ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4223/2022 от 21.07.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

дело № 33а-4223/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 21 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Шулындиной С.А.,

судей Григорьевой Н.М., Астапенко С.А.,

при секретаре Благополучной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 04 марта 2022 года, которым частично удовлетворен административный иск Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, Приозерскому районному отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора либо о снижении его размера,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шулындиной С.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа») обратилось в суд с иском к Приозерскому районному отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, в котором просило полностью освободить от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Соколовой Ирины Владимировны от 21 мая 2021 года, а в случае неудовлетворения заявленного требования снизить размер исполнительского сбора на одну четверть до 37 500 руб.

Определением от 07 февраля 2022 года к участию в административном деле в качестве соответчика привлечено Управление федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (т. 1 л.д. 178-179).

В обоснование заявленных требований истец указал, что 24 мая 2021 года начальником отделения – старшим судебным приставом Приозерского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Соколовой И.В. вынесено постановление о взыскании с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному 03 сентября 2020 года, предметом которого является исполнение ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года по делу , которым возложена обязанность осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию трех несанкционированных свалок ТБО на землях Минобороны России в Приозерском районе Ленинградской области.

В то же время, по мнению административного истца, исполнить указанное судебное решение не представляется возможным виду необходимости проведения мероприятий, входящих в компетенцию иных организаций, подведомственных Минобороны России - ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, ФГУП «Оборонпромэкология» Минобороны России, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, куда была направлена соответствующая информация и письма о необходимости исполнения судебного акта. Таким образом, истец утверждает, что им приняты все меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, что является основанием для полного освобождения от уплаты исполнительского сбора. С учетом вины в неисполнении судебного акта, размер исполнительского сбора может быть уменьшен судом до 37 500 руб., что, как указывает истец, не является признанием исполнительного сбора.

Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 04 марта 2022 года в удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» отказано, одновременно удовлетворены требования об уменьшении размера исполнительского сбора до 37 500 руб.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» подало апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит об отмене решения в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В суд апелляционной инстанции стороны и другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 11.06.2019 г. по делу , оставленным без изменения апелляционным определением Ленинградского областного суда от 16.10.2019 г., удовлетворен иск военного прокурора Выборгского гарнизона и на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», а также Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу указанного решения осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области, расположенных: в 3,25 км. от поворота с автодороги Санкт-Петербург - Сортавала, при движении по автодороге Саперное - Мельникова в сторону , точное расположение: широта ; долгота , в 1,2 км. от поворота с автодороги Санкт-Петербург - Сортавала, при движении по автодороге Саперное - Мельникова в сторону , точное расположение: широта ; долгота , в 6 км. от поворота с автодороги Санкт-Петербург - Сортавала, при рении по автодороге Саперное - Мельникова в сторону , точное расположение: широта ; долгота .

03 сентября 2020 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Приозерского районного отдела судебных приставов Скибинской Н.В. в отношении должника ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» было возбуждено исполнительное производство -ИП; должнику установлен 5-дневный срок для исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке.

Поскольку судебный акт не был исполнен в указанный срок, постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Приозерского РОСП УФССП России по Ленинградской области Соколовой И.В. от 21 мая 2021 года с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, об освобождении от уплаты которого по доводам административного искового заявления просит должник.

Из материалов административного дела следует, что при рассмотрении настоящего административного дела, лицами, участвующими в нем, являлись должник ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в качестве административных ответчиков привлечены Приозерский РОСП УФССП России по Ленинградской области, УФССП России по Ленинградской области, заинтересованным лицом - старший судебный пристав Приозерского РОСП Соколова И.В.

Между тем, согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 37 (глава 4) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.

Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.

Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России. В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица. При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.

Административное дело рассмотрено и обжалуемое решение постановлено без учета вышеизложенных разъяснений; к участию в деле в качестве административного соответчика не привлечен старший судебный пристав Приозерского РОСП Соколова И.В., в то время как требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора по своей сути свидетельствуют о том, что истец не согласен с вынесенным старшим судебным приставом Приозерского РОСП Соколовой И.В. постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Кроме того, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле не привлечены взыскатель – военный прокурор Выборгского гарнизона, а также второй должник - Министерство обороны Российской Федерации, в их адрес не направлялись копия административного иска, извещения о дате, времени и месте слушания дела, не выяснялась позиция по существу спора.

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.

При установленных обстоятельствах, в соответствии с п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда подлежит безусловной отмене ввиду рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 04 марта 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 25.07.2022 г.

(Судья Горбунцова И.Л.)