ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-416/19 от 06.02.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Макаров М.В. Дело № 33а- 416/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 06 февраля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.. судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Гороховой А.Ю.,

с участием представителей административного истца Дементьева В.Ю., Сидоровой О.Ю., представителя административного ответчика Ноговицыной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 декабря 2018 года по делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Якутск» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) об оспаривании предписаний №05 от 08 июня 2018 года и №14 от 01 октября 2018 года, которым

постановлено:

В удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения представителей, судебная коллегия

установила:

Судоходная компания «Якутск» обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав о том, что Управлением Росприроднадзора по РС (Я) 08 июня 2018 г. и 01 октября 2018 г. выданы предписания о проведении работ по зачистке загрязненного участка в районе подходного канала речного порта г.Якутск с предоставлением результатов анализов отобранных проб почвы (грунта). Ссылаясь на то, что в указанных предписаниях указаны ст. ******** Земельного кодекса РФ в недействующей редакции, принадлежность загрязненного нефтепродуктами земельного участка истцу не подтверждена доказательствами, акт проверки не содержит координат поворотных точек места розлива, которые можно бы соотнести с координатами на местности земельного участка, предоставленного заявителю по договору аренды земельного участка от 21.03.2011 г., просили признать предписания незаконными и отменить.

Также заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с данным иском. При этом указывают, что установлено виновное лицо, который в ходе хищения чужого имущества допустил разлив нефтепродуктов, постановление по делу об административном правонарушении по ******** КоАП РФ, в отношении СК «Якутск» судом отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по РС (Я).

Суд принял по делу вышеприведенное решение, с которым не согласен административный истец.

В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда, настаивая на том, что указанные предписания являются незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца, срок обращения в суд был пропущен по уважительной причине, имеющаяся неопределенность и неисполнимость предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФИО11 на основании приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 11.05.2018 г. №413, от 16.05.2018 г. №417, от 05.06.2018 г. №490, 08.06.2018 г. провела внеплановую проверку в отношении ООО «Судоходная компания «Якутск». Было установлено, что 14.05.2018 г. в ходе незаконной распиловки (демонтажа) судна (корпус «********»), принадлежащего ООО «Судоходная компания «Якутск» и находившегося на береговой полосе подходного канала речного порта г. Якутска, произошло попадание нефтяной эмульсии в реку Лена и в почву береговой полосы.

Факт разлива нефтепродуктов и загрязнения водного объекта и береговой линии не оспаривается сторонами. В ходе рейдовых мероприятий была обнаружена замазученность береговой полосы и нефтяная эмульсия подходного канала речного порта, для локализации которой были установлены боновые ограждения, береговая полоса была обработана сорбентом.

Земельный участок, на котором произошла утечка нефтепродуктов, на основании договора аренды от 21 марта 2011 г. находится в пользовании ООО «СК «Якутск», которое непосредственно после обнаружения утечки подняло судно из воды и вывезло загрязненный грунт с акватории и береговой полосы в объеме 1000 куб.м. на специальный полигон.

В акте проверки № 13 от 08 июня 2018 г. отражены результаты осмотра и химического анализа отобранных проб воды и грунта: выявлено превышение содержания нефтепродуктов по сравнению с фоновым значением, в том числе с места загрязнения почвы - в 10 раз.

На основании данного акта Управлением Росприроднадзора по РС (Я) было выдано предписание № 05 от 08 июня 2018 г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований: на судоходную компанию была возложена обязанность провести работы по зачистке загрязненного участка с предоставлением результатов КХА отобранных проб почвы (грунта), сроком до 01.09.2018 г.

По истечении срока исполнения предписания на основании приказа от 07 сентября 2018 года Управлением была проведена внеплановая выездная проверка в отношении СК «Якутск». Результаты экспертизы проб почвы показали превышение содержания нефтепродуктов, было признано, что работы по зачистке земельного участка проведены СК «Якутск» не в полном объеме. В связи с этим данному юридическому лицу было выдано предписание от 01 октября 2018 года о проведении работ по зачистке загрязненного участка с предоставлением результатов КХА отобранных проб почвы (грунта), сроком до 01.03.2019 г.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Отказывая в удовлетворении требований ООО «Судоходная компания», суд первой инстанции исходил из того, что имелись законные основания для вынесения предписания от 01.10.2018 г.. Суд признал пропуск срока обращения в суд для обжалования предписания от 08.06.2018 г. без уважительной причины. При этом сослался на положения части 1 статьи 219 КАС РФ, в соответствии с которыми административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит их соответствующими обстоятельствам административного дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Так, согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Части 1 и 2 статьи 39 указанного закона предусматривают, что юридические, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также осуществлять мероприятия по охране земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами законодательства землепользователи обязаны осуществлять мероприятия по их охране, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Доводы о том, что неопределенность и неисполнимость предписания от 08.06.2018 г. привели к пропуску срока для его обжалования, не могут быть признаны уважительной причиной, которая позволила бы суду восстановить срок.

Из материалов дела усматривается, что юридическое лицо было ознакомлено с порядком и сроками для обжалования данного предписания.

При таких обстоятельствах вывод суда о законности предписаний является правильным.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, имеющимся в деле доказательствам, а доводы жалобы по существу направлены на их переоценку, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 декабря 2018 года по делу по административному иску ООО «Судоходная компания «Якутск» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) об оспаривании предписаний №05 от 08 июня 2018 года и №14 от 01 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи С.Н. Сыренова

М.М. Оконешникова