ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4266/18 от 13.12.2018 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья: Миллер С.А. дело № 33а-4266/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2018 г. судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.,

судей Репиной Е.В., Окуневой Л.А.,

при секретаре Будановой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 17 октября 2018 г., которым постановлено:

«административный иск ФИО1 к администрации г. Пензы о признании ответа администрации г. Пензы незаконным оставить без удовлетворения»,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя административного ответчика администрации г. Пензы ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Пензы о признании ответа администрации г.Пензы незаконным, указав, что 08.10.2018 направил в администрацию уведомление о проведении 21.10.2018 с 14.00 до 15.40 публичного мероприятия в форме шествия от ТЦ «Арбат» по ул. Московской до памятника В.Г. Белинскому, а также митинга у памятника В.Г. Белинскому с количеством участников - 50 человек.11.10.2018 от администрации г.Пензы им был получен ответ , согласно которому на ул. Московской от пересечения с ул. Суворова до Советской площади организована сезонная ярмарка, в рамках которой работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от дома № 89 по ул. Московской до дома № 80 по ул. Московской, что не позволяет обеспечить безопасность участников шествия, в проведении запланированного мероприятия в заявленном месте и времени отказано. Считает ответ администрации г.Пензы от 11.10.2018 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, в частности, право на проведение публичного мероприятия, установленное статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно дислокации дорожных знаков участок ул. Московской от ТЦ «Арбат» до памятника В.Г. Белинскому является пешеходной зоной. По данному участку ул. Московской ежедневно проходят тысячи пешеходов и увеличение пешеходного трафика с учетом запланированного шествия не повлияет на безопасность движения. На указанной территории ярмарка ежедневно не проходит, следовательно, это не может служить основанием к запрету проведения планируемого мероприятия.

По изложенным основаниям, просил признать незаконным ответ администрации г.Пензы от 11.10.2018 .

Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит отменить данное решение, как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в связи с неправильным толкованием Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также неверное распределение бремя доказывания между сторонами по делу.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Исходя из части 7 статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении дела суд не установил указанных оснований для удовлетворения требований административного истца и исходил из законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, а также отсутствия нарушения прав и свобод административного истца.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 08.10.2018 ФИО1 в администрацию г.Пензы подано уведомление о намерении провести шествие от ТЦ «Арбат» по ул. Московской до памятника В.Г. Белинскому, а также митинг у памятника В.Г. Белинскому с целью выступления за права молодежи, выражения несогласия с социально-экономическим положением в стране, 21.10.2018 с 14.00 до 15.40 с количеством участников - 50 человек.

Сообщением от 11.10.2018 администрацией г.Пензы предложено ФИО1 провести заявленное им публичное мероприятие 21.10.2018. с 14.00 до 15.40 с количеством участников 50 человек, шествие - по центру сквера «Дружбы», от ул. Дружбы, д. 1 до памятника В.И. Ленину, митинг - у памятника В.И. Ленина в сквере «Дружбы», в связи с тем, что в заявленном им месте в соответствии с постановлением администрации г.Пензы от 13.09.2018 № 1690/11 на ул. Московской (от пересечения ул. Суворова до Советской площади) организована сезонная ярмарка, в рамках которой ежедневно работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского (ул. Московская, 89) до жилого дома № 80 по ул. Московской, что не позволяет обеспечить безопасность участников шествия.

Статьей 31 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий установлены Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении мероприятия.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 484-О-П от 02.04.2009 указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий как «мотивированное предложение» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

Как следует из представленных материалов, в соответствии с постановлением администрации г.Пензы от 13.09.2018 № 1690/11 «Об организации сезонной ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней в г.Пензе» утверждены план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг), схемы размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, режим работы ярмарки: ежедневно с 08.00 до 19.00.

Согласно договору на предоставление торгового места на ярмарке и оказание услуг, связанных с обеспечением торговли на сезонной ярмарке на территории г.Пензы, заключенному 13.09.2018 между МУП <данные изъяты> и ИП Ч.С.А., ИП Ч.С.А. - участнику ярмарки предоставлено необорудованное торговое место общей площадью 12,6 кв.м за плату, расположенное на площадке по адресу: ул. Московская, определенной схемой размещения торговых мест, на период работы ярмарки, утвержденной постановлением администрации г.Пензы от 13.09.2018 № 1690/11, под временное размещение на период работы ярмарки торгового оборудования с целью оказания услуг населению - организация детского аттракциона «Веселый паровозик» по маршруту от ул. Московская (от драматического театра до площади им. Ленина). Срок действия договора с 08.09.2018 по 01.12.2018.

Как верно установил районный суд, администрацией г.Пензы уведомление заявителя рассмотрено и решение принято в установленные сроки, сообщение содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в указанном организатором месте и мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия, в связи с чем административный истец не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить пикетирование в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Права и законные интересы административного истца обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.

Предложение администрации г.Пензы изменить место проведения публичного мероприятия в указанные в уведомлении дату и время на центр сквера «Дружбы» от ул. Дружбы, д. 1 до памятника В.И. Ленину не является запретом на проведение публичного мероприятия, а предложением перенести место его проведения в иное место для проведения публичного мероприятия в связи с объективными причинами.

Доказательств того, что заявленное истцом публичное мероприятие не может быть проведено в предложенном администрацией г.Пензы, либо специально отведенном для проведения публичных мероприятий месте, не представлено.

Каких-либо предложений от ФИО1 об изменении места проведения публичного мероприятия, указанного в оспариваемом сообщении администрации г.Пензы, также не поступило.

Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судьи, и не являются основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия -

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Пензы от 17 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: