ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4240 от 28.07.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Арсланова Г.Д. Дело № 33а – 4240

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бугаевой Е.М.

судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,

при секретаре Низове И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баранова С.А. к Депутат Собрания Марксовского муниципального района о признании незаконным и отмене решения Собрания Марксовского муниципального района по апелляционной жалобе Баранова С.А. на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 28 апреля 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Баранова С.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя административного ответчика Собрания Марксовского муниципального района Пригородова И.О., действующего на основании доверенности от <дата>, возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Баранов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Собрания Марксовского муниципального района от <дата> «О досрочном прекращении полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания Баранова С.А.».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое решение Собрания нарушает требования части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации органов местного самоуправления», содержащей исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Считает, что порядок досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности заместителя главы муниципального района аналогичен порядку досрочного прекращения полномочий главы муниципального района, установленному подпунктом 2.1.2 Регламента Собрания Марксовского муниципального района, утверждённого решением Собрания Марксовского муниципального района от <дата> (далее – Регламент). Оспариваемое решение принято с нарушением Регламента.

С учетом изменений оснований административного иска Баранов С.А. сослался на положения ст. ст. 36, 78 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) и указал, что в отношении него отсутствовали правовые основания для прекращения полномочий.

Решением суда Баранову С.А. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований полностью.

В апелляционной жалобе Баранов С.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального, процессуального права и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Считает вывод суда о том, что к спорным правоотношениям неприменимы нормы трудового законодательства, неправильным. Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.

В возражениях (с учетом дополнений) на апелляционную жалобу Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объёме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 14 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Как видно из материалов дела, <дата> на заседании Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области Баранов С.А. был избран заместителем главы Марксовского муниципального района – секретаря Собрания.

Согласно подпункту 2.2.1. Регламента заместитель главы Марксовского муниципального района – секретарь Собрания избирается на срок его полномочий и замещает штатную выборную должность в Собрании. Полномочия секретаря Собрания начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного секретаря Собрания.

<дата> решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области «О досрочном прекращении полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания Баранова С.А.» досрочно прекращены полномочия заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания Баранова С.А.

Собрание Марксовского муниципального района, являясь представительным органом муниципального района, в силу федеральных законов, Устава Марксовского муниципального района наделено полномочиями по принятию иных правовых актов, оформляемых в виде решений.

Подпунктом 2.2.2. Регламента предусмотрено досрочное прекращение полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания. Вопрос о досрочном прекращении полномочий или об отрешении от должности заместителя главы муниципального района включается в повестку дня ближайшего заседания Собрания по его просьбе, по инициативе главы муниципального района или по предложению большинства от установленного числа депутатов.

Порядок досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности заместителя главы района аналогичен порядку досрочного прекращения полномочий главы муниципального района, установленному в подпункте 2.1.2. настоящего Регламента.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания был включен в повестку дня внеочередного собрания главой Марксовского муниципального района.

Согласно протоколу Собрания депутатов от <дата> председатель Собрания организовал и провёл заседание, на котором было осуществлено предварительное обсуждение всех вопросов, в том числе и включение в повестку дня заседания Собрания досрочное прекращение полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания и избрание нового секретаря Собрания. В указанном обсуждении приняло участие большинство депутатов Собрания.

При принятии решения Собрания от <дата> депутаты определили открытый способ голосования, решение принято большинством от установленной численности депутатов Собрания открытым голосованием.

Таким образом, порядок досрочного прекращения полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания, предусмотренный подпунктом 2.1.2 Регламента, был соблюдён.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Собранием Марксовского муниципального района Саратовской области при принятии решения относительно досрочного прекращения полномочий Баранова С.А. в качестве заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания не допущено нарушений законных прав и свобод Баранова С.А., в том числе препятствующих осуществлению административным истцом своих прав и свобод, которые в силу положений статьи 227 КАС РФ являлись бы обязательным условием для принятия судом решения о признании незаконным оспариваемого решения. При этом суд обоснованно проверил законность оспариваемого решения с точки зрения соблюдения процедуры его принятия.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в соответствии со статьёй 84 КАС РФ представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Баранова С.А.

Доводы жалобы о том, что полномочия заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания могут быть прекращены только по основаниям, предусмотренным законом для прекращения полномочий главы муниципального образования, основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.

Часть 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает основания для досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Названный Закон не предусматривает такое выборное должностное лицо местного самоуправления как заместитель главы муниципального образования.

Согласно статье 27 Устава Марксовского муниципального район заместитель главы муниципального района – Секретарь Собрания не наделён собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, круг которых определен статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации органов местного самоуправления», а исполняет обязанности главы муниципального района в случае его временного отсутствия.

Как секретарь Собрания Баранов С.А. занимался организацией и подготовкой к проведению Собрания депутатов.

Следовательно, указанную должность нельзя отнести к выборным должностным лицам местного самоуправления. Полномочия Баранова С.А. как депутата Собрания оспариваемым решением прекращены не были. Указание в решении Марксовского муниципального района Саратовской области от <дата> на избрание Баранова С.А. на выборную муниципальную должность (заместителя главы) не может подтверждать то, что административный истец являлся выборным должностным лицом муниципального района в соответствии с определением, данным в статьях 2, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Учитывая, что ни законом, ни Регламентом не предусмотрены специальные основания для досрочного прекращения полномочий заместителя главы муниципального района – секретаря Собрания, судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что глава муниципального района при указанных обстоятельствах вправе был поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий Баранова С.А. по указанной должности.

Пункт 2.2.2 Регламента не содержит указаний на то, что досрочное прекращение полномочий заместителя главы муниципального района – Секретаря Собрания осуществляется по основаниям, предусмотренным для досрочного прекращения полномочий главы муниципального района. Данный пункт предусматривает лишь аналогичную процедуру (порядок) прекращения полномочий.

Несостоятельны доводы жалобы о том, что к спорным правоотношениям применимы нормы трудового законодательства, поскольку, по мнению административного истца, он замещал муниципальную должность, что влечет возникновение трудовых отношений.

Круг лиц, замещающих муниципальные должности, определен в статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которой к данной категории лиц относится лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Выборное должностные лицо, депутат представительного органа муниципального образования обладают особым статусом, поскольку выполняют определенные публичные муниципальные функции в интересах населения муниципального образования.

Депутат Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области, осуществляющий деятельность в виде замещения муниципальной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, что следует из анализа положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Устава Марксовского муниципального района.

Доводы жалобы о том, что Баранов С.А. замещал должность муниципального служащего, являются несостоятельными, поскольку такая должность отсутствует в реестре муниципальной службы.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что досрочное прекращение полномочий по инициативе группы депутатов связано с недоверием к Баранова С.А., а потому в силу п. 3.2.6 Регламента предусмотрена иная процедура прекращения с проведением <данные изъяты> голосования, поскольку данное утверждение не подтверждено содержанием протокола внеочередного заседания Собрания Марксовского муниципального района (л.д. 55- 63).

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Марксовского городского суда Саратовской области от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баранова С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: