ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4284/18 от 24.10.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-4284/2018

судья Терновая Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Толстоброва А.А.,

судей Бурака М.Н. и Каверина С.А.,

при секретаре судебного заседания Солодухиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 24 октября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Забайкальского края и неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» об оспаривании решения органа местного самоуправления,

по апелляционной жалобе главы городского поселения «Шилкинское» Сиволапа С.Н.,

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июля 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, постановление Администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское», признано противоречащим закону в части пунктов 1, 2, 3 в связи с отсутствием указания об использовании общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, только в границах данных земельных участков.

Заслушав доклад судьи Бурака М.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав выступления представителя административного ответчика Администрации городского поселения «Шилкинское» Бянкиной К.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры Доржиева Б.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор Шорохов А.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское», указав в обоснование, что общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, а также в границах земельного участка, находящегося на Шилкинском месторождении в 1,2 км. северо-восточнее г. Шилка (принадлежащих Администрации городского поселения «Шилкинское»), используются для муниципальных нужд. Ссылаясь на нарушение ст. 19 Закона РФ №235-1 «О недрах» и Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на территории Забайкальского края, указывает, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления обязательного условия об использовании общераспространенных полезных ископаемых только в границах земельных участков, на которых они имеются, не содержит, отсутствует указание для каких именно муниципальных нужд используются общераспространенные полезные ископаемые. 19 октября 2017 года на оспариваемое постановление прокуратурой принесен протест с требованием привести его в соответствие с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края путем внесения в него соответствующих изменений. Администрацией городского поселения «Шилкинское» протест рассмотрен и отклонен. С учетом уточнения требований просит признать постановление Администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское» противоречащим закону и недействующим с момента принятия решения судом в части пунктов 1, 2, 3 в связи с отсутствием указания об использовании общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, только в границах данных земельных участков.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава городского поселения «Шилкинское» Сиволап С.Н. выражает несогласие с вынесенным решением суда, просит его отменить, в обоснование указывает, что какого-либо вреда при использовании общераспространенных полезных ископаемых государству причинено не было. Обращает внимание, что Администрация городского поселения «Шилкинское» является публичным образованием, коммерческой деятельностью не занимается, и использовала общераспространенные полезные ископаемые для собственных нужд, не связанных с коммерческой деятельностью.

Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов Забайкальского края и ООО «Коммунальник», надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В соответствии с ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, регламентированы главой 22 КАС РФ.

Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, главой городского поселения «Шилкинское» <Дата> в соответствии с положениями Закона Забайкальского края от 29 марта 2016 года №1316-ЗЗК было принято постановление «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское» (далее –постановление ), пункт 1 которого предусматривает использование для муниципальных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка (категория земель: для добычи общераспространенных полезных ископаемых) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 147156 кв.м., принадлежащего администрации городского поселения «Шилкинское» на основании Свидетельства о государственной регистрации права от <Дата><адрес>.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка (категория земель: для добычи общераспространенных полезных ископаемых) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 13928 кв.м., принадлежащего администрации городского поселения «Шилкинское» на основании Свидетельства о государственной регистрации права от <Дата><адрес>, использовать для муниципальных нужд. Полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка (категория земель: для добычи общераспространенных полезных ископаемых) площадью 104448 кв.м, находящегося на Шилкинском месторождении, расположенном в 1,2 км северо-восточнее г. Шилка, переданного Администрации городского поселения «Шилкинское» по акту приема-передачи от 30 ноября 2016 года использовать для муниципальных нужд (пункт 3).

В рамках соглашения от 10 января 2017 года, заключенного между Администрацией городского поселения «Шилкинское» и ООО «Коммунальник», последним был произведен забор песка с земельных участков, указанных в постановлении , в целях произведения текущего и капитального ремонта муниципального имущества.

В соответствии с соглашением от 01 июня 2017 года, заключенным между Администрацией городского поселения «Шилкинское» и ООО «Коммунальник», Администрацией выдано разрешение на использование земельных участков, указанных в постановлении , для добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях осуществления текущего ремонта муниципального имущества.

Постановлением по делу об административном правонарушении от <Дата> ООО «Коммунальник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за осуществление деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии с участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> на основании концессионных соглашений с Администрацией городского поселения «Шилкинское» от 12 февраля 2016 года и от 01 июня 2017 года.

Проанализировав положения ст. 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», ч. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 29 марта 2016 года №1316-ЗЗК «О порядке использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на территории Забайкальского края», исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в оспариваемом постановлении обязательного условия об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, только в границах тех земельных участков, на которых они располагаются, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их основанными на нормах права, подлежащих применению, в силу следующего.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закон Забайкальского края от 29 марта 2016 года №1316-ЗЗК «О порядке использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на территории Забайкальского края» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ в том числе использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.

Поскольку в пунктах 1, 2, 3 постановления отсутствует указание на использование общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, только в границах данных земельных участков, оспариваемое постановление противоречит региональному и федеральному законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц Забайкальского края и Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии вреда, причиненного государству, судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку постановлением по делу об административном правонарушении от <Дата> подтверждается факт нарушения правил пользования недрами на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в период действия оспариваемого постановления .

Поскольку судом первой инстанции был установлен факт нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в связи с утратой его силы. Кроме того, в силу положений ч. 2 ст. 194 КАС РФ прекращение производства по делу в случае отмены оспариваемого постановления является правом суда.

Не может повлечь отмену судебного решения и довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского поселения «Шилкинское» не занимается коммерческой деятельностью, поскольку данное обстоятельство не имеет юридического значения при оценке законности оспариваемого постановления .

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность вынесенного судьей решения, поскольку направлены на неверную оценку подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм права и не могут служить основанием для его отмены.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, допущенных судьей и влекущих отмену обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи