуется с вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Из заявления Ч.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний просит присвоить почтовый адрес вновь образованному земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно пункту 21 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи. К реквизитам почтового адреса относятся, в том числе название улицы, номер дома, номер квартиры, название населенного пункта, название района, название субъекта Российской Федерации (подпункты «в», «г», «д», «е» пункт 22).

Таким образом, доводы суда первой инстанции о том, что отказ в присвоении почтового адреса является неправомерным, состоятельны. Отказ Администрации МО «<данные изъяты>» в присвоении почтового адреса земельному участку не соответствуют закону и нарушает права Ч.А.В.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика в указанной части судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой и регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

Положения статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливают, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого, в частности, должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, который включает наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8 статьи 14 данного Федерального закона).

На момент оспариваемых действий административного ответчика в части отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана, отказа в выдаче разрешения на строительство действовали:

Административный регламент Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от 29 апреля 2016 года № 180 (далее по тексту – Административный регламент № 180);

Административный регламент Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от 29 апреля 2016 года № 178 (далее по тексту – Административный регламент № 178).

Согласно статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, к такой информации относятся сведения: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, и т.д. деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон и т.д.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Согласно части 7 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего Кодекса.

В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки (часть 8 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Таким образом, согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка - это документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, содержащая в том числе сведения о возможном использовании этого земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, градостроительный план земельного участка необходим для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. При обращении физического или юридического лица уполномоченный орган в установленный срок обязан подготовить, утвердить и представить градостроительный план земельного участка заявителю, при этом для подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа уполномоченному органу не требуется принимать определенные решения и совершать весь комплекс действий, являющихся обязательными для подготовки и утверждения проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Уполномоченный орган, на который законом возложена обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка при подготовке градостроительного плана земельного участка должен лишь указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные.

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).

На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости.

Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта, исходя из видов разрешенного использования, согласно статье 51 Правил землепользования и застройки муниципального образовании «<данные изъяты>», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ отнесён к территориальной зоне «Ж» - зона застройки индивидуальными домами, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.

Согласно пункту 1.2 Административного регламента с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка вправе обратиться физические лица или юридические лица, их уполномоченные представители в случае, если земельный участок находится на территории муниципального образования «<данные изъяты>».

Пунктом 2.9.2 указанного Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: 1) к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 2.6.1 настоящего Регламента; 2) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо (лицо, которое не является заявителем в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Регламента); 3) в заявлении не указаны (не поддаются прочтению) фамилия гражданина, направившего заявление, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ заявителю (отказ в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что в заявлении не указан (не поддается прочтению) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, возможет только в случае, если в заявлении отсутствует просьба о направлении заявителю результата муниципальной услуги на электронный адрес, указанный в заявлении); 4) текст письменного заявления не поддается прочтению; 5) в заявлении содержится нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; 6) в заявлении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми заявлениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или иные обстоятельства; 7) заявитель подал заявление об отказе от предоставления муниципальной услуги.

По мнению, судебной коллегии, указанное в письменном сообщении органа местного самоуправления от 22 марта 2018 года основание для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, не соответствует основаниям для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренным в пункте 2.9.2 Административного регламента № 180.

Кроме того, доводы административного ответчика о наличии оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана в виду отсутствия документация по планировке территории, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не подтверждены соответствующими доказательствами.

Согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Подготовка документации по планированию территории согласно части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.

Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка документации по планированию территории является обязательной.

Часть 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

В рассматриваемом случае со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в границах территории, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и случаи, предусмотренные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации применимы к спорным правоотношениям.

Следовательно, указание на необходимость подготовки документации по планировки территории не соответствует действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, у администрации МО «<данные изъяты>» не имелось оснований для отказа Ч.А.В., как собственнику земельного участка, в выдаче и утверждении градостроительного плана земельного участка. Кроме того, судебная коллегия полагает, что Ч.А.В., как собственник указанного недвижимого имущества, не лишен права возводить на участке жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств законности действий по отказу в выдаче и подготовке Ч.А.В. градостроительного плана спорного земельного участка. Действия административного ответчика не основаны на законе.

Утверждения административного ответчика о том, что земельный участок был включен в границы населенных пунктов с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, готовятся документы для обращения в суд, юридического значения не имеет, поскольку оценке подлежат действия административного ответчика на момент отказа в выдаче градостроительного плана. При этом, согласно положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заинтересованное лицо имеет право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

С учетом изложенного и установленного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика в указанной части не имеется.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствуясь частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ограничился возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Ч.А.В. о присвоении почтового адреса и о подготовке и выдаче градостроительного плана.

По мнению судебной коллегии, возложение на административного ответчика обязанности по присвоению почтового адреса земельному участку и подготовке и выдаче Ч.А.В. градостроительного плана приведет к возможности подмены судом функций административного ответчика, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного или муниципального органа и тем самым исполнять его функции.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы представителя административного истца М.А.А. в указанной части подлежат отклонению.

В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство (пункт 5).

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом по смыслу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие документов, предусмотренных частью 9 этой же статьи, или их несоответствие требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче указанного разрешения.

Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства документами, необходимыми для предоставления услуги, являются: заявление о выдаче разрешения на строительство; копия документа удостоверяющего личность заявителя; копия документов, подтверждающих полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель физического или юридического лица; правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (подпункт 2.6.2 Административного регламента ).

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не приложение к заявлению документов, указанных в подпункте 2.6.2 настоящего Регламента (подпункт 1 пункта 2.9.2 Административного регламента ).

Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Администрации МО «<данные изъяты>» не имелись достаточные основания для отказа Ч.А.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на ошибочном толковании норм материального права.

Указание в оспариваемом отказе на отсутствие градостроительного плана земельного участка, при подаче заявления Ч.А.В. о выдаче разрешения на строительство, является обоснованным, поскольку подобный документ, в соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляется с соответствующим заявлением.

Доводы административного истца о том, что отказом административного ответчика в выдаче разрешения на строительство нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, судебная коллегия отклоняет, так как такое ограничение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Несостоятельным является и довод административного истца о том, что оспариваемый отказ препятствует ему построить индивидуальный жилой дом на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, в установленном законом порядке, поскольку в данном случае административным истцом самим был нарушен установленный законом порядок.

Не применимы к настоящим правоотношениям также утверждения административного истца на положения части 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на органы, указанные в абзаце первом части 9 настоящей статьи, обязанность запрашивать документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По смыслу приведенной нормы права, застройщик освобождается от обязанности представить в уполномоченный орган документы, необходимые для получения разрешения на строительство, в том числе и градостроительный план земельного участка, только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Как следует из фактических обстоятельств дела, градостроительного плана земельного участка, на который Ч.А.В. испрашивалось разрешение на строительство индивидуального жилого дома, при обращении к административному ответчику не существовало вообще, а не только на руках у застройщика. При таком положении истребование такого документа, вне зависимости от того кем и где это производится, заведомо бесперспективно и безрезультатно.

Указание в решении суда первой инстанции на градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ материалами административного дела не подтверждено, данное доказательство в материалах дела отсутствует.

При таком положении отказ Администрации МО «»<данные изъяты>» в выдаче Ч.А.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровыми номером <данные изъяты> является законным, как основанный на требованиях действующего градостроительного законодательства, следовательно, постановленное судом решение, признающее указанный отказ незаконным и возлагающее обязанность повторного рассмотрения заявления Ч.А.В., подлежит отмене, апелляционная жалоба административного ответчика в указанной части удовлетворению.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части, принять в указанной части новое решение, которым административные исковые требования Ч.А.В. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ-м в выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская республика, <адрес>, на территории МО «Ягульское» д. Русский Вожой, обязании выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровыми номером <данные изъяты>, оставить без удовлетворения.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя административного истца М.А.А. оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья: Е. В. Кричкер

Судьи: Н. Н. Сентякова

ФИО1