ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4200/17 от 16.10.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Шкляев А.П. Дело № 33а-4200/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Сентяковой Н.Н., Бурова А.И.,

при секретаре Токаревой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 16 октября 2017 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2017 года, которым административное исковое заявление ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах группы лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей бездействие Министерства обороны Российской Федерации в части неисполнения обязанности по передаче всего жилищного фонда Министерства обороны РФ, находящегося ранее в полном хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны РФ в муниципальную собственность после приватизации указанного предприятия; о понуждении принять решение по передаче в собственность муниципального образования «Камбарское» жилых помещений, не вошедших в перечень недвижимого имущества, переданных в собственность муниципального образования «Камбарское» в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 981 от 21 июня 2011 года «О передаче недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Камбарское», и в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, передать указанные жилые помещения в собственность муниципального образования «Камбарское», оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., судебная коллегия

установила:

административный истец ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах группы лиц по поручению (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны РФ, административный ответчик) с требованиями о признании бездействия Минобороны РФ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей в части неисполнения возложенной законом обязанности по передаче всего жилищного фонда Минобороны РФ, ранее находящегося в полном хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Минобороны РФ (далее - ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ) в муниципальную собственность после приватизации указанного предприятия. Просила принять решение о передаче в собственность муниципального образования «Камбарское» жилых помещений, не вошедших в перечень недвижимого имущества, переданных в собственность муниципального образования «Камбарское» в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 981 от 21 июня 2011 года «О передаче недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Камбарское» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда и передать указанные жилые помещения в собственность муниципального образования «Камбарское».

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются нанимателями квартир в многоквартирных домах, расположенных на территории военной базы 136 города Камбарка Удмурткой Республики, на основании договоров социального найма заключенных между ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ и истцами, а так же между ОАО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» и истцами.

На основании приказа Минобороны РФ № 418 от 18 мая 2009 года в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ преобразовано в ОАО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ. Согласно пункту 2 данного приказа Министром обороны РФ утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав) не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ согласно приложению к приказу.

28 мая 2009 года заместителем Министра обороны РФ ФИО3 во исполнение приказа № 418 от 18 мая 2009 года утвержден передаточный акт объектов (в том числе исключительных прав) не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП« 136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ согласно которому весь жилой фонд - многоквартирные дома № 1-3, 5, 6- 17, 19, 21-23, 25-31 расположенные по адресу Удмуртская Республика <...> военная база включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП« 136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ. Основанием для включения указанного жилищного фонда в перечень объектов, не подлежащих приватизации указан Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно статье 30 которого объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе жилищный фонд и объекты его инфраструктуры, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. По мнению истцов, весь жилищный фонд Министерства обороны РФ находящийся в полном хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ, в том числе жилые помещения, занимаемые административными истцами по договорам социального найма (найма) в силу положений действующего законодательства, при преобразовании ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ в акционерное общество подлежал безусловной передаче в муниципальную собственность без исключений.

По мнению истца, до настоящего времени возложенная, законом обязанность по передаче всего жилищного фонда Минобороны РФ, находящегося в полном хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ, расположенного по адресу УР город Камбарка 136 военная база административным ответчиком не исполнена.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 981 от 21 июня 2011 года «О передаче недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Камбарское» переданы в муниципальную собственность дома с жилыми помещениями за исключением ряда жилых помещений (квартир), в том числе занимаемых истцами по договорам социального найма.

Указывается, что бездействие Минобороны РФ, как собственника жилых помещений, занимаемых истцами по договорам социального найма (найма), выразившееся в неисполнении возложенной законом обязанности по передаче в муниципальную собственность, нарушает конституционные права и законные интересы (право на жилище), создает препятствия к осуществлению конституционных прав и законных интересов (право на приватизацию жилья).

В судебном заседании истец ФИО2, действующая за себя и в интересах группы лиц на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснения дать по существу исковых требований отказалась.

Административные истцы ФИО4 и ФИО5 просили удовлетворить исковые требования, от дачи объяснений отказались.

ФИО1 представляющий интересы группы граждан в лице ФИО2 полагал, что бездействие Минобороны РФ по передаче жилого фонда в муниципальную собственность после приватизации ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ противоречит действующему законодательству.

Представитель ответчика Минобороны РФ ФИО6 о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика, в письменном возражении просил отказать в удовлетворении иска.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение районного суда и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Считает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, дав гражданско-правовую оценку законности заключенных договоров социального найма жилых помещений, заключенных между административными истцами и представителями собственника – Минобороны РФ. Кроме того, после приватизации ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ (28 мая 2009 года) Минобороны РФ не являлось собственником входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса жилого фонда и в силу закона на момент приватизации обязано было принять меры по передаче указанного имущества (жилого фонда) в муниципальную собственность.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Минобороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пункт 2 Постановления).

В силу статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся 1)в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, неоднократно отмечал в постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П, определениях от 07 декабря 2006 года № 542-О и от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи.

Жилые помещения, находящиеся в пользовании административных истцов, расположены на территории военной базы 136 города Камбарка Удмуртской Республики, не находятся в аварийном состоянии, не являются жилыми помещениями общежития и жилыми помещениями в домах закрытых военных городков.

До 2009 года данные жилые помещения находились в полном хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ.

В мае 2009 года на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации № 418 от 18 мая 2009 года «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств авиационной, химической и биологической защиты» Минобороны РФ ФГУП «136 ЦБПР» в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты».

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 418 утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «136 ЦБПР», согласно Приложению № 2 к приказу.

28 мая 2009 года начальником вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра Российской Федерации ФИО3, во исполнение Приказа Минобороны РФ № 418 от 18 мая 2009 года, утвержден Передаточный акт (в том числе исключительных прав) не подлежащих приватизации в составе комплекса федерального государственного унитарного предприятия «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Минобороны РФ, в соответствии с которым весь жилой фонд - жилые многоквартирные дома №№ 1-3, 5, 6-17, 19, 21-23, 25-31, расположенные по адресу: <...> военная база, включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «136 ЦБПР». Основанием для включения указанного жилищного фонда в перечень объектов, подлежащих приватизации, указан Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).

Согласно приказу Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года недвижимое имущество, находившееся на праве хозяйственного ведения ФГПУ «136 ЦБПР ВиС» Минобороны России передано в собственность МО «Камбарское», за исключение многоквартирных домов № 6, 11, 25, 27, 29, 30 и 31, в которых проживают административные истцы.

Указанные жилые дома на основании приказа директора департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 25 января 2016 года № 73 закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года №349-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 752-р от 1 июня 2000 года» внесены изменения в Перечень, из которого в подразделе «Удмуртская Республика» исключена позиция «КамбарскийКамбарский р-н, г. Камбарка 1/20». Военный городок 1/20 войсковой части 35776 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что жилые помещения, находящиеся в пользовании административных истцов, в настоящее время в собственность муниципального образования «Камбарское» не переданы.

Из письма Администрации МО «Камбарское» от 10 декабря 2015 года № 1699 следует, что 19 марта 2015 года на встрече с Председателем Госсовета УР ФИО7 первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности ФИО8 сообщил о передаче специализированного жилого фонда военного городка в Камбарке в собственность муниципального образования. Этим же письмом запрошена информация о балансодержателе жилого дома Минобороны РФ, плановых сроках и перечне передаваемого жилого фонда.

Из ответа зам. Директора департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 13 января 2016 года № 327 на письмо №1699 от 10 декабря 2015 года следует, что ведутся мероприятия по постановке на балансовый учет ФГКУ «АУ ТУИО» МО РФ специализированного жилого фонда, расположенного по адресу: УР, <...> военная база. После завершения работ и при отсутствии возражений заинтересованных органов военного управления департамент вернется к рассмотрению вопроса о передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.

Полагая, что отсутствие решения о передаче всего жилищного фонда в муниципальную собственность МО «Камбарское» свидетельствует о незаконном бездействии Минобороны РФ, административные истцы обратились в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Минобороны РФ соответствуют требованиям Федерального закона от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Ответчик, как собственник жилого помещения, совершает действия, направленные на оформление документов для решения вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность. Ответчик не препятствуют истцам в проживании в спорных жилых помещениях.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.

Как усматривается из материалов дела, Минобороны РФ в лице уполномоченного органа совершает действия, направленные на передачу военного городка № 136 в муниципальную собственность МО «Камбарское». К таким действиям, в частности, относятся мероприятия по постановке на балансовый учет ФГКУ «АУ ТУИО» МО РФ, согласование с заинтересованными органами военного управления, в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны.

При таком положении у суда имелись правовые основания для оставления требований административных истцов без удовлетворения.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, дав гражданско-правовую оценку законности заключенных договоров социального найма жилых помещений, заключенных между административными истцами и представителями собственника – Минобороны РФ, являются несостоятельными, суд с целью правильного разрешения спора, вправе был оценивать данные обстоятельства с целью выяснения прав истцов на проживание в указанном жилых домах.

Утверждение в жалобе о том, что после приватизации ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны РФ (28 мая 2009 года) Минобороны РФ не являлось собственником входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса жилого фонда и в силу закона на момент приватизации обязано было принять меры по передаче указанного имущества (жилого фонда) в муниципальную собственность, основано на неверном толковании Положения о Министерстве обороны РФ от 16 августа 2004 года № 1082.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебной коллегией не усматривается.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья Е.В. Кричкер

Судьи: Н.Н. Сентякова

А.И. Буров