УИД 69RS0005-01-2019-000047-53
Дело № 33а-4283 судья Глебов С.А. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 октября 2019 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергуненко П.А. и Каширской Е.А.
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Молоковского районного суда Тверской области от 22 августа 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска депутата Совета депутатов городского поселения - город Весьегонск ФИО1 к: административному ответчику Совету депутатов городского поселения - город Весьегонск Тверской области о возложении обязанности признать прошедшие 07.12.2018 выборы главы города Весьегонск Тверской области недействительными, отменить результаты выборов, освободить незаконно избранного главу города ФИО3 от занимаемой должности, отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского поселения - город Весьегонск Тверской области о признании прошедших 7 декабря 2018 года выборов главы города недействительными, отмене результатов выборов, освобождении незаконно избранного главы города ФИО3 от занимаемой должности.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является депутатом Совета депутатов городского поселения - город Весьегонск, 16 ноября 2018 года опубликовано объявление о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения - города Весьегонск Тверской области. Он участвовал в данном конкурсе, однако, о принятом в отношении него решении, что он не прошел конкурсный отбор, в установленный законом трехдневный срок его не уведомили. Совет депутатов не избрал секретаря Совета депутатов, протокол на протяжении выборов не велся, чем нарушены положения регламента. Конкурсную комиссию возглавлял глава Весьегонского района ФИО2, который является двоюродным братом кандидата ФИО3, впоследствии избранного главой города, что свидетельствует о конфликте интересов. Решение от 7 декабря 2018 года № 541 об избрании главы города подписано ФИО3, который согласно Уставу вступает в должность только после принятия присяги и обнародования результатов выборов. ФИО3, вступая в должность главы города, официально находился в должности главы Егонского сельского поселения. При этом, Совет депутатов не избрал секретаря, протокол не велся.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения - город Весьегонск Тверской области ФИО5, представитель заинтересованного лица конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского поселения - город Весьегонск Тверской области ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Указано, что судом не истребованы документы, подтверждающие или опровергающие наличие конфликта интересов - родственных отношений между председателем конкурсной комиссии ФИО2 и кандидатом ФИО3, на нарушение регламента при проведении выборов – не избрания секретаря, не ведения протокола, отсутствие кворума.
В письменных возражениях ФИО2 на апелляционную жалобу выражается несогласие с её доводами, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, ввиду его законности и обоснованности.
В письменных возражениях Совета депутатов городского поселения город Весьегонск Тверской области на апелляционную жалобу выражается несогласие с её доводами, указано на отсутствие нарушений процедуры избрания главы муниципального образования.
Участники процесса, будучи извещенными о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседании не явились, в связи с чем, на основании положений ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, оценив законность и обоснованность постановленного судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из законности оспариваемых действий административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Пунктом 8 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 9 октября 2018 года № 526, установлено, что Конкурсная комиссия является коллегиальным органом, формируется на срок проведения Конкурса. Организационной формой деятельности конкурсной комиссии являются заседания.
В соответствии с пунктом 9 данного Порядка общее число членов Конкурсной комиссии составляет шесть человек. ФИО8 членов Конкурсной комиссии назначается Советом депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области, другая половина – главой Весьегонского района.
Согласно пункту 30 Порядка не позднее, чем за 3 дня до дня проведения Конкурса Конкурсная комиссия формирует список кандидатов, допущенных к участию в Конкурсе, и утверждает его своим решением. Допущенные к участию в конкурсе кандидаты считаются зарегистрированными кандидатами.
В силу пункта 31 Порядка в день проведения Конкурса члены Конкурсной комиссии на своём заседании оценивают профессиональные знания и навыки зарегистрированных кандидатов на основании представленных документов, а также проводят индивидуальное испытание в форме собеседования и тестирования с каждым зарегистрированным кандидатом на знание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления.
Порядок проведения собеседования и тестирования, методы оценки кандидатов определяются Конкурсной комиссией.
Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что по итогам обсуждения зарегистрированных кандидатов Конкурсной комиссией принимается решение о представлении представительному органу не менее двух зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования.
Способ принятия указанного решения (открытым или тайным голосованием) определяется Конкурсной комиссией. Указанное решение направляется Конкурсной комиссией в Совет депутатов городского поселения - город Весьегонск Тверской области в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о результатах Конкурса.
В соответствии с пунктом 33 Порядка конкурсная комиссия сообщает кандидатам о результатах Конкурса в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о результатах Конкурса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 9 октября 2018 года № 526 утверждён Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области.
В соответствии с решением Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 26 октября 2018 года № 533 глава Весьегонского района Тверской области уведомлён о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области.
Решением Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 26 октября 2018 года № 533 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области» назначен конкурс, установлены сроки приёма документов для участия в конкурсе, а также утвержден состав Конкурсной комиссии от Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области, в который вошли С.Н., И.С., Г.М.. Решение опубликовано в газете Весьегонская жизнь от 6 ноября 2018 года № 43 (10441).
Распоряжением главы Весьегонского района от 13 октября 2018 года № 13-р от муниципального образования «Весьегонский район» в состав Конкурсной комиссии вошли ФИО2, Е.А.М.М.
Общее число членов Конкурсной комиссии составило 6 человек.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 2 ноября 2018 года № 1 председателем конкурсной комиссии избран ФИО2, секретарём комиссии избрана ФИО6
26 ноября 2018 года по итогам заседания конкурсной комиссии утверждён список кандидатов, допущенных к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области. К участию в конкурсе допущены 6 зарегистрированных кандидатов, в том числе и административный истец ФИО1
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 21 ноября 2018 года по результатам проведения конкурса в форме собеседования кандидаты на должность главы городского поселения – город Весьегонск кандидаты показали следующие результаты: ФИО1 – набрал 11 баллов; ФИО4 – набрал 23 балла; Д.С. – набрал 13 баллов; ФИО3 – набрал 28 баллов.
Решением Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 30 ноября 2018 года № 3 для избрания на должность главы городского поселения Совету депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области представлены зарегистрированные кандидатуры ФИО4 и ФИО3
Письменное уведомление о результатах конкурса направлено административному истцу 22 января 2019 года.
Оценивая довод о нарушении установленного порядка направления уведомления, суд пришёл к правильному выводу, что право административного истца на участие в конкурсе на должность главы городского поселения нарушено не было, о результатах конкурсного отбора истец извещен своевременно, решения конкурсной комиссии приняты в соответствии с Порядком проведения конкурса и являются законными.
Несвоевременное направление административному истцу сообщения о результатах конкурса не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.
В соответствии с пунктом 1 раздела VI Регламента Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 21 сентября 2018 года № 523, решения Совета депутатов поселения принимаются только на заседании открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.
Согласно пункту 9 раздела VI Регламента решения Совета депутатов поселения принимаются большинством депутатов, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Уставом городского поселения – город Весьегонск Тверской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Устава муниципального образования город Весьегонск Весьегонского района Тверской области глава города избирается на 5 лет Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно пункту 3 статьи 33 Устава, полномочия Главы города осуществляются на постоянной основе, начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы города. Днем вступления в должность считается день принятия присяги.
В силу пункта 5 статьи 33 Устава, вступление в должность Главы города оформляется постановлением Главы города о вступлении в должность.
Решением Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области от 7 декабря 2018 года № 541 главой городского поселения – город Весьегонск Тверской области избран ФИО3, голосование проходило с участием административного истца депутата ФИО1
Согласно протоколу пятого заседания четвертого созыва Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области 7 декабря 2018 года ФИО3 принял присягу.
7 декабря 2018 года Главой города принято постановление № 166 «О вступлении в должность главы городского поселения».
Решением Совета депутатов Ёгонского сельского поселения Весьегонского района Тверской области от 07 декабря 2018 года № 21 принято решение о досрочном прекращении полномочий главы Ёгонского сельского поселения ФИО3
Установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что правовых оснований для признания оспариваемого решения Совета депутатов городского поселения – город Весьегонск Тверской области об избрании главы городского поселения незаконным не имеется.
Доводы административного истца о конфликте интересов обоснованно отвергнуты судом первой инстанции; верно признаны несостоятельными и опровергнутыми материалами административного дела доводы административного истца о нарушении Регламента при выборе главы городского поселения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку, суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные выше положения законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Оснований для признания не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемых действий административного ответчика не имеется.
Обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отвечает требованиям пункта 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2003 года «О судебном решении» - принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия признает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Молоковского районного суда Тверской области от 22 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи