Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-4059/2019
Судья Миронова Н.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Мурзаевой Лидии Ивановны, Сорокина Юрия Карловича, Кудковой Зои Степановны, Мирошниченко Сергея Владимировича о признании незаконным бездействия администрации города Шумерля Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Мурзаева Л.И., Сорокин Ю.К., Кудкова З.С., Мирошниченко С.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее Минстрой Чувашии), выразившегося в не включении многоквартирного жилого дома №..., в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до 1 января 2017 года, с целью предоставления в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики; обязании включить многоквартирный жилой дом №..., в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до 1 января 2017 года, с целью предоставления в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются нанимателями квартир ... расположенных в жилом доме №.... Согласно акту обследования №11 и заключению от 25 октября 2015 года №11, составленными межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением администрации г.Шумерля от 12 октября 2015 года №214-п, расположенный по вышеуказанному адресу жилой дом, в котором истцы проживают со своими семьями, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что дом является аварийным истцы неоднократно обращались в администрацию г.Шумерля, а также в Минстрой Чувашии с просьбой о включении их дома в муниципальную и республиканскую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Несмотря на это многоквартирный дом не был включен ни в одну из Республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В ответе Минстроя Чувашии от 7 февраля 2019 года №09115-1235 указано, что жилой дом №..., не может быть включен в новую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, так как согласно реестру АИС «Реформа ЖКХ», содержащей сведения о аварийном жилищном фонде, признанным таковым после 1 января 2012 года, администрацией г.Шумерля внесены сведения по дому как «Жилой дом блокированной застройки» Из ответов же администрации усматривается, что, напротив, администрацией спорный дом был включен в реестр домов, признанных аварийными, как «многоквартирный жилой дом». Из письма администрации г.Шумерля от 22 февраля 2019 года за №1806 следует, что, несмотря на то, что администрация г.Шумерля Чувашской Республики требования, предъявленные Минстроем Чувашии об обосновании и подтверждении статуса дома №... как многоквартирного, выполнила в полном объеме, Минстрой Чувашии не включил указанный жилой дом в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до 1 января 2017 года с целью предоставления в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию вышеуказанных мероприятий (переселение из ветхого и аварийного жилого фонда). Спорный жилой дом является многоквартирным домом и не может считаться жилым домом блокированной застройки по техническим показателям и подлежит включению в вышеуказанные сведения.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Мурзаева Л.И., Кудкова Л.И. и их представители Рязанова Е.В. и Антошин А.В. требования поддержали, представители административных ответчиков администрации г.Шумерля Чувашской Республики Сотниченко Д.В., Минстроя Чувашии Анисимов К.В. требования не признали.
Административные истцы Сорокин Ю.К., Мирошниченко С.В., в судебном заседании не присутствовали.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, Минстрой Чувашии подал апелляционную жалобу, в которой, ставит вопрос о его отмене по мотивам незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об отказе административным истцам в удовлетворении заявленного требования. Доводы апелляционной жалобы основаны неверным толкованием норм материального права, поскольку из системного толкования положений частей 1, 4 и 6 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и их взаимосвязи следует, что предоставление сведений в целях расчета лимитов применяется к отношениям, возникшим при реализации уже завершенных 1 сентября 2017 года региональных программ, обязанность предоставления сведений имеется у высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации), каковым Минстрой Чувашии не является. При разрешении спора судом применена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 года, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года № 168. Между тем, указанная программа не применима, поскольку предметом ее правового регулирования являлось обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном законом порядке аварийными, а спорный дом признан аварийным после 1 января 2012 года. Кроме того, согласно пункту 2.2 распоряжения администрации города Шумерля от 30 ноября 2016 года № 375-п обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... возникла у собственника дома – города Шумерля.
В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов адвокат Антошин А.В., представитель административного ответчика администрации г.Шумерля Чувашской Республики Сотниченко Д.В. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административные истцы Мурзаева Л.И., Сорокин Ю.К., Кудкова З.С., Мирошниченко С.В. являются нанимателями квартир ...
26 октября 2015 года межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением администрации города Шумерля от 12 октября 2015 года № 214-п, произведено обследование помещения (квартира № ...) в жилом дома № ... и сделан вывод о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.
По результатам рассмотренных документов: технического заключения «Оценка технического состояния строительных конструкций одноэтажного жилого дома», сведений МУП «Шумерлинское городское бюро технической инвентаризации» и на основании указанного акта межведомственной комиссии, вынесено заключение от 26 октября 2015 года № 11 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ).
На территории Чувашской Республики в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации принята Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 года, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года № 168.
Реализация названной Республиканской адресной программы завершена.
На момент обращения административных истцов в суд на территории Чувашской Республики действующей республиканской программы по переселению граждан из аварийного фонда не имелось.
В силу пункта 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 года - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 года до 1 июля 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ средства Фонда, сформированные в соответствии с частью 1.1 статьи 5 настоящего Федерального закона и предназначенные для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, направляются на увеличение части лимита, установленного для каждого субъекта Российской Федерации, на финансирование такого переселения (далее - лимит средств на переселение). Увеличение лимита средств на переселение осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных частями 4 - 6 настоящей статьи, за исключением части имущественного взноса Российской Федерации, направляемой на увеличение лимитов в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Часть 6 той же статьи предусмотрено, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством Российской Федерации порядке жилые помещения непригодными для проживания, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. В случае выявления технических погрешностей, неточностей или неполноты в представленных ранее сведениях об общей площади аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в указанный федеральный орган исполнительной власти уточненные сведения об общей площади аварийного жилищного фонда. Указанный федеральный орган исполнительной власти представляет полученные сведения в Фонд. Фонд проводит проверку обоснованности полученных уточненных сведений и сообщает о результатах такой проверки в указанный федеральный орган исполнительной власти.
По смыслу указанных правовых норм для подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 года до 1 июля 2025 года руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляются сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные, в том числе, от органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 1, статьи 5 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики, в систему органов исполнительной власти включены Министерства.
Функции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики регламентированы в Положении о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2012 года № 214, к числу которых отнесены: разработка проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, касающихся градостроительной и архитектурной деятельности, строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда; разработка бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, федеральным целевым программам в области градостроительной и архитектурной деятельности, строительной индустрии, жилищного строительства (включая развитие ипотечного жилищного кредитования), жилищно-коммунального хозяйства, развития коммунальной инфраструктуры, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемым на территории Чувашской Республики.
Из письма от 29 декабря 2018 года № 09/15-12080 следует, что Минстроем Чувашии формировались сведения по аварийному жилищному фонду, признанных таковыми до 1 января 2017 года, предоставляемых в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики. В связи с чем, из администрации города Шумерля запрашивались в срок до 16 часов 00 минут 29 декабря 2018 года обосновывающие и подтверждающие документы изменения статуса дома, расположенного по адресу: ... введенные в АИС «Реформа ЖКХ», в связи с изменением его статуса с «дом блокированной застройки» на «многоквартирный дом».
Письмом от 29 декабря 2018 года № 9097 главой администрации города Шумерля направлены в Минстрой Чувашии сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (по состоянию на 1 января 2019 года), в числе прочего, по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г..., 1963 года постройки, площади и количестве расселяемых – 116,50 кв.м., 13 человек.
Письмом от 7 февраля 2019 года № 09/15-1235 по обращению Кудковой З.С. по вопросу законности исключения дома, расположенного по адресу: ... из программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда Минстроем Чувашии сообщено что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ финансовая поддержка Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не может расходоваться на расселение домов блокированной застройки, в связи с чем, основания для включения указанного дома в новую республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда отсутствуют.
Разрешая настоящий публично-правовой спор, суд первой инстанции руководствуясь статьями 16, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.21 ГОСТа Р 51929-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуг жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», определениями, раскрытыми в СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», Методическими рекомендациями по порядку формирования и ведения реестров многоквартиных домов и жилых домов, признанных аварийными, утв. Приказом Минстроя России от 30 июля 2015 года № 536/пр, пришел к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: ... являясь многоквартирным домом подлежал включению в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до 1 января 2017 года, с целью предоставления в государственную корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку он мотивирован, сделан на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 КАС РФ).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (части 1 и 3 статьи 4 КАС РФ).
Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 КАС РФ).
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 КАС РФ).
Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 КАС РФ).
Во исполнение пункта 13(1) комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р, в целях организации учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными Приказом Минстроя России от 30 июля 2015 года № 536/пр, утверждены Методические рекомендации по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными.
Согласно пункту 5 названных Методических рекомендаций формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем внесения данных в экранные формы автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по формам согласно приложениям № 1, №2 к Методическим рекомендациям.
Тип дома определяется с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (пункт 4 названных Методических рекомендаций).
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой права, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеет единый статус - жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в ред. от 2 августа 2007 года), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены, в числе прочих, объекты капитального строительства, как:
объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;
жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
При этом с учетом части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации).
Действующее законодательство, строительные нормы и правила (СП 55.13330.2011) к блокированным домам относят дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на земельный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных выходов, а также помещений, расположенных над или под другими жилым блоками.
Таким образом, определение типа дома обусловлено техническими характеристиками дома, сведениями о земельном участке на котором он расположен.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости видно, что земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... поставлен на государственный кадастровый учет 8 мая 2019 года, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Из технического паспорта на объект недвижимости – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., изготовленный МУП «...» по состоянию на 11 января 2019 года, видно что названный объект недвижимости 1961 года постройки, общей площадью 116, 50 кв.м., жилой площадью 98, 30 кв.м., имеет четыре квартиры (№№ 1, 2, 3, 4) с отдельными выходами на земельный участок.
В Реестре предприятий и имущества муниципальной собственности города Шумерля содержатся сведения многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... (выписка из Реестра от 20.03.2014 № 1440).
По правилам части 11 статьи 226 КАС РФ административные ответчики не представили в материалы технические документы, подтверждающие правомерность включения спорного дома в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» в качестве дома блокированной застройки, наличия сформированных земельных участков для обслуживания каждой квартиры многоквартирного дома, а также доказательства, обосновывающие правомерность не включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Шумерля, ул.Сурикова, д.95, в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до 1 января 2017 года, с целью предоставления в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики.
Допущенные нарушения повлекли нарушения прав и законных интересов административных истцов, рассчитывающих на государственную поддержку при переселении из аварийного жилищного фонда, поскольку Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы, в которую, многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... не включен.
Оспариваемое бездействие послужило основанием для выделения денежных средств для Чувашской Республики без учета необходимости финансовой поддержки Фонда согласно «Увеличению в 2019 году лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», являющегося приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года № 278 «О порядке предоставления в 2019 - 2021 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации».
На основании изложенного, у суда первой инстанции, не имелось оснований для отказа административным истцам в удовлетворении заявленного требования.
Доводы представителя Минстроя Чувашии Анисимова К.В. направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств; при этом, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по данным требованиям по существу, влияли бы на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Несогласие административного истца в апелляционной жалобе с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции из материалов дела не усматривается, а правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае отсутствуют.
При таких данных, судебное решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба подлежит отклонению в связи с ее необоснованностью; по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 30 мая 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
И.В. Филимонова