ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4240/2021 от 01.02.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Балашова А.А Дело № 33а-4240/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Цыцаркиной С.И., Мертехина М.В.,

при секретаре Алексееве Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 01 февраля 2021 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Раменского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 г. по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Бронницы Московской области о признании незаконным решение, обязании выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления,

заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И.,

установила:

ФИО2 обратилась в суд с административном иском к Администрации городского округа Бронницы Московской области о признании незаконным отказа Администрации городского округа Бронницы Московской области от 12.05.2020 года в выдаче уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, обязать выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении двухэтажного жилого дома, общей площадью 295,8 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>. В связи с пропуском срока на обращение в суд просила восстановить срок на подачу административного искового заявления.

В обоснование административных исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом незавершенный строительством с условным номером 50-50-23-/031/2005-416, общей площадью 295,8 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Административный ответчик 12.05.2020г. в своем письме, ссылаясь на истечение срока действия разрешения на строительство, незаконно отказал административному истцу в выдаче уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Полагает, что незаконным решением административного ответчика нарушено ее право на оформление и регистрацию права на принадлежащий ей дом в установленном законом порядке, поскольку разрешение на достройку объекта индивидуального жилищного строительства – двухэтажного жилого дома, общей площадью 295,8 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, получено административным истцом 09.06.2008г., то есть до внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а, следовательно, рассмотрение уведомления об окончании строительства должно осуществляться исключительно по правилам, предусмотренным частями 18-21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации как это прямо установлено ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018г. № 340-ФЗ.

Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска судом первой инстанции удовлетворено.

Решением Раменского городского суда Московской области от 10 ноября2020 года заявленные административным истцом требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

В судебное заседание суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что в собственности ФИО1 находится жилой дом, являющийся объектом незавершенного строительства, с условным номером 50-50-23-/031/2005-416, общей площадью 295,8 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>-б (л.д. 28).

<данные изъяты> административным истцом получено разрешение № RU 50311000-45на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – двухэтажного жилого дома, общей площадью 295,8 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, срок действия которого составлял 10 лет (л.д. 13).

20.04.2020 года в Администрацию городского округа Бронницы Московской области от ФИО1 поступило обращение по вопросу получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Администрацией городского округа Бронницы Московской в адрес административного истца направлен ответ на вышеуказанное обращение, выраженный в письме от <данные изъяты>, в котором разъяснены причины невозможности выдачи уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В вышеуказанном ответе на обращение административного истца указано, что поскольку уведомление, предусмотренное пунктом 10.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Получение застройщиком уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного Распоряжением Министерства жилищной политики от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», подано после десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представление вышеуказанной Государственной услуги не представляется возможным. Также указано, что срок действия разрешения на строительство от <данные изъяты> №RU <данные изъяты>, выданное ФИО1 Администрацией муниципального образования «городской округ Бронницы» составляет 10 лет. Поданное ФИО1 уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома № Р<данные изъяты>30931695 от <данные изъяты> поступило после окончания срока действия разрешения на строительство (л.д. 44-45).

<данные изъяты>ФИО1 обратилась в Администрацию городского округа <данные изъяты> с уведомлением об окончании строительства или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д.49-51).

<данные изъяты> Администрацией городского округа <данные изъяты> административному истцу выдано уведомление об отказе в приеме уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 46-48).

Указанное решение об отказе мотивировано административным ответчиком некорректным заполнением обязательных полей в форме интерактивного запроса на РГПУ, а именно отсутствием схематического изображения построенного или реконструированного объекта капительного строительства на земельном участке, а также истечением срока действия ранее выданного разрешения на строительство от <данные изъяты>.

Разрешая требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома № Р<данные изъяты> от <данные изъяты> подано ФИО1 в Администрацию городского округа Бронницы Московской области после окончания срока действия разрешения на строительство, оснований для выдачи уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности у Администрации городского округа Бронницы Московской области в отношении двухэтажного жилого дома, общей площадью 295,8 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>-б, не имелось, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ административного ответчика от <данные изъяты> основан на положениях Административного регламента и не подлежит отмене.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку оно вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела с нарушением норм материального права, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

По смыслу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С 04.08.2018 года строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 17 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в пункта 1-4 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.

В силу части 4 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии счастью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Решением Совета депутатов городского округа Бронницы Московской области №190/65 от 04.10.2017 года утверждены Правила землепользования и застройки территории городского округа Бронницы Московской области.

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 7 вышеуказанных Правил, органы местного самоуправления городского округа наделяются государственными полномочия по направлению уведомлений о соответствии или несоотвествии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа.

Как указано выше, в ответ на поступившее от ФИО1 уведомление об окончании строительства или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома, Администрацией городского округа Бронницы Московской области 18 ноября 2019 года отказано в приеме уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Вместе с тем, указанный отказ административного ответчика от 18 ноября 2019 года административным истцом не оспаривается.

ФИО1 оспаривается ответ Администрации городского округа Бронницы Московской от 12.05.2020 года на ее обращение №102ло-74, поступившее в адрес административного ответчика 20.04.2020 года.

Федеральный закон от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Поскольку заявление ФИО1 от 20.04.2020 года было представлено в Администрацию городского округа Бронницы Московской не по форме, соответствующей приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2018 №591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», приведенной в приложении №7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Получение застройщиком уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного Распоряжением Министерства жилищной политики от 14.02.2019 года №18 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», оно было зарегистрировано как обращение.

Административным ответчиком дан ответ на указанное обращение. Ответ на обращение гражданина не является решением органа местного самоуправления, проверка законности и обоснованности которого входит в компетенцию суда.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на обращение не является основанием для его признания отказом в предоставлении государственной услуги.

Следует учесть, что Администрацией городского округа Бронницы Московской области в адрес административного истца не направлялось уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов. Административным ответчиком направлено уведомление об отказе в приеме уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, который, как указано выше, административным истцом не оспаривается.

Вместе с тем, ФИО2 не лишена права на обращение в установленном законом порядке в Администрацию городского округа Бронницы Московской области с соответствующим уведомлением, оформленным в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также на обжалование решения органа местного самоуправления в установленные законом сроки, если полагает, что такое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, разрешая настоящий спор, предметом которого является ответ на обращение от 12.05.2020 года, судом первой инстанции неправомерно расценен указанный ответ, как отказ в предоставлении Государственной услуги «Получение застройщиком уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности».

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Вышеизложенные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Раменского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года отменить.

Постановить по делу новое решение которым административное исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным отказа Администрации городского округа <данные изъяты> от 12.05.2020г. в выдаче уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, обязании выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении двухэтажного жилого дома, общей площадью 295,8 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи