Судья Ковалева Т.В. Дело 33а-4176/2021
УИД 24RS0056-01-2019-003863-25
А-3.022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2021 г. судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Шавриной А.И., Славкина М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО2,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 сентября 2020 г., которым постановлено:
«Требования удовлетворить.
Признать незаконными решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 18.12.2018 № Р-20757 и от 28.12.2018 № Р-20771 об отказе в предоставлении земельного участка.
Обязать Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть обращения ФИО1 от 07.12.2018 № Р-20757 и № Р-20771 в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу»
Заслушав и обсудив доклад судьи Славкина М.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, просила признать незаконными решения от 18.12.2018 № Р-20757 и от 28.12.2018 № Р-20771 об отказе в предоставлении земельного участка и возложить на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 № Р-20757 от 07.12.2018 и № Р-20771 от 07.12.2018.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является многодетной матерью; обратилась с заявлением о предоставлении многодетной семье в собственность земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет; в силу п. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» орган местного самоуправления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступали. Между тем оспариваемыми решениями департамента было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок расположен в зоне городских лесов (ГЛ), в которой не предусмотрено возможность размещения земельных участков для садоводства, кроме того, образование земельного участка в границах испрашиваемого приведет к изломанности границ. ФИО1 полагает отказ незаконным, поскольку она согласилась на изменение конфигурации испрашиваемого земельного участка, кроме того, Генплан и Правила землепользования приняты после постановки земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем должна была быть установлена зона, соответствующая виду разрешенного использования участка.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО2 просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов, в которой не предусмотрена возможность размещения земельных участков для ведения садоводства. Кроме того, департаментом, во исполнение решения Ленинского районного суда г.Красноярска от 23.06.2019, повторно рассмотрено заявление многодетного гражданина ФИО3 от 23.11.2018, которое подано ранее, чем заявления ФИО1 (поданы 07.12.2018) о предоставлении в собственность земельного участка, расположенном восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100487:696 (в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100487:589), утверждена схема расположения
земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 24:50:0100487:1375. Таким образом, в результате проведенного раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100487:589 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах образованы: земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100487:589, площадью 895 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100487:1375, площадью 600 кв.м. Вид разрешенного использования указанных земельных участков: отдых (рекреация) (код 5.0). Ведение садоводства не соответствует указанному виду разрешенного использования земельного участка. Кроме того, с учетом произведенного раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100487:589 площадь исходного земельного участка равна 895 кв.м. площадь возможных к образованию по заявлениям ФИО1 земельных участков, при разделе/выделе земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100487:589, составит менее 0,06 Га, что не соответствует установленным предельным размерам земельных участков.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеются извещения, об отложении дела не просили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие – либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности администрацией г. Красноярска осуществляется в соответствии с законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
В силу ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04 декабря 2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Статья 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04.12.2008 устанавливает требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи. Многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 29.1).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1).
В соответствии с п. 11 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 29.5 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04 декабря 2008 года определен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
Основания для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка содержатся в ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04 декабря 2008 года.
При поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 ст. 29.1 данного Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступали.
В соответствии с п.п.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является разработка схемы с нарушениями, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требованиям образуемым земельным участкам – образование которых не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планирования территории, землеустроительной документации и т.д.
Правила землепользования и застройки города Красноярска утверждены Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, которым определены границы территориальных зон в пределах муниципального образования город Красноярск. Применительно каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования).
В силу п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04.12.2008 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов);
б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя;
в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота;
г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность;
д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован;
е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;
ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте «а» пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
Пунктом 1 статьи. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Градостроительные регламенты в силу пункта 2 статьи 30 ГрК РФ являются составной частью правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 7 пункта 4 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 (в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 № 18-223) предельный размер земельного участка с видом разрешенного использования для ведения садоводства: минимальный - 0,06 га, максимальный - 0,15 га.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является многодетной матерью и с 28.07.2016 состоит на учете многодетных граждан, имеющих права на предоставление земельного участка для ИЖС, под № 4146.
07.12.2018 ФИО1 обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлениями вх. № Р-20757 и вх. № Р-20771 о предоставлении земельного участка площадью от 600 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100487:589, расположенного в Октябрьском районе, СНТ «Гелиос-1», поляна 13, участок № 216, для ведения садоводства.
Из выписки Росреестра от 23.09.2019 следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100487:589, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, СНТ «Гелиос-1», участок № 216, поставлен на кадастровый учет 10.01.2013, имеет площадь 1 495 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного пользования: земли под садоводческими объединениями и индивидуальными садоводами; размещение садовых участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства. Сведения об объекта недвижимости имеют статус «временные». Дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01.03.2022.
Согласно выписки из ГИСОГД от 14.04.2020 указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, расположен в территориальной зоне городских лесов (ГЛ), не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд.
Документов, подтверждающих вид территориальной зоны на момент постановки земельного участка на кадастровый учет и последующее изменение вида его разрешенного использования, административный ответчик суду не представил.
Также суду не представлено документов, свидетельствующих о расположении участка относительно границ СНТ «Гелиос-1», о наличии либо отсутствии прав иных лиц в отношении испрашиваемого участка.
Не приведено административным ответчиком и доводов, свидетельствующих об установлении и оценки данных фактов при принятии оспариваемых решений, а также подтверждающих изломанность границ при формировании испрашиваемого земельного участка, не указано, чьи права будут этим нарушены.
При этом доводы Департамента о разделе земельного участка на основании распоряжения администрации г. Красноярка от 29.05.2020 № 1790-недв. данного земельного участка с размещением сведений об образуемом участке на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет, - не имеют правового значения, поскольку оценка действиям Департамента при рассмотрении настоящего спора дается на момент принятия оспариваемых решений.
По результатам рассмотрения данных заявлений Департаментом приняты решения от 18.12.2018 № Р-20757 и от 28.12.2018 № Р-20771 об отказе в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100487:589 расположен в территориальной зоне городских лесов (ГЛ) и ведение садоводства в качестве вида разрешенного использования которого не предусмотрено, кроме того, образование земельного участка в границах испрашиваемого участка приведет к изломанности границ.
Признавая незаконным ответы департамента, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлено суду доказательств невозможности использования испрашиваемого участка в соответствии с видом его разрешенного использования: для ведения садоводства, для цели, указанной в заявлении – для ведения садоводства, а также доказательств наличия прав третьих лиц на испрашиваемый участок, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку оспариваемые решения приняты без учета данных обстоятельств, не соответствуют требованиям п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008, и нарушают права и законные интересы административного истца на обеспечение земельным участком, как многодетного гражданина, возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 07.12.2018 № Р-20757 и Р-20771 в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями действовавшего на момент принятия заявлений законодательства, а также с учетом прав и законных интересов иных лиц.
Указанные выводы суда в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, в связи с чем, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100487:589 расположен в зоне городских лесов, образование земельного участка в границах испрашиваемого приведет к изломанности границ были предметом судебного исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и они были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд г. Красноярска в течении шести месяцев с даты вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи