ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-432/2018 от 13.02.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело 33а- 432/2018

Докладчик Кирюшина О.А. Судья Королев А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

судей Кирюшиной О.А., Семенова А.В.,

при секретаре Павловой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 ноября 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове в предоставлении ему сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования отказать.

Заслушав доклад судьи Кирюшиной О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове в предоставлении ему сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование заявленных требований указано, что 17 августа 2017 года он обратился в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове с заявлением о предоставлении информации о состоянии его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования. 25 августа 2017 года в предоставлении запрашиваемой информации административный ответчик отказал, сославшись на конфиденциальность запрашиваемой информации. Полагает отказ незаконным, нарушающим его конституционные права.

Административный истец ФИО1, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове по доверенности ФИО2 в удовлетворении административного иска просила отказать, указав, что согласно пункту 20 Административного регламента информация о состоянии индивидуального лицевого счета предоставляется гражданам посредством почтовой связи после сверки сведений о заявителе, содержащихся в индивидуального лицевого счета, с его паспортными данными. Копия документа, удостоверяющего личность, ФИО1 к заявлению приложена не была.

Заинтересованное лицо отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, считая его незаконным, противоречащим Конституции Российской Федерации, международным договорам. Также укал, что поскольку находится в местах лишения свободы, то лишен возможности иметь при себе паспорт.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление гражданам сведений о состоянии их индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования является государственной услугой, предоставляемой по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного закона предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона).

Из пункта 6 статьи 14 данного закона следует, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

В соответствии с данными нормами приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 января 2017 года №38н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».Пунктом 15 предусмотрено, что для предоставления государственной услуги заявителем может быть представлен запрос по форме СЗБ-2б, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 июня 2016 года №473п, к которому прилагается документ, удостоверяющий личность заявителя.

В пункте 17 Указанного Административного регламента содержится норма, согласно которой в случае направления заявителем запроса посредством почтовой связи к нему прилагаются копии документов, указанных в пункте 15 Административного регламента, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Анализ приведенных федеральных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что предоставление сведений о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина относится к государственной услуге, которая может быть оказана по запросу, поступившему посредством почтовой связи в случае приложения надлежащим образом заверенной копии документа, удостоверяющего личность.

Из материалов дела следует, что 17 августа 2017 года ФИО1, отбывающий наказание в местах лишения свободы, обратился посредством почтовой связи в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове с запросом о состоянии его индивидуального лицевого счета.

25 августа 2017 года Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в городе Коврове письмом №Ф-135-138 отказало административному истцу в предоставление данной информации со ссылкой на ее конфиденциальность, одновременно разъяснив пункт 17 Административного регламента, в соответствии с которым информация о состоянии индивидуального лицевого счета может быть получена гражданином посредством почтовой связи с приложением копии документа, удостоверяющего личность, заверенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (лицам, находящимся в местах лишения свободы, документы удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы).

Отказывая в удовлетворении требования ФИО1 о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о состоянии его лицевого счета суд первой инстанции указал, что данные сведения содержат персональные данные (страховой номер, фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, адрес постоянного места жительства, гражданство, периоды трудовой и (или) иной трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, заработная плата или доход, на которые насчитываются страховые взносы), в связи с чем, орган Пенсионного фонда должен был достоверно убедиться, что запрос поступил именно от ФИО1. Отсутствие документа, удостоверяющего личность, препятствовало органу Пенсионного фонда произвести сверку сведений о заявителе в соответствии с пунктом 20 Административного регламента.

В связи с тем, что надлежащим образом заверенная копия документа, удостоверяющего личность, не была приложена к запросу, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконным отказа управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове в предоставлении сведений о состоянии его лицевого счета.

Судом также учтено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность пенсионного органа в порядке информационного взаимодействия запрашивать копию документа, удостоверяющего личность, гражданина, обратившегося с запросом о предоставлении сведений о состоянии лицевого счета посредством почтовой связи. Кроме того, у административного истца отсутствуют какие-либо препятствия по получению надлежащим образом заверенной копии паспорта, в местах отбывания наказания.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Довод административного истца о необходимости применения к спорным правоотношения Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае подлежит применению специальный закон, а именно Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым обоснованно руководствовался суд первой инстанции при рассмотрении данного спора.

Направление судом ФИО1 сведений о состоянии индивидуального лицевого счета не влияет на законность действий управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коврове по отказу административному истцу в предоставлении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Процессуальных нарушений, приведших к принятию неправильного по существу решения, судом не допущено.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Е.П. Астровко

Судьи: О.А. Кирюшина

А.В. Семенов