Дело №33а-4340/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Кучеренко Н.В., Тимофеевой А.А.,
с участием секретаря судебного заседания – Савочкиной С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым ФИО2, государственному регистратору Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3, Феодосийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года, которым удовлетворен административный иск.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного истца ФИО5, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/3 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ФИО1 на двухкомнатную <адрес> общей площадью 57 кв.м, расположенную на 3-м этаже в объекте незавершенного строительства - многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, на основании решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по гражданскому делу №2-2588/2020.
Требования мотивированы тем, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по гражданскому делу №2-2588/2020 за ФИО1 признано право собственности на двухкомнатную <адрес> расположенную на 3-м этаже в объекте незавершенного строительства, находящемся по адресу: <адрес>, площадь всех частей квартиры 60,6 кв.м. При этом уведомлением Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 ноября 2021 года ФИО1 было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанную квартиру, без учета того, что основанием для государственной регистрации права собственности на квартиру является вступившее в законную силу решение суда, обязательное для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций и подлежащее неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года административный иск ФИО1 удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемый отказ вынесен в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Считает, что судебный акт первой инстанции вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, судом не дана достаточная правовая оценка всем обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы ФИО1 поданы возражения об оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 просила оставить без изменения решение городского суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2-2588/2020, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установлено, что 26 февраля 2021 года ФИО1 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении квартиры, площадью 57,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании вступившего в законную силу решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по делу №2-2588/2020, которым за ФИО1 признано право собственности на двухкомнатную <адрес>, расположенную на 3-м этаже в объекте незавершенного строительства, находящемся по адресу: <адрес> (кадастровый №), площадью всех частей <адрес>,6кв.м, в том числе общей площадью 57,0кв.м, из нее жилой площадью 33,4кв.м, площадью помещений вспомогательного использования 23,6кв.м, площадью летних помещений (балконов) 3,6кв.м, на основании договора о долевом участии в строительстве от 23 мая 2014 года.
Уведомлением Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 марта 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/1 приостановлены на основании пункта 5 части 1 статьи 26, пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы на которые представлены ФИО1 с заявлением от 26 февраля 2021 года, в связи с тем, что: не представлены документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: по состоянию на 17 марта 2021 года сведения об объекте недвижимого имущества, в отношении которого ФИО1 подано заявление о регистрации права собственности в Единый государственный реестр недвижимости, не внесены по причине отсутствия в представленном техническом плане документов оснований для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, представленный технический план не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке». Поскольку для указанного вида объекта недвижимого имущества не предусмотрено иного родительского объекта кроме как «Многоквартирный дом», кадастровый учет и регистрация права на квартиру, расположенную в объекте незавершенного строительства невозможна.
В соответствии с уведомлением Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03 июня 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/1, приостановлены в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с поступившим заявлением ФИО1 о приостановлении от 02 июня 2021 года.
Согласно уведомлению Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/3, ФИО1 было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с истечением 08 ноября 2021 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 03 июня 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала, и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе по состоянию на 17 марта 2021 года сведения об объекте недвижимого имущества, в отношении которого ФИО1 подано заявление о регистрации права собственности в Единый государственный реестр недвижимости, не внесены по причине отсутствия в представленном техническом плане документов оснований для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, представленный технический план не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке». Поскольку для указанного вида объекта недвижимого имущества не предусмотрено иного родительского объекта кроме как «Многоквартирный дом», кадастровый учет и регистрация права на квартиру, расположенную в объекте незавершенного строительства невозможна.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/3, с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может согласиться с такими выводами по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Исходя из положений части 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с частью 7 вышеуказанной статьи, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ указано, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В силу положений статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 вышеназванной статьи.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ).
Исходя из положений статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1).
Технический план состоит из графической и текстовой частей (часть 3 статьи 24).
В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения, машино-места представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места (часть 4 статьи 24).
Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения (часть 6 статьи 24).
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 8 статьи 24).
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости (в том числе при отсутствии или утрате проектной документации в отношении бесхозяйного объекта недвижимости). Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24).
Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года №953 утверждены формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений (далее – Приказ).
Согласно пункту 43 Приказа в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости: кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства. В графе «3» строки «6» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната (в квартире), если объектом недвижимости является комната (в квартире), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса. В отношении помещения, машино-места заполнению подлежат также строки «Номер, тип этажа (этажей), на котором (которых) расположено помещение», «Номер, тип этажа (этажей), на котором (которых) расположено машино-место», «обозначение (номер) помещения, машино-места на поэтажном плане».
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав Указано, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных положений следует, что для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении помещения государственному регистратору необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.
Как установлено выше, основанием для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости послужило то, что представленный на государственную регистрацию технический план не соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953, поскольку для указанного вида объекта недвижимого имущества (квартиры) не предусмотрено иного родительского объекта, кроме как «Многоквартирный дом». Таким образом, невозможно осуществить кадастровый учет и регистрацию права на квартиру, которая расположена в объекте незавершенного строительства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующим органом не было принято во внимание представленное на регистрацию в качестве правоустанавливающего документа решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по делу №2-2588/2020, которым за ФИО1 признано право собственности на двухкомнатную квартиру, а также информация Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 октября 2020 года №90/019/015/2020-4557 сведения об объекте незавершенного строительства, проектируемое назначение – жилой дом, площадью застройки 1071,00 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости как актуальные, ранее учтенные, и данному объекту 08 февраля 2016 года присвоен кадастровый №.
Однако судом первой инстанции не учтено, что действительно, решение суда является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права, однако в соответствии с пунктов 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как следует из решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года право собственности ФИО1 на квартиру возникло как у участника долевого строительства.
В соответствии с положениями части 11 статьи 48 Федерального закона N 218-ФЗ для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:
- разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;
- передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Как установлено выше, кроме решения суда для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на квартиру ФИО1 предоставлен технический план, в котором в разделе «Характеристики объекта недвижимости» указана информация о ее расположении в объекте недвижимости с кадастровым номером №, который является объектом незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 14, части 4 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ законодателем установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав должна быть осуществлена в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета всех расположенных в таком доме квартир.
Таким образом, многоквартирный дом должен быть поставлен на кадастровый учет, что позволит осуществить государственный кадастровый учет квартир, расположенных в доме.
При этом, поскольку наличие объекта незавершенного строительства подразумевает возможность дальнейшего его преобразования, что может повлечь изменение его характеристик, состава помещений в объекте, определяемых по завершении строительства и ввода объекта в эксплуатацию, и подлежащих впоследствии указанию в техническом плане здания (сооружения), действующими положениями закона не предусмотрена возможность осуществления действий по постановка на кадастровый учет и регистрация права на помещение (квартиру) до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено.
Сам факт постановки объекта незавершенного строительства, в котором расположена квартира, на кадастровый учет с указанием на проектируемое назначение - жилой дом, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого отказа, поскольку действующими нормами не предусмотрено иного родительского объекта при осуществлении кадастрового учета и регистрации права в отношении квартиры, кроме как «многоквартирный дом».
Указанное следует из положений части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В тоже время решение суда не может подменять технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на помещение в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Учитывая приведенные выше положения норм материального права и установленные по делу обстоятельства, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу о том, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, действуя в пределах представленных полномочий, установив, что ФИО1 в нарушение положений пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, при этом представленный технический паспорт, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регистрирующий орган по истечению срока для приостановления, в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», правомерно отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав с вынесением соответствующего уведомления от 08 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-708736/3.
Вышеуказанные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции не установлена.
При таких обстоятельств, оснований для признания незаконным оспариваемого отказа от 08 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/3 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ФИО1 на квартиру, судебная коллегия не находит.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск ФИО1, с учетом изложенных обстоятельств, пришел к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения.
При таком положении, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года нельзя признать соответствующим требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
С учетом изложенного, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска о признании незаконным отказа Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-7087316/3 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: Н.В. Кучеренко
Судья: А.А. Тимофеева