ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4082/2023 от 02.08.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2022-013588-53

Номер в суде первой инстанции 2а-2186/2023

Дело №33а-4082/2023

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В.,

при секретаре

Катковой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Осейчука В.И. на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 31 января 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Осейчука Владимира Ивановича к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Тюменский государственный университет» о признании недействующим положения раздела 4 Общих и специальных требований к квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденных приказом № 404(1)-1 от 18.06.2021 г., в части отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения Осейчука В.И., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Рябковой К.С., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Осейчук В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее по тексту - ФГАОУ ВО «ТюмГУ») о признании недействующим положение раздела 4 Общих и специальных требований к квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско–преподавательскому составу, утвержденных приказом № 404(1)-1 от 18.06.2021, в части принятия на должность профессора претендента, не имеющего ученой степени доктора наук или ученого звания профессора.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое положение считает незаконным, поскольку оно не соответствует положению «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в части раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1, которым установлено обязательное требование к претенденту на должность профессора наличие ученой степени доктора наук или ученого звания профессора. Оспариваемые положения нарушают права административного истца, имеющего ученую степень доктора наук, поскольку предоставляют преимущество претенденту на должность профессора, не имеющему ученой степени доктора наук или ученого звания профессора.

Административный истец Осейчук В.И. в судебном заседании суда первой инстанции просил об удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Зенкина А.С., действующая на основании доверенности от 02.01.2023 (л.д. 27), в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в возражениях.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Осейчук В.И. В апелляционной жалобе, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, повторяя требования и обстоятельства административного искового заявления. Также указывает, что административным ответчиком не представлены доказательства законности оспариваемого акта.

В возражениях ФГАОУ ВО «ТюмГУ» на апелляционную жалобу изложена просьба об отказе в ее удовлетворении, оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции приказом ректора ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» <.......>(1)-1 от <.......> утверждены Общие и специальные требования к квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско – преподавательскому составу в ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (далее - Требования), которые введены в действие с <.......> (пункт 1 приказа от 18.06.2021 № 404(1)-1).

Пунктом 2 приказа от 18.06.2021 № 404(1)-1 предписано директорам институтов, филиалов, руководителям структурных подразделений, заведующим кафедрами, ученому секретарю Ученого совета университета, ученым секретарям советов филиалов, работникам управления по работе с персоналом при конкурсном отборе и приме на работу педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, при установлении квалификационных надбавок руководствоваться данными Требованиями.

Согласно Приложению к указанному приказу от 18.06.2021 № 404(1)-1 установлено, что к претенденту на должность профессора предъявляются требования к квалификации: высшее образование - специалитет, магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю); ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет или ученое звание профессора. В порядке исключения на должность профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени доктора наук и ученого звания профессора, имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, направлению подготовки не менее 10 лет (раздел 4). Также определены специальные требования – наличие научных публикаций.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ от 18.06.2021 № 404(1)-1 вынесен с соблюдением норм действующего законодательства, уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий и прав административного истца не нарушает.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права и установленных по делу фактических обстоятельствах, судебная коллегия не находит.

В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Согласно статье 5 во взаимосвязи со статьей 8, частью 4 статьи 13 Трудового кодекса Российской Федерации локальным нормативным актом является принимаемый работодателем внутренний документ, признаваемый законодателем одним из источников норм трудового права, действие которого локализовано в конкретной организации для всех работников независимо от места выполнения ими работы.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, действующего в период принятия оспариваемого приказа от 18.06.2021, так и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225, действующего со 02.03.2022, в соответствии с которой должность профессора отнесена к должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749, определены порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет, согласно пункту 3 которого заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Наименования должностей специалистов высшего профессионального образования и квалификационные требования к таким должностям определены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2011 года <.......>н (далее – Единый квалификационный справочник), которым установлены требования к квалификации должности профессора: высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора (раздел 3).

Согласно пункту 11 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» указанного Единого квалификационного справочника, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (абзац 1).

На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, и избранные в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности либо без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности - при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные учреждения высшего профессионального образования до начала работы ученого совета на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу (абзац 2).

Аналогичный порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в том числе должности профессора, закреплен в оспариваемом приказе от 18.06.2021 № 404(1)-1, принятый в соответствии с приведенными положениями действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», Единого квалификационного справочника.

С учетом приведенных положений закона и обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком принят оспариваемый приказ от 18.06.2021 № 404(1)-1 в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных ему полномочий, который прав административного истца не нарушает, в связи с чем выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Осейчука В.И. является верными.

При этом вопреки доводам жалобы, что оспариваемые положения приказа от 18.06.2021 № 404(1)-1 относятся к претендентам на должность профессора, принимаемым на конкурсной основе.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене правильного по существу решения суда, основаны на ошибочном толковании норм закона, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, указанным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, в частности, требования об оспаривании: локальных нормативных актов, принимаемых, например, на основании статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что оспариваемое Приложение к приказу от 18.06.2021 № 404(1)-1 «Общие и специальные требования к квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» в силу положений пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 5, 8, 13 Трудового кодекса Российской Федерации является локальным нормативным актом, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения в ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», административный иск Осейчука В.И. подлежал рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не подлежал рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая, что рассмотрение данного дела в соответствии с главой 22 КАС РФ отнесено к подсудности Центрального районного суда г. Тюмени, препятствий для рассмотрения дела в соответствии с названными правилами административного судопроизводства не имелось, исходя из положений ч.5 ст. 310 КАС РФ, разъяснений, изложенных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <.......> № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», ошибочные выводы суда первой инстанции о том, что предметом спора по настоящему делу является нормативный правовой акт, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 31 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осейчука В.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии