ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4287 от 27.04.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Елистратова О.Б. Дело № 33а-4287

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Туктамышевой О.В.

судей Королевой Е.В. и Судницыной С.П.

при секретаре Цыбульской М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Медведевой ФИО9 к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным решения и возложении обязанностей по устранению нарушений по апелляционной жалобе Медведевой С.В. на решение Находкинского городского суда Приморского края от 7 февраля 2017 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., представителя администрации Находкинского городского округа Усмановой Э.М. судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Медведева С.В. обратилась в суд с указанным административным иском, указав, что 12 мая 2016 года она обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1673 кв.м. для индивидуального жилищного строительства. 6 июля 2016 года получила письмо об отказе в удовлетворении заявления о предварительном предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован ссылкой на ст. 3, ст. 2 п. 7 Закона Приморского края от 03 июня 2015 года № 638-К. Считает данный отказ незаконным, поскольку указанная норма закона предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, но не в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Схема расположения указанного земельного участка, утверждена в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ Управлением землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа. Согласно данной схеме к земельному участку имеются подъезды и дороги. Просит признать незаконным отказ администрации Находкинского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1673 кв.м., находящегося в 180 метрах на северо-запад от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Находкинского городского округа согласовать предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1673 кв.м., находящегося в 180 м на северо-запад от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Середенкова О.А. поддержала административные исковые требования.

Представитель администрации Находкинского городского округа Усманова Э.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда не подлежит отмене в силу следующего.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

В соответствии с п. 29. ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Аналогично п. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу указанных норм был принят Закон Приморского края от 03.06.2015 N 638-K3 «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности», который устанавливает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии которых орган исполнительной власти Приморского края, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), принимает соответствующее решение об отказе.

В соответствии со ст. 3 Закона Приморского края от 03.06.2015 N 638-K3 «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности», уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 10 статьи 2 указанного Закона № 638-K3.

Одним из таких оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в том числе путем установления сервитута, за исключением случаев, если земельный участок является смежным с земельным участком, уже предоставленным заявителю (п. 7 ст. 2 Закона Приморского края от 03.06.2015 N 638-K3 «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности»).

Из материалов дела следует, что 12 мая 2016 года Медведева С.В. обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1673 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.

Административным ответчиком было обеспечено опубликование объявления о предоставлении земельного участка для ИЖС в газете «Находкинский рабочий» от 19 мая 2016 года № 66 (12651), а так же на сайте www.nakhodka-citv.ru и torgi.gov.ru.

6 июля 2016 года в газете «Находкинский рабочий» №92 (12677) и на официальных сайтах Интернет была опубликована информация об отмене предоставления земельных участков для ИЖС, в том числе и испрашиваемого истцом.

6 июля 2016 года Медведева С.В. получила письмо об отказе в удовлетворении заявления о предварительном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, формируемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1673 кв.м., находящегося в 180 м на северо-запад от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Отказ мотивирован ссылкой на ст. 3, ст. 2 п. 7 Закона Приморского края от 03 июня 2015 года № 638-К.

Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок находится в лесном массиве, к нему не имеется дорог, а имеющаяся на экспликации земельного участка дорога является планируемой, а не утвержденной, иного доступа с территории общего пользования к испрашиваемому земельному участку не имеется, доказательств обратного суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о соответствии обжалуемого решения требованиям действующего законодательства, и о том, что указанным решением не нарушаются права и законные интересы административного истца, являются правильными.

Тот факт, что административным ответчиком в порядке ст.39.18 ЗК РФ первоначально ошибочно было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка, сам по себе не свидетельствует о незаконности отказа администрации НГО в предварительном согласовании административному истцу предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Поскольку Законом Приморского края от 03.06.2015 N 638-K3 «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено такое основание отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, то установив, что к испрашиваемому земельному участку доступ отсутствует, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Медведевой С.В.

По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нормы материального права применены верно.

Доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда и иное применение и толкование закона.

Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Находкинского городского суда Приморского края от 7 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведевой ФИО10 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи