ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4282/19 от 30.05.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Исакова Н.Н.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-4282/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 30 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Гусаровой Л.В.

судей Харина Р.И. и Усовой Н.М.

при секретаре Орловой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Термановой Е.И. к Администрации г. Иркутска о признании распоряжения о переносе самовольно размещенного движимого имущества незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав

по апелляционной жалобе представителя Термановой Е.И.Муклинова С.Х.

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 февраля 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 13.12.2018 г. ей стало известно о Распоряжении Номер изъят от 07.12.2018 г. Администрации г. Иркутска «О переносе самовольно размещенного движимого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, во дворе жилого дома <адрес изъят>» (далее по тексту - Распоряжение). Она является собственником и проживает в 3-х комнатной квартире расположенной, в двухэтажном бревенчатом доме по адресу: <адрес изъят>. Жилой дом расположен на земельном участке, который не разграничен и на кадастровом учете не состоит, между смежными земельными участками кадастровый 1, 2, 3. На земельном участке Жилого дома расположены 3 нежилых помещения, которые являются недвижимым имуществом, собственников жилого дома, в том числе Термановой Е.И. Соответственно земельный участок расположенный под домом и для эксплуатации жилого дома, где в том числе проживает Терманова Е.И., является общей долевой собственностью собственников помещений. Администрация г. Иркутска не является собственником земельного участка на котором расположен жилой дом, соответственно права Администрации не нарушаются. У Администрации г. Иркутска отсутствовали правовые основания для вынесения Распоряжениям Номер изъят от 07 декабря 2018 года, поскольку земельный участок на котором расположен жилой дом, является неразграниченным, в результате чего права и законные интересы Администрации г. Иркутска не затрагиваются. Распоряжение Номер изъят от 07.12.2018 г. Администрации г. Иркутска «О переносе самовольно размещенного движимого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, во дворе жилого дома <адрес изъят>» является незаконным и не обоснованным, нарушает законные права и интересы общедолевой собственности собственников, в том числе, собственника жилых помещений Термановой Е.И.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19 февраля 2019 года требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Термановой Е.И. по доверенности Муклинов С.Х., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным.

Приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Дополнительно указывает, что 19.02.2019 в судебное заседание не был допущен к участию в деле представитель Термановой Е.И. - Муклинов С.Х., так как судом был запрошен оригинал диплома. По мнению автора жалобы, суд необоснованно ограничил в судебных правах юриста Муклинова С.Х., усомнившись в предоставленной копии Диплома о высшем юридическом образовании. Отмечает, что наличие диплома о юридическом образовании подтверждено делами № 33а-8499/2018, 33а-6169/2018. Утверждает, что в связи с эти не представилось возможным приобщить к материалам дела юридически значимые доказательства.

Просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, административное исковое заявление удовлетворить.

На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Распоряжением Номер изъят от 07.12.2018 г. «О переносе самовольно размещенного движимого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, во дворе жилого дома <адрес изъят>», на ООО «Н» возложена обязанность осуществить перенос самовольно размещенного движимого имущества - металлического гаража, расположенного по адресу: г. Иркутск, во дворе жилого дома <адрес изъят>», (далее - движимое имущество), согласно схеме размещения объекта и материалам фотофиксации (Приложение № 1, Приложение № 2 к настоящему распоряжению) в срок с 17 по 25 декабря 2018 года.

Полагая, что при принятии оспариваемого распоряжения нарушены права Термановой Е.И., она обратилась в суд.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 21.07.2014 г. № 234-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Пунктом 4.1 Постановления администрации г. Иркутска от 23.05.2012 № 031-06-1054/12 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории города Иркутска» установлено, что предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - субъекты проверки) в отношении расположенных в границах муниципального образования город Иркутск объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Иркутской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Иркутской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - требования), а также организация и проведение уполномоченным органом мероприятий, определенных статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленных на профилактику нарушений указанных требований.

Согласно п. 2.1 органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за осуществление муниципального земельного контроля, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.

В целях обеспечения рационального и эффективного использования земель в городе Иркутске, постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 № 031-06-640/7-1 утверждено «Положение о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске» (далее - Положение).

Данное положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Иркутска и регулирует вопросы выявления и переноса самовольно размещенного движимого имущества (за исключением нестационарных торговых объектов, брошенных, бесхозяйных транспортных средств), расположенного в границах муниципального образования город Иркутск на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном порядке (п.1 Положения).

Согласно п. 5 Положения выявление и принятие решений о переносе самовольно размещенного движимого имущества осуществляет комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска.

Для целей настоящего Положения под движимым имуществом понимаются подвижные, перемещаемые вещи, не прикрепленные к земле и не относящиеся к объектам недвижимости, перемещение которых не приведет к существенному изменению их свойств (п. 3 Положения).

К движимому имуществу относятся (в числе иных):

- металлический гараж - нестационарный объект, не относящийся к объектам капитального строительства и не являющийся объектом недвижимости, предназначенный для укрытия автотранспортного средства.

Каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении самовольно размещенного движимого имущества, их подписи или отказ от подписи и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного движимого имущества, и иные имеющиеся материалы и документы (пункт 6 Положения).

В случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших движимое имущество, в течение 10 (десяти) дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 6 настоящего Положения, уведомляет таких лиц о переносе самовольно размещенного движимого имущества в указанный в уведомлении срок.

Уведомление оформляется за подписью заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска. В уведомлении указываются дата составления уведомления, адрес участка, срок, в который должно быть перенесено движимое имущество, фамилия, имя и отчество гражданина или название юридического лица, обязанного произвести перенос, действия, которые должны быть произведены, краткая характеристика объекта, подлежащего переносу.

Уведомление о переносе самовольно размещенного движимого имущества выдается лицу, осуществившему самовольное размещение движимого имущества. При отказе лица, осуществившего самовольное размещение движимого имущества, получить уведомление на нем делается соответствующая отметка с мотивировкой отказа, о чем должностным лицом комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска составляется соответствующий акт.

В случае отказа лица, осуществившего самовольное размещение движимого имущества, получить уведомление о переносе самовольно размещенного движимого имущества такое уведомление направляется лицу, осуществившему самовольное размещение движимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Уведомление о переносе самовольно размещенного движимого имущества размещается на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта (п. 9 Положения).

В течение 10 (десяти) рабочих дней после истечения срока, установленного для добровольного переноса самовольно размещенного движимого имущества, комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска подготавливает распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о переносе самовольно размещенного движимого имущества.В распоряжении заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о переносе самовольно размещенного движимого имущества указываются: адрес участка, дата и время принудительного переноса, должностное лицо комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска, ответственное за организацию принудительного переноса, организация, уполномоченная либо привлекаемая администрацией города Иркутска для производства работ по переносу, место хранения переносимого объекта. (п. 13 Положения).

В соответствии с п. 14 Положения, распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о переносе самовольно размещенного движимого имущества в течение 3 (трех) дней со дня его принятия направляется должностным лицом комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска, ответственным за организацию принудительного переноса, заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, осуществившему самовольное размещение движимого имущества, или вручается данному лицу лично под роспись, а если такое лицо не установлено, не позднее 10 (десяти) дней до момента осуществления переноса вывешивается на самовольно размещенном движимом имуществе, что фиксируется должностным лицом, ответственным за организацию принудительного переноса, фотосъемкой и составлением соответствующего акта. Информация о переносе движимого имущества, в отношении которого не установлено лицо, осуществившее его самовольное размещение, публикуется в газете «Иркутск официальный» и размещается на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска не позднее 5 (пяти) рабочих дней до момента осуществления переноса.

12.11.2018 г. сотрудниками комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска был проведен осмотр земельного участка во дворе жилого дома <адрес изъят> и составлен акт осмотра от 12.11.2018 г., согласно которому, в результате было установлено, что на данном земельном участке расположено 2 металлических гаража и 7 кладовок.

Уведомление, в котором предписывалось в срок до 07.12.2018 г. выполнить перенос движимого имущества было вывешено администрацией во дворе дома. Разъяснено, что после установленного срока работы по переносу будут произведены администрацией г. Иркутска в принудительном порядке, а также опубликовано на официальном портале г. Иркутска в сети интернет 23.11.2018 г.

Как было установлено судом первой инстанции из пояснений представителя административного ответчика, перенос гаража на момент рассмотрения дела не осуществлен.

07.12.2018 г. администрацией г. Иркутска принято оспариваемое распоряжениеНомер изъят.

Анализируя вышеуказанные нормы права и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что процедура принятия оспариваемого решения органом местного самоуправления была соблюдена, у административного истца имелись правовые основания для издания оспариваемого распоряжения.

Рассматривая доводы административного истца о законности установки гаража, поскольку недвижимое имущество, принадлежащее Термановой Е.И., расположено на земельном участке под многоквартирным домом, в котором административный истец имеет квартиру на праве собственности, и, следовательно имеет полное право пользоваться общим имуществом многоквартирного дома, в том числе и земельным участком, суд первой инстанции верно учел следующее.

Как следует из договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно от Дата изъята , администрацией Кировского района г. Иркутска передано в долевую собственность Т.В., Термановой Е.И., Т.Т. жилое помещение по адресу: <адрес изъят>.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Из содержания частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

Таким образом, из вышеуказанных норм права следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса то право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно части 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Право на судебную защиту не является безусловным, и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Каких-либо доказательств принадлежности сносимого металлического гаража Термановой Е.И. суду первой инстанции не было представлено, как и не было представлено в суд апелляционной инстанции.

Учитывая отсутствие доказательств принадлежности сносимого объекта именно Термановой Е.И., судебная коллегия также считает, что оснований полагать, что оспариваемым распоряжением затрагиваются права административного истца нет.

Административным истцом было указано, что нарушено ее право пользования земельным участком, как собственника помещения в многоквартирном доме.

Вместе с тем, как было верно отмечено судом первой инстанции, наличие права собственности на помещение в многоквартирном доме не является доказательством принадлежности движимого имущества, в частности металлического гаража, собственнику помещения в многоквартирном доме.

Из существа заявленных требований следует, что административный истец, по сути, не согласен с необходимостью освобождения земельного участка, занимаемого гаражом, вместе с тем, вопрос о правах на земельный участок предметом требований не является.

В соответствии с пунктами 3,4 Положения под движимым имуществом понимаются подвижные, перемещаемые вещи, не прикрепленные к земле и не относящиеся к объектам недвижимости, перемещение которых не приведет к существенному изменению свойств, в том, числе, металлический гараж.

Так, в судебном заседании суда первой инстанции, представитель административного ответчика, указал, что в настоящее время перенос движимого имущества еще не осуществлен, и в случае предоставления Термановой Е.И. документов, подтверждающих законность установки движимого имущества, либо документов, подтверждающих, что движимое имущество установлено в границах земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, оспариваемое административным истцом распоряжение будет отменено самостоятельно.

Суд первой инстанции учитывая, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным государственным органом, основанием для издания оспариваемого распоряжения послужило выявление факта нахождения движимого имущества административного истца на земельном участке без правовых оснований, пришел к обоснованному выводу, что распоряжение Номер изъят от 07.12.2018 г. «О переносе самовольно размещенного движимого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, во дворе жилого дома <адрес изъят>»» принято законно.

При указанных обстоятельствах совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований Термановой Е.И., не имеется.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Довод жалобы, что необоснованно не был допущен представитель административного истца по копии Диплома, не подлежит удовлетворению.

Так в соответствии с п. 3 ст. 55 КАС РФ адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Из анализа данной нормы права следует, что суду представляется оригинал документа об образовании.

Довод жалобы, что в связи с тем, что не был допущен представитель, не представилось возможным приобщить к материалам дела юридически значимые доказательства, также не подлежит удовлетворению, поскольку представитель административного истца не был допущен на законных основаниях, кроме того, не имелось препятствий подать необходимые документы иным способом.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 февраля 2019 года, по административному исковому заявлению Термановой Е.И. к Администрации г. Иркутска о признании распоряжения о переносе самовольно размещенного движимого имущества незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.В. Гусарова

Судьи: Р.И. Харин

Н.М. Усова