ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4352/2022 от 17.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-4352/2022

(УИД 91RS0022-01-2021-005517-72)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Холодной Е.И.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А.-В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо: Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», о признании незаконным постановления органа местного самоуправления,

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

ФИО2, действуя в интересах ФИО1, обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просила: признать незаконным постановление Администрации города Феодосии от 30.11.2021 г. № 3673 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданину Российской Федерации ФИО1 в порядке переоформления прав».

Исковые требования мотивированы тем, что обжалуемое постановление Администрации города ФИО3 от 30.11.2021 г. № 3673 является незаконным и необоснованным, так как отказ ФИО1 в предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав не основан ни на одном из пунктов, предусмотренных пунктом 13.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО3». Земельный участок площадью 257 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, был передан ФИО1 в аренду Феодосийским городским советом до 30.04.2058 г. на основании решения № 2158 от 30.04.2009 г. На земельном участке находится гараж-эллинг № 59, 60, 61, собственником которого является административный истец, имеющий исключительное право на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность или в аренду на основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Принятое постановление Администрации города Феодосии нарушает права административного истца как собственника здания и фактического землепользователя, не соответствует требованиям федерального законодательства, а также Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Признано незаконным постановление Администрации города Феодосии Республики Крым № 3673 от 30 ноября 2021 года «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданину Российской Федерации ФИО1 в порядке переоформления прав». На Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность, с учетом установленных судом обстоятельств, повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 04 февраля 2020 года № 01-02/25/32 о переоформлении прав на земельный участок площадью 257 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>. На Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1, об исполнении решения суда по административному делу. С Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Администрацией города ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.02.2022 года по административному делу № 2а-578/2022, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, судом первой инстанции в полной мере не определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, допущено нарушение норм материального права. Указывает, что согласно акту осмотра территории, Управлением муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым проведена проверка и установлено, что на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – причалы для маломерных судов, расположен объект капитального строительства, находящийся в сложившейся плотной застройке, обладает признаками номерного фонда с его использованием в летний период для временного проживания. Вспомогательные сооружения для транспортировки, причаливания, плавательных средств отсутствуют, что исключает хранение и обслуживание яхт, катеров, лодок и других маломерных судов. Заявленный земельный участок используется не в соответствии с установленным для него целевым назначением. Следовательно, постановление Администрации города Феодосии от 30.11.2021 г. № 3673 является законным и обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Кроме того, представителем административного истца ФИО1 – ФИО2 представлены письменные возражения, которые аналогичны доводам, изложенным в административном иске. Также указано, что при осмотре земельного участка должностными лицами Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии, указанными лицами не учтен пункт 16 договора аренды земли от 03.07.2009 г., в котором указано на целевое назначение арендуемого земельного участка – для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанным положением статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2001 года на основании договора дарения, удостоверенного нотариально в реестре , административный истец ФИО1 приобрел гараж-эллинг, площадью 131 кв.м., по адресу: <адрес>.

Решением 34 сессии 23 созыва Феодосийского городского совета от 28.09.2001 года утверждена техническая документация по установлению границ земельных участков в натуре и предоставлен гражданину Украины ФИО1 в постоянное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,0143 га для обслуживания гаража-эллинга.

Решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 20.04.2006 года разрешено гражданину Украины ФИО1 выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции гаража-эллинга на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности (Государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, серия ), расположенном по адресу: <адрес>.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 20.06.2019 года, вступившим в законную силу 26.09.2019 года, по гражданскому делу № 2-192/2019 исправлена реестровая ошибка и установлены границы земельного участка: <адрес>, площадью 257 кв.м.

В целях переоформления договора аренды земли 04.02.2020 г. ФИО1 обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о переоформлении или завершении прав на земельный участок площадью 257 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313, принимая во внимание решение 48 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета № 2158 от 30.04.2009 г., цель использования земельного участка – причалы для маломерных судов, обслуживание гаража-эллинга (т.1 л.д.157).

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 06.05.2020 года № 1164 ФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке. Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 02.12.2020 года по административному делу № 2а-2005/2020 в удовлетворении требований ФИО1 о признании постановления незаконным, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19.05.2021 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 02.12.2020 года по административному делу № 2а-2005/2020 - отменено с принятием по делу нового решения, которым административный иск ФИО1 к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконными нарушения срока рассмотрения заявления, постановления, возложении обязанности совершить определённые действия – удовлетворен частично. Указанным решением признано незаконным постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 06.05.2020 года № 1164 «Об отказе гражданину Российской Федерации ФИО1 в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав» с возложением на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав от 04.02.2020 года.

При повторном рассмотрении заявления, Администрацией города Феодосии Республики Крым принято постановление от 30.11.2021 года № 3673 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданину Российской Федерации ФИО1 в порядке переоформления прав», которым гражданину Российской Федерации ФИО1 отказано в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав на земельный участок площадью 257 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – причалы для маломерных судов, на основании п. 12 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»: положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации. В указанном постановлении приведены нормы статьи 7, 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно договору аренды земельного участка от 26.01.2010 г. регистрационный , цель предоставления земельного участка – для обслуживания гаража – эллинга с вспомогательными помещениями. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования заявленного земельного участка – причалы для маломерных судов. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования земельного участка – причалы для маломерных судов включает в себя: размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов. Согласно акту осмотра территории, проведенного Управлением муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, установлено, что на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес>, расположен объект капитального строительства, находящийся в сложившейся плотной застройке, обладает признаками номерного фонда с его использованием в летний период для временного проживания. На земельном участке с кадастровым отсутствуют вспомогательные сооружения для транспортировки, причаливания плавательных средств, что исключает хранение и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов. Исходя из вышеизложенного, заявленный земельный участок используется не в соответствии с установленным для него целевым назначением (пункт 1). Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия (пункт 2).

Из постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 30.11.2021 года № 3673 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданину Российской Федерации ФИО1 в порядке переоформления прав» следует, что оно принято на основании решения Верховного Суда Республики Крым от 19.05.2021 г. № 33а-3810/2021. В постановлении также указано, что при его принятии ответчик руководствовался Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21.08.2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Законом Республики Крым от 15.01.2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», Уставом муниципального образования городской округ ФИО3, постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 30.09.2020 г. № 2788 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО3» в новой редакции».

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что ссылки административного ответчика в оспариваемом постановлении в изложенном виде на невозможность заключения договора аренды земельного участка, учитывая акт осмотра Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, поскольку указанным актом было установлено нецелевое использование земельного участка, а также положения п. 12 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК, положения п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации не основаны на законе и противоречат Административному регламенту. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 20.11.2021 г. № 3673 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданину Российской Федерации ФИО1 в порядке переоформления прав» нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно нарушает права административного истца как фактического землепользователя. Определяя способ восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений административного истца, суд первой инстанции посчитал необходимым возложить на Администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанность повторно, рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав с учетом установленных судом обстоятельств. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административное исковое заявление подано в установленные законом сроки.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Принимая во внимание, что с указанным административным иском истец обратился в суд 20.12.2021 года, обжалуя постановление от 30.11.2021 года, срок для обращения в суд с данным иском истцом не пропущен.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» вопросы местного значения поселения, муниципального района, муниципального и городского округов определены в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон Республики Крым от 15.01.2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В соответствии с ч. 9 ст. 3 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК), право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации (часть 12 статьи 3 Закона № 38-ЗРК).

Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 13 статьи 3 Закона № 38-ЗРК).

В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (часть 14 статьи 3 Закона № 38-ЗРК).

Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является, в том числе, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1 части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК).

Согласно части 17 статьи 3 Закона № 38-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 (далее – Порядок № 313).

Согласно подпункту 4 пункта 13 Порядка № 313 в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона №38-ЗРК.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьёй 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли населенных пунктов.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка – причалы для маломерных судов подразумевает размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 30.09.2020 г. № 2788 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО3» в новой редакции» (далее – Административный регламент), в пункте 13.3 которого предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части переоформления прав на земельные участки.

В пункте 13.4 Административного регламента перечислены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки, перечень которых является исчерпывающим.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 13.02.2017 г. № 451 «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка» земельному участку с кадастровым площадью 257 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, отнесенному к категории земель – земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования – причалы для маломерных судов (код 5.4) (т.1 обр.стор. л.д.185).

Указанное также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.12.2021. г. № (т.1 л.д.50-51).

Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, , от 12.11.2021 г. следует, что на земельном участке расположен четырехэтажный объект капитального строительства, находящийся в сложившейся плотной застройке. Визуально строение обладает признаками номерного фонда с его использованием в летний период для временного проживания. Отсутствуют помещения для хранения маломерных судов. Кроме того, при визуальном осмотре капитального строения, расположенного на земельном участке с кадастровым , установлено, что вспомогательные сооружения для транспортировки, причаливания плавательных средств отсутствуют, что исключает хранение и обслуживание яхт, катеров и других маломерных судов (т.1 л.д.197-198).

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что в заявлении о переоформлении прав на земельный участок истец просит предоставить земельный участок с кадастровым , указывая целью использования не только причалы для маломерных судов, но и обслуживание гаража-эллинга, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления ФИО1 испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с несоответствием разрешенного использования земельного участка целям использования испрашиваемого земельного участка. При указанных обстоятельствах ответчик обоснованно отказал истцу в предоставлении в аренду земельного участка.

Материалы дела не содержат доказательств использования истцом земельного участка по целевому назначению, согласно виду разрешенного использования земельного участка – причалы для маломерных судов, то есть под размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов.

Выводы суда первой инстанции о противоречии Административному регламенту ссылок административного ответчика в оспариваемом постановлении на невозможность заключения договора аренды земельного участка, учитывая акт осмотра Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, а также о противоречии Административному регламенту положений п. 12 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, сочтены судебной коллегией ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Отсутствие в Административном регламенте такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части переоформления прав на земельные участки, как наличие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ не свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления, так как нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Крым № 38-ЗРК, имеющих высшую юридическую силу. Кроме того, п.п. 5 п.13.4 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части признания обжалуемого постановления незаконным, в рамках заявленных истцом исковых требований, подлежащие восстановлению в порядке административного судопроизводства права отсутствуют, в связи с чем, отсутствуют основания для понуждения ответчика к выполнению определенных действий.

Ввиду установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года по административному делу № 2а-578/2022 – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо: Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», о признании незаконным постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 30 ноября 2021 года № 3673 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданину Российской Федерации ФИО1 в порядке переоформления прав», - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья: Е.И. Холодная

Судьи: О.В. Хожаинова

Л.А.-В. Юсупова