ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4176/18 от 15.11.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Иванова Н.Е.

№ 33а-4176/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Данилова О.И., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22.08.2018 по административному исковому заявлению Ковальчук А. Ю. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в постановке на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что 04.07.2018 КовальчукА.Ю. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства на основании пп.6 ст.39.5 ЗК РФ (как гражданин, имеющий трех детей). Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 23.07.2018 .4-21, отказано в постановке на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку не все члены многодетной семьи имеют постоянную регистрацию на территории Республики Карелия. Полагая данный отказ неправомерным, КовальчукА.Ю. просила признать его незаконным, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поставить многодетную семью административного истца на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С решением суда не согласна административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что семья административного истца фактически проживает в г. Сортавала, двое детей обучаются в образовательных учреждениях г. Сортавала, в связи с чем вывод суда первой инстанции о неподтверждении факта проживания на территории Республики Карелия является ошибочным, не соответствует материалам дела. Место регистрации детей КовальчукА.Ю. по адресу подразделения войсковой части не является местом их проживания.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Ковальчук А.С. просит удовлетворить апелляционную жалобу административного истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Ильин А.А., действующий на основании доверенности, возражал против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Ковальчук А.Ю. является матерью несовершеннолетних (...)., 01.10.2017 административному истцу ГКУСЗ «Центр социальной работы г. Сортавала» выдано удостоверение «многодетная семья» сроком действия до 01.03.2024.

04.07.2018 административным истцом подано заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность в целях индивидуального жилищного строительства, приложены к заявлению копии следующих документов: паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельств о регистрации по месту пребывания детей, удостоверения «многодетная семья» и справка о регистрации по адресу: (.....). В качестве основания предоставления земельного участка заявителем указан пп.6 ст.39.5 ЗК РФ (как гражданин, имеющий трех детей).

Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 23.07.2018 .4-21, Ковальчук А.Ю. отказано в постановке на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку не все члены многодетной семьи имеют постоянную регистрацию на территории Республики Карелия.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что региональное законодательство в качестве обязательного условия реализации права на предоставление земельных участков указанной категории граждан предусматривает постоянное проживание на территории Республики Карелия, однако административным истцом не представлено доказательств постоянного проживания на территории Республики Карелия всех членов семьи, в связи с чем оспариваемое решение не нарушает права КовальчукА.Ю.

П.п.6 ст.39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп.6 и 7 ст.39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.39.19 ЗК РФ).

Закон Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее – Закон № 2101-ЗРК), в том числе, определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктами 2,3 ч.3 ст.1 Закона №2101-ЗРК многодетная семья - семья, имеющая в своем составе родителей (родителя) и (или) усыновителей (усыновителя), опекунов (опекуна), попечителей (попечителя) и трех и более детей: несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных (удочеренных), находящихся под опекой или попечительством, пасынков и падчериц) и (или) совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц), обучающихся в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; члены многодетной семьи - родитель, усыновитель, опекун, попечитель, их супруги, их несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные (удочеренные), находящиеся под опекой или попечительством, пасынки и падчерицы), совершеннолетние дети в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы), обучающиеся в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения или проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным п.2 ч.3 ст.1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия (ч.1 ст.2 Закона № 2101-ЗРК).

Согласно частям 1, 2, 5 ст.4 упомянутого Закона земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган.

К заявлению прилагаются: документы, удостоверяющие личности членов многодетной семьи (паспорта, свидетельства о рождении детей); документы, подтверждающие усыновление (удочерение) (при наличии усыновленных (удочеренных) детей); документы, подтверждающие установление над ребенком (детьми) опеки или попечительства (при наличии детей, находящихся под опекой или попечительством); документы, подтверждающие состав многодетной семьи и проживание членов многодетной семьи на территории Республики Карелия (свидетельство о заключении брака (при наличии), для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства). В случае если свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства не представлены заявителем по собственной инициативе, уполномоченный орган, в который обратился заявитель, самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях данные документы; документы, подтверждающие обучение совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения; документы, подтверждающие прохождение совершеннолетними детьми в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленными (удочеренными), пасынками и падчерицами) военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (справка из войсковой части).

Решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным ч.1 ст.2 настоящего Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи заявителем заявления в уполномоченный орган.

По смыслу приведенных норм для предоставления земельного участка в собственность в целях индивидуального жилищного строительства без проведения торгов на основании пп.6 ст.39.5 ЗК РФ на территории Республики Карелия многодетная семья должна соответствовать требованиям, установленным Законом №2101-ЗРК, согласно которому, в том числе, все члены многодетной семьи должны постоянно проживать на территории Республики Карелия.

Установлено, что (...) зарегистрированы по месту пребывания по адресу: (.....), имеют регистрацию по месту жительства по адресу: (...).

Супруг административного истца также зарегистрирован по адресу: (...).

Поскольку Ковальчук А.Ю. при обращении с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не были представлены доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания всех членов семьи (в том числе супруга) на территории Республики Карелия, отказ административного ответчика в постановке на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, соответствует закону и прав административного истца не нарушает.

При этом судебная коллегия учитывает, что оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия не препятствует повторному обращению административного истца с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства на основании пп.6 ст.39.5 ЗК РФ в случае представления доказательств соответствия семьи административного истца критериям, установленным п.2 ч.3 ст.1 Закона № 2101-ЗРК.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22.08.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи