ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4070/2021 от 03.08.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-81/2022 (33а-4070/2021)

Судья Еремеева Ю.В. (номер дела в суде первой инстанции 2а-2485/2021)

УИД 75RS0001-02-2021-002367-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шишкаревой С.А.

судей Жилинского А.Г., Каверина С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 3 августа 2022 года административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа «Город Чита» к прокуратуре Забайкальского края о признании представления прокурора незаконным

по апелляционной жалобе представителя прокуратуры Забайкальского края Эповой Н.А. на решение Центрального районного суда г. Читы от 4 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия

установила:

администрация городского округа «Город Чита» посредством представителя по доверенности Безруких А.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Забайкальского края в ходе проверки по обращению Свиридова С.П. о несогласии с назначением на должность муниципальной службы без проведения конкурса должностного лица в комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» установлено, что на основании трудового договора с муниципальным служащим № 2020/7 приказом и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 16.11.2020 № 94-К Попова М.В., не состоявшая в кадровом резерве муниципальной службы, была принята на неопределенный срок на вакантную должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», относящуюся к главной группе должностей муниципальной службы, с 16.11.2020, назначение на должность произведено без проведения конкурса. По результатам проведенной проверки первым заместителем прокурора Забайкальского края вынесено представление № 07-1-11-2020/8078 от 28.12.2020 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. Административный истец просил суд признать незаконным представление первого заместителя прокурора Забайкальского края № 07-1-11-2020/8078 от 28.12.2020 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе (л.д. 7-11).

Определением Центрального районного суда г. Читы от 22 марта 2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены первый заместитель прокурора Забайкальского края Шипицын М. В., Попова М. В. (т. 1 л.д. 3-6), протокольным определением Центрального районного суда от к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (л.д. 108-109), от 18 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Свиридов Сергей Петрович (т. 1 л.д. 108-109).

Решением Центрального районного суда г. Читы от 4 октября 2021 года постановлено: административный иск удовлетворить.

Признать незаконным представление первого заместителя прокурора Забайкальского края № 07-1-11-2020/8078 от 28.12.2020 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе (т. 1 л.д. 177-184).

В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Забайкальского края Эпова Н.А. просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ссылается на то, что проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы предшествует заключению любого трудового договора на должность муниципальной службы. Подчеркивает, что вакантная должность муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» может быть занята по результатам проведения конкурса либо путем предложения данной должности гражданину, зачисленному в кадровый резерв без проведения конкурса. Обращает внимание, что Попова М.В. в кадровом резерве не состояла. Указывает, что решение Центрального районного суда г. Читы от 5 апреля 2021 года, оставленное без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 6июля 2021 года, имеют различные предметы, кроме того, они были оспорены в Восьмом кассационном суде (т. 1 л.д. 190-195).

15 декабря 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению администрации городского округа «Город Чита» к прокуратуре Забайкальского края о признании представления прокурора незаконным приостановлено до вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Читы по делу № 2-716/2022 (2-7071/2021) по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», Поповой М. В. о признании незаконным заключения трудового договора, прекращении действия трудового договора (т. 2 л.д. 9-12).

22 июля 2022 года определением Забайкальского краевого суда производство по административному делу по административному исковому заявлению администрации городского округа «Город Чита» к прокуратуре Забайкальского края о признании представления прокурора незаконным возобновлено (т. 2 л.д. 43-45).

Заинтересованные лица Шипицын М.В., Попова М.В., Свиридов С.П., Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя административного ответчика прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, обсудив доводы представления, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Такая совокупность условий по настоящему административному делу судебной коллегией не установлена.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании трудового договора с муниципальным служащим № 2020/17 от 16.11.2020, заключенного между представителем нанимателя (работодателем) в лице и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» Гуцула Е.А. и гражданкой РФ Поповой М.В., на должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» принята Попова М.В. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Приказом комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 16.11.2020 № 94-п Попова М.В. принята на должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» с 16.11.2020.

Назначение Поповой М.В. на должность муниципальной службы было произведено без проведения конкурса.

Назначение Поповой М.В. на должность без проведения конкурса в нарушение положений ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службу в Российской Федерации», ст. 44 Устава городского округа «Город Чита», требований Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 70 послужило основанием для вынесения оспариваемого представления.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции из того, что отсутствуют доказательства нарушения законодательства о муниципальной службе при заключении комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» с Поповой М.В. трудового договора, имеется несоответствие оспариваемого представления требованиям, установленным Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации, в связи с чем представление первого заместителя прокурора Забайкальского края №07-1-11-2020/8078 от 28.12.2020 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе является незаконным.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что прокуратурой края проведена проверка по обращению Свиридова С.П. от 24.11.2020 о несогласии с назначением на должность муниципальной службы без проведения конкурса начальника управления начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» Поповой М.В.

В ходе проверки установлено, на основании приказа и.о. председателя комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 16.11.2020 № 94-к Попова М.В. принята на неопределенный срок на вакантную должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета с 16.11.2020, с Поповой М.В. 16.11.2020 заключен трудовой договор № 2020/7. В Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае должность, замещаемая Поповой М.В., отнесена к главной группе должностей муниципальной службы. Назначение Поповой М.В. на должность муниципальной службы произведено без проведения конкурса.

Заключению трудового договора на должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета должен предшествовать конкурс. Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» определен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», принятым решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007 № 70 (далее - Положение).

Конкурс в органах местного самоуправления городского округа объявляется руководителем соответствующего органа местного самоуправления либо представителем руководителя соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия нанимателя (п.5 раздела I Положения).

При наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, зависит не от усмотрения работодателя (представителя нанимателя, руководителя соответствующего органа местного самоуправления), а от правил указанного Положения.

Вакантная должность муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» может быть занята по результатам проведения конкурса, либо путем предложения данной должности гражданину, зачисленному в кадровый резерв без проведения конкурса. В кадровом резерве муниципальной службы Попова М.В. не состояла.

Проверкой выявлено, что комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» не обеспечено соблюдение принципа равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, который установлен п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Заключение трудового договора комитетом с Поповой М.В. произведено с нарушением законодательства о муниципальной службе и основных принципов указанной сферы на равный доступ граждан к муниципальной службе. В результате незаконных действий должностных лиц нарушено конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право неопределенного круга лиц на равный доступ к муниципальной службе.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6).

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).

Поскольку по результатам проведенной проверки по обращению Свиридова С.П. установлен факт нарушения закона, прокурором внесено представление об устранении указанных нарушений закона.

В представлении первого заместителя прокурора Забайкальского края № 07-1-11-2020/8078 от 28.12.2020 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе содержатся следующие требования:

1. Безотлагательно рассмотреть данное представление с участием прокурора в срок до 15.01.2020. О времени, дате и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру края.

2. Принять конкретные меры по устранению указанных нарушений, причин и условий им способствующих.

3. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц органа местного самоуправления к дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру края в письменной форме, в установленный законом 30-дневный срок (т. 1 л.д. 74-79).

Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 года по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», Поповой М.В. о признании незаконным заключения трудового договора, постановлено: исковые требования прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», Поповой М.В. о признании незаконным заключения трудового договора удовлетворить; признать незаконным заключение комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» трудового договора от 16 ноября 2020 года № 2020/17 с Поповой М.В.

Судебными инстанциями установлено, что решению о назначении претендента на должность муниципальной службы должна предшествовать обязательная и задокументированная оценка его соответствия квалификационным требованиям для ее замещения, в том числе в рамках конкурса, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и проводимого перед заключением трудового договора.

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (часть 3 статьи 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (статья 33 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно Закону Забайкальского края от 29.12.2008 № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае» должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений (далее - подразделение), замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц; специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органами местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования установленных полномочий и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, избирательной комиссии и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должность, замещаемая Поповой М.В., по Реестру должностей муниципальной службы в Забайкальском крае отнесена к главной группе должностей муниципальной службы.

Согласно части 2 статьи 3 Закона Забайкальского края «О муниципальной службе в Забайкальском крае» соответствие кандидата установленным требованиям устанавливается конкурсной комиссией при проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации городского округа

При этом частью 3 статьи 44 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа от 25 мая 2017 года № 53, установлено, что при замещении должности муниципальной службы в городском округе заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Пунктом 5.1 Положения о комитете городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24 марта 2016 года № 46, предусмотрено, что комитет возглавляет заместитель руководителя администрации городского округа - председатель комитета городского хозяйства администрации городского округа (далее - председатель Комитета), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем администрации городского округа. Председатель Комитета выполняет организационно-распорядительные функции в отношении структурных подразделений Комитета.

Между тем, из пункта 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 24 мая 2007 года № 70, усматривается, что Положением определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» (далее по тексту - городской округ), за исключением должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа.

Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право граждан на равный доступ к муниципальной службе, а вакантной должностью муниципальной службы признается не замещенная муниципальным служащим должность муниципальной службы органа местного самоуправления городского округа, предусмотренная штатным расписанием соответствующего органа местного самоуправления городского округа.

Установлено, что назначение Поповой М.В. на должность муниципальной службы произведено без проведения конкурса.

Согласно пункту 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» следует, что решение о проведении конкурса на вакантную должность муниципальной службы принимается руководителем органа местного самоуправления, в связи с чем, по его распоряжению образуется конкурсная комиссия.

Настоящим Положением определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита», за исключением должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа.

Назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, в которую в свою очередь включаются квалификационные требования, муниципальным служащим может являться только гражданин, соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым для определения его возможности замещать должность муниципальной службы, то есть надлежащим образом исполнять должностные обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судебная коллегия полагает, что представление первого заместителя прокурора Забайкальского края от 28.12.2020 № 07-1-11-2020/8078 является определенным, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении законодательства о муниципальной службе. Представление не содержит неясности, не позволяющие определить пределы, в которых его следует исполнить. Внесение такого представления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Довод представителя административного истца администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., приведенный в суде апелляционной инстанции, о том, что представление прокурора вынесено ненадлежащему должностному лицу судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.

Представление первого заместителя прокурора Забайкальского края от 28.12.2020 № 07-1-11-2020/8078 адресовано руководителю администрации городского округа «Город Чита» Сапожникову А.М.

Из ответа руководителя администрации городского округа «Город Чита» Сапожникову А.М. от 26.01.2021 на представление следует, что по результатам обсуждений требований прокуратуры, было принято решение о направлении в Думу городского округа «Город Чита» на рассмотрение информации по вопросу о необходимости и целесообразности внесения изменений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа «Город Чита» в части конкретизации случаев, когда конкурс на замещение должности муниципальной службы может проводиться. В части требований о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения должностных лиц администрации городского округа «Город Чита» полагает, что правовых оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности не усматривается (т. 1 л.д. 22-23).

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 23.06.2016 № 106 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита» (утратило силу с 1.09.2021, в связи с принятием Решения Думы городского округа «Город Чита» от 24.06.2021 № 69 «Об утверждении структуры администрации городского округа «Город Чита»).

Из приведенной в указанном решении представительного органа муниципальной власти структуры администрации городского округа «Город Чита» следует, что руководителю администрации городского округа «Город Чита» подчиняется заместитель руководителя администрации – председатель комитета городского хозяйства.

Согласно пункт 1.1 Положения о комитете городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (далее – Положения о комитете).

Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом управления администрации городского округа «Город Чита». Организационно-правовая форма Комитета - муниципальное казенное учреждение, созданное в целях осуществления управленческих функций.

Комитет обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать с изображением герба городского округа «Город Чита» и со своим наименованием, другие печати и штампы, необходимые для осуществления деятельности Комитета, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления (пункт 1.3 Положения о комитете).

Комитет возглавляет заместитель руководителя администрации городского округа - председатель комитета городского хозяйства администрации городского округа (далее - председатель Комитета), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем администрации городского округа. Председатель Комитета выполняет организационно-распорядительные функции в отношении структурных подразделений Комитета (пункт 5.1 Положения о комитете).

В состав Комитета входят: управление жилищно-коммунального хозяйства (управление ЖКХ), дорожно-транспортное управление, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел экономики и бюджетного планирования, административно-правовой отдел, технический персонал (пункт 5.2 Положения о комитете).

Таким образом, в отношении заместителя руководителя администрации – председателя комитета городского хозяйства руководитель администрации городского округа «Город Чита» является работодателем, наделенным, в том числе полномочиями по привлечению к дисциплинарной ответственности.

Требование прокурора о принятии конкретных меры по устранению указанных в представлении нарушений закона, причин и условий им способствующих (пункт 2 представления) и о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц органа местного самоуправления к дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере (пункт 3 представления) адресовано руководителю администрации городского округа «Город Чита» как должностному лицу, наделенному властно-распорядительными функциями в возглавляемой им структуре администрации городского округа «Город Чита».

При этом, судебная коллегия учитывает, что представление не содержит требований о привлечении к дисциплинарной ответственности конкретных должностных лиц, в связи с чем указанное требование не может рассматриваться как вмешательство прокурора в компетенцию работодателя по привлечению к ответственности подчиненных руководителю администрации городского округа «Город Чита» должностных лиц.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации городского округа «Город Чита» к прокуратуре Забайкальского края о признании незаконным представления первого заместителя прокурора Забайкальского края от 28.12.2020 № 07-1-11-2020/8078 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе не имеется.

Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда и принятии по настоящему административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 4 октября 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления администрации городского округа «Город Чита» к прокуратуре Забайкальского края о признании представления первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В. № 07-1-11-2020/8078 от 28 декабря 2020 года незаконным отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи