Судья Погорелов В.В. Дело № 33а –40839/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сидорова В.В.
судей Суслова К.К., Зенина В.А.
по докладу судьи Суслова К.К.,
при ведении протокола
помощником судьи Горб Е.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Динского районного суда Краснодарского края от 14.08.2019г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчику о признании действия (бездействия) начальника ОВМ ОМВД России по Динскому району по возврату документов без исполнения, по отказу в замене паспорта незаконными и обязании выдать ему паспорт гражданина РФ.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 14.08.2019г. удовлетворен административный иск ФИО1 к отделу по вопросам миграции ОМВД России по Динскому району и Филиалу ГАУ КК «МФЦ КК» о признании действия (бездействия) незаконными и обязании устранить допущенные нарушения. Постановлено признать действия (бездействия) начальника ОВМ ОМВД России по Динскому району по возврату документов без исполнения, по отказу в замене паспорта ФИО1 незаконными. Обязать начальника ОВМ ОМВД России по Динскому району выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации в установленном законом порядке.
Не согласившись с решением суда от 14.08.2019г., представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, принять новое решение по делу, которым удовлетворить исковые требования. Указывает, что судом не приняты во внимание все значимые для дела обстоятельства. Неправильно применены нормы материального и процессуального права. Суд дал неверную оценку представленным доказательствам. Выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам по делу. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что фактически заявитель признается гражданином РФ и суд обязывает выдать ему паспорт гражданина РФ. Считает, что вопросы гражданства относятся к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ГАУ Краснодарского края «многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» по доверенности ФИО3 просила оставить обжалуемое решение суда от 14.08.2019г. без изменения, жалобу- без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 Е. Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить. Представитель ГАУ Краснодарского края «многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Административный истец ФИО1 также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение участвующих лиц, обсудив их, судебная коллегия находит решение районного суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.
Частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» замена паспорта производится при наличии оснований, в том числе достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения.
Пунктом 7 Положения установлен, срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
В силу п. 13, 14 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 х 45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта. Документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Должностные лица многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и организаций социального обслуживания не позднее чем в 3-дневный срок представляют переданные гражданами документы, заявление и личные фотографии в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации для оформления паспорта. Паспорт, оформленный на основании заявления, поданного через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, выдается гражданину должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В приеме документов, заявления и личных фотографий может быть отказано в случае, если они не соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Положением, или если представлены не все необходимые документы.
Пунктом 33 Административного регламента Министерства Внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» для замены паспорта представляются: заявление о выдаче (замене) паспорта; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии, соответствующие требованиям, установленным пунктом 38 Административного регламента; документы, необходимые для проставления отметок в паспорте, указанные в подпункте 30.4 пункта 30 Административного регламента.
Судом установлено, что 11.06.2019 года истец обратился в МФЦ за заменой паспорта гражданина РФ в связи с достижением 45 летнего возраста и предоставил полный пакет документов.
Истцу выдали расписку, срок предоставления услуги 01.07.2019 года.
Согласно п.п. 21, 22, 23, 24, 25 Административного регламента Министерства Внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ГУВМ МВД России и подразделениями по вопросам миграции. В предоставлении государственной услуги принимают участие многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии. При предоставлении государственной услуги подразделениям по вопросам миграции запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг <2>, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации. Результатом предоставления государственной услуги является выдача либо замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, или принятие решения об отказе в выдаче либо замене паспорта.
Однако, вместо нового паспорта или обоснованного отказа в замене паспорта истцу, в нарушение срока, 22.07.2019 года сотрудником МФЦ было сообщено по телефону о возвращении его документов без исполнения, по причине отсутствия подтверждения истцом гражданства РФ.
В соответствии с положениями пункта 46 Приказа МВД России от 13.11.2017 г. № 851 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственных услуг по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации» одним из оснований для отказа в выдаче (замене) паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации (пункт 46.1).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
В суде первой инстанции установлено, что истец является гражданином РФ, что подтверждает его паспорт, который он сдал на замену, истец отдал свой воинский долг как гражданин РФ. В судебном порядке, в соответствии с п. 53 Положения истца никто гражданства не лишал.
В ОВМ ОМВД России по Динскому району истец обратился не за подтверждением гражданства, а за заменой паспорта, Регламентом не предусмотрено оставление документов без рассмотрения при предоставлении данной услуги.
Однако, доказательств, подтверждающих обоснованность оставления документов без рассмотрения со стороны ОВМ ОМВД России по Динскому району, суду не представлено.
Таким образом, данными действиями начальника ОВМ ОМВД России по Динскому району нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Судом, с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе были предметом исследования в суде первой инстанции, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
Нормы материального права применены правильно.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 14.08.2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи