Судья: Пискарева И.В. Дело № 33а-4026/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2018 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Емелина А.В.,
при секретаре – Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Промышленного районного суда г. Самара от 05 февраля 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Муниципального автономного учреждения г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» - ФИО2 (по доверенности), представителя ГУ МВД России по Самарской области - ФИО3 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Муниципального автономного учреждения г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» (далее МАУ г.о.Самара «МФЦ»), указав, что 07.12.2017 в 12 час. 51 мин. сотрудницей МАУ «МФЦ» ФИО4 ему отказано в приеме документов, поданных в связи с заменой паспорта гражданина РФ по достижению 20-ти летнего возраста, о чем выдано уведомление об отказе в приеме документов от 07.12.2017. Отказ в приеме документов обоснован отсутствием у административного истца военного билета и ссылкой на пункты 26.1 и 35 Приказа ФМС России от 30.11.2012 №391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность РФ на территории РФ» (в ред. до 19.12.2017). ФИО1 считает данный отказ незаконным и нарушающим его права как гражданина РФ, поскольку он не является военнообязанным, не зачислен в запас, военный билет у него отсутствует, в связи с чем полагает, что требование МАУ «МФЦ» о предоставлении документов воинского учета является излишним, поскольку предоставление этих документов не предусмотрено Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828. Кроме того, необходимую информацию МАУ г.о.Самара «МФЦ» имело возможность получить, направив соответствующий запрос в порядке информационного взаимодействия.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать незаконными действия МАУ г.о.Самара «МФЦ», выразившиеся в отказе в приеме документов для замены паспорта, в связи с достижением 20-ти летнего возраста; обязать административного ответчика принять пакет документов для оказания государственной услуги по замене паспорта РФ, в связи с достижением 20-ти летнего возраста.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с которым не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, не соответствующего положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представители МАУ г.о.Самара «МФЦ» - ФИО2 (по доверенности), ГУ МВД России по Самарской области - ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 07.12.2017 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в МАУ г.о. Самара «МФЦ» с заявлением о предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации по достижению 20-ти летнего возраста.
Согласно уведомлению, выданному главным специалистом МАУ «МФЦ» ФИО4 от 07.12.2017, ФИО1, на основании п. 26.1 п. 35 Приказа ФМС России от 30.11.2012 №391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность РФ на территории РФ» отказано в приеме документов по причине отсутствия военного билета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия МАУ г.о. Самара «МФЦ», выразившиеся в отказе в приеме документов для замены паспорта соответствуют закону и не нарушает права административного истца ФИО1
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они сделаны на основании установленных обстоятельств дела, с учетом требований закона, регулирующих спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России.
Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1997 N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, пунктом 7 которого, предусмотрено, что замена паспорта производится при достижении 20-летнего возраста.
Согласно п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 в паспорте производятся отметки об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста.
В силу п. 12 и п. 13 Положения замена паспорта производится при достижение 20-летнего возраста. Для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 x 45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта.
В соответствии с п. 14. Положения документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Муниципальное автономное учреждение городского округа Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» (далее — МАУ «МФЦ») осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами федеральной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», иных норм действующего законодательства.
МАУ «МФЦ» организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее -Соглашение). Государственная услуга «Выдача, замена паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ» в МАУ «МФЦ» предоставляется в соответствии с Соглашением № 5 от 15.09.2014 и включает в себя прием от заявителей документов, необходимых для оказания услуги и передачу их в соответствующие территориальные органы по вопросам миграции для оформления паспорта.
Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (в ред. до 19.12.2017) устанавливает перечень административных процедур, выполняемых при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с п. 60 вышеназванного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту) и всех необходимых документов.
В 30-дневный срок после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 Регламента, для выдачи (замены) паспорта граждане представляют документы и личные фотографии, необходимые для получения (замены) паспорта, непосредственно в подразделение либо через сотрудников многофункциональных центров (в случае если с многофункциональным центром заключено соглашение).
В силу п. 26.1 Регламента к документам, необходимым для предоставления в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги являются документы воинского учета (при наличии соответствующего основания).
Пунктом 35 Административного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в приеме документов являются: в том числе непредставление документов, указанных в пунктах 23 - 30.3 Административного регламента.
Установлено, подтверждено материалами дела, что при обращении 07.12.2017 в МАУ г.о. Самара «МФЦ» с заявлением о предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (по месту регистрации) по достижению 20-ти летнего возраста, ФИО1 документы воинского учета, представлены. При этом, непредставление запрашиваемых заинтересованным лицом документов, ФИО1 не оспаривает.
При таких обстоятельствах действия МАУ г.о.Самара «МФЦ», выразившиеся в отказе ФИО1 в приеме документов для замены паспорта РФ, в связи с достижением им 20-ти летнего возраста по мотиву непредставления документов воинского учета, является правильным, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления подлежит оставлению без изменения.
Довод ФИО1, что при подаче заявления для замены паспорта РФ им представлен полный комплект всех необходимых документов, противоречит материалам дела.
При этом ссылки ФИО1 на то, что он не является военнообязанным, не зачислен в запас, военный билет у него отсутствует, не состоятельны ввиду следующего.
В соответствии со ч.1 ст. 8 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждан обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом, проходящих военную службу, отбывающих наказание в местах лишения свободы, женского пола, не имеющих военно- учетной специальности, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 18 Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 подтверждают постановку на воинский учет в том числе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Статья 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3-х месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу – по месту пребывания) в военном комиссариате; бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 является лицом, обязанным состоять на воинском учете. Доказательств того, что он освобожден от данной обязанности административный истец не представил.
Административный истец ФИО1 подтвердил, что он действительно прошел медицинскую комиссию в военкомате и в отношении него принято решение о том, что он подлежит призыву на военную службу. Однако документа воинского учета ему не выдали. С письменным заявлением о выдаче документа воинского учета гражданина, подлежащего призыву на военную службу, он не обращался.
Таким образом, административный истец не лишен возможности получить в установленном порядке соответствующий документ воинского учета – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и повторно обратиться в МАУ «МФЦ» или непосредственно в территориальный орган по вопросам миграции МВД РФ, уполномоченный на выдачу паспортов, представив все необходимые документы для замены паспорта, предусмотренные вышеуказанным Административным регламентом.
Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность предоставления необходимых документов, в том числе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, административный истец суду не представил.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции не допустил неправильного применения норм материального права и не нарушил норм процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Ссылки в жалобе на решение Верховного суда РФ от 20.03.2017 №АКПИ 17-78 не могут быть приняты во внимание, поскольку настоящий спор основан на иных фактических обстоятельствах.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Сведений о наступлении для административного истца в результате оспариваемых действий негативных последствий, перечисленных в ст.218 КАС РФ, что является необходимым условием для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, не имеется.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия учитывает, что ФИО1 не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги по замене паспорта РФ, представив все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 05 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –