ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4361/2022 от 28.07.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-4361/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 28 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Ночевника С.Г. и Шулындиной С.А.

при секретаре Благополучной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованных лиц Аленькиной Елены Алексеевны, Насковец Веры Михайловны, Сочнева Игоря Геннадьевича на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2021 года о признании незаконным и отмене постановления главы администрации МО Веревское сельское поселение об утверждении схемы расположения земельного участка, об обязании восстановить нарушенные права на проход, проезд, о расторжении соглашения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения заинтересованных лиц Аленькиной Елены Алексеевны, Насковец Веры Михайловны, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика администрации муниципального образования Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Григорьевой В.Ю., представителей заинтересованных лиц Лаптева А.В. – от Холодка Д.Н., Синявского Р.Д. – от СНТ «Горки», судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Семенова Е.В. обратилась в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее администрация), главе администрации муниципального образования Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Ковыляк Сергею Михайловичу (далее Глава администрации) о признании незаконным и отмене постановления главы администрации № 267 от 02.06.2017 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ № в д. Горки», обязании восстановить нарушенные права на проход, проезд к жилым домам, расторжении соглашения № 01/17 от 12.07.2017 между главой администрации и Холодком Дмитрием Николаевичем, обязании главы администрации провести перераспределение данных изменений в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Требования мотивированы тем, что Семенова Е.В. проживает в собственном жилом доме в д. Горки Веревского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области.

Решением Совета депутатов МО «Веревское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 29 (259) от 15.05.2014 утвержден перечень земельных участков, включенных в границы населенного пункта – д. Горки Веревского сельского поселения.

10.09.2020, получив выписку из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером стало известно о том, что на основании постановления администрации № 267 от 02.06.2017 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на плане КПТ в д. Горки» и постановления № 318 от 10.07.2017 «Об утверждении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» 12.07.2017 между администрацией, в лице Главы администрации Ковыляк С.М., и Холодком Д.Н. заключено соглашение № 01/17 «О перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности», главой администрации Ковыляк С.М. подписан акт № 01/17 «Об определении размера платы за увеличение земельного участка, находящегося в собственности гр. Холодка Д.Н.». На момент подписания соглашения администрации принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , площадью 10776 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов (улично-дорожная сеть местного значения), Холодку Д.Н. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Ленинградская , площадью 2330 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.

После подписания вышеуказанного соглашения образованы: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , площадью 10554 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов (улично-дорожная сеть местного значения) и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , площадью 2552 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками. До перераспределения земельный участок с кадастровым номером был единственной автомобильной дорогой, по которой домовладельцы осуществляли проезд к своим жилым домам и участкам. После перераспределения земельных участков улично-дорожная сеть была прервана путем вклинивания участка . К тому же площадь участка с кадастровым номером после перераспределения превышает установленные нормы для вида разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками. В настоящее время на участке с кадастровым номером установлен шлагбаум, препятствующий въезду в жилую зону.

При рассмотрении дела к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика - Глава администрации Ковыляк С.М, в качестве заинтересованных лиц - Холодок Д.Н, ДНП «Горки», Аленькина Е.А. Произведена замена заинтересованного лица ДНП «Горки» на СНТ «Горки».

Административный истец Семенова Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика, административный ответчик Ковыляк С.М., в судебном заседании требования настоящего иска не признал по изложенным в возражениях основаниям.

Заинтересованные лица Сочнев И.Г., Насковец В.М. и Аленькина Е.А. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Холодка Д.Н. - Лаптев А.В., явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признал по изложенным в возражениях основаниям.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Горки» Синявский Р.Д., явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признал по изложенным в возражениях основаниям, аналогичным возражениям заинтересованного лица Холодка Д. Н.

Заинтересованные лица Углева В.И. и Холодок Д.Н. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23.08.2021 в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме (т.3 л.д. 27-45).

В апелляционной жалобе заинтересованные лица Аленькина Е.А., Насковец В.М., Сочнев И.Г. просят отменить данное судебное постановление как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права без учета фактических обстоятельств по делу.

Апеллянты поддерживают правовую позицию административного истца и указывают, что спорный участок как часть улицы Строителей граничил с землями общего пользования садоводства и являлся единственной территорией, которой пользовались для проезда и прохода к жилым домам. Перераспределением прервана связь улицы Строителей с улично-дорожной сетью д. Горки путем вклинивания. Вывод суда о том, что дорожное сооружение не изменило свою протяженность не основан на фактах. Суд не принял во внимание доводы административного иска о том, что образованный земельный участок превышает предельно максимальные размеры для ИЖС. В результате перераспределения нарушен ранее утвержденный проект межевания и планировки территории СНТ «Горки» и генеральный план Веревского сельского поселения, на котором указывалась улично – дорожная сеть поселка и въезд на территорию СНТ «Горки» через улицу Строителей. После перераспределения земельных участков произошло вклинивание участка между улично – дорожной сетью и землями общего пользования садоводства, в результате появилась чересполосица, так как пропала связь дорог СНТ «Горки» с улично-дорожной сетью.

Административный истец, административный ответчик Глава администрации, заинтересованное лицо Сочнев И.Г. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Согласно статье 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).

Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1); предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2); границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3); не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6); не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).

Как следует из материалов дела, 16.02.2017 Холодок Д.Н. обратился к главе администрации муниципального образования Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 10776 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов (улично-дорожная сеть местного значения), принадлежащего муниципальному образованию Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, и земельного участка с кадастровым номером , площадью 2330 кв.м., расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, принадлежащий на праве собственности Холодку Д.Н. (т.1 л.д. 245).

Постановлением администрации № 267 от 02.06.2017 утверждена схема расположения земельного участка на КПТ в д. Горки, согласно которому образованы 2 земельных участка: ЗУ1 (кадастровый номер , общей площадью 10 554 кв.м., вид разрешенного использования: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов) и ЗУ2(кадастровый номер , общей площадью 2 552 кв.м., вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками) (т.1 л.д. 160-163).

12.07.2017 между администрацией и Холодок Д.Н. заключено соглашение №01/17 о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, согласно которому на основании постановления №267 от 02.06.2017 образованы земельные участки: с кадастровым номером (общая площадь 10 554 кв.м., земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов) и с кадастровым номером (общая площадь 2 552 кв.м., земли населенных пунктов с видом разрешенного использования индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками) (т.1 л.д. 158-52)

Согласно выписке из ЕГРН от 10.09.2020 Холодку Д.Н. на праве собственности №47:23:0259004:865-47/017/2017-1 от 01.09.2017 принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: . Дата присвоения кадастрового номера 29.06.2017 (т.1 л.д. 24-30).

По информации ФГБУ «ФКП Росреестра по Ленинградской области» от 22.03.2021 земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета и исключен из ЕГРН 19.09.2017 в связи с образованием двух новых земельных участков (т. 1 л.д. 192-193).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений права административного истца на проход, проезд к принадлежащему ей земельному участку не установлено, оспариваемое постановление о перераспределении земельных участков издано главой органа местного самоуправления в пределах его полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с такими выводами суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании межевого плана от 02.06.2015г. на кадастровый учет поставлен земельный участок из земель, находящихся с государственной и муниципальной собственности, расположенный по адресу: . Указанный земельный участок попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3). Земельному участку был присвоен кадастровый номер: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов (улично-дорожная сеть местного значения). На основании технического плана сооружения (автомобильная дорога) от 16.08.2016 г., расположенного по адресу: , зарегистрировано право собственности МО Веревское сельское поселение на автомобильную дорогу (улицу), назначение: сооружения дорожного транспорта, протяженностью 426 м, адрес объекта: , кадастровый номер .

При этом указанная автомобильная дорога занимает вышеназванный земельный участок ровно до границы вновь образованного земельного участка, принадлежащего Холодку Д.Н.

На территории ДНП «Горки» имеется еще два проезда и один пешеходный проход. Участок Семеновой Е.В. не граничит с участком заинтересованного лица Холодка Д.Н.

При таких обстоятельствах, само по себе формирование в результате перераспределения спорного земельного участка не повлекло нарушение прав, связанное с препятствием проезду и проходу к домовладению административного истца.

Холодку Д. Н. в порядке перераспределения земельных участков передан земельный участок, не относящейся к землям общего пользования, которые не подлежат приватизации.

В этой связи суд обоснованно отклонил доводы административного истца о допущенном нарушении п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку на перераспределяемом земельном участке не имелось участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими подобными объектами.

Вопреки доводам апелляционной жалобы на момент принятия оспариваемого постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределения земельного участка отсутствовало правовое регулирование о предельно максимальных (минимальных) нормах предоставления земельных участков на территории Веревского сельского поселения.

Кроме того, размер земельного участка Холодка Д.Н., образованного в результате перераспределения земельных участков, не нарушает права административного истца.

Учитывая изложенное, при рассмотрении дела не установлено, что обжалуемым постановлением администрации нарушены права Семеновой Е.В., в том числе право на проезд к домовладению. Доказательства об обратном в дело не представлены.

В соответствии с положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу о том, что обжалуемые решения, действия органа местного самоуправления не содержат совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяющих суду оценить их как решения, действия должностного лица, органа местного самоуправления, которые не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права административного истца, создают препятствия к осуществлению его прав, на него незаконно возложена обязанность.

Совокупность указанных условий по данному делу не была установлена судом первой инстанции, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют, основаны на ошибочном толковании норм права, на законность принятого судом решения не влияют и его отмену не влекут.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аленькиной Елены Алексеевны, Насковец Веры Михайловны, Сочнева Игоря Геннадьевича без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Гиренко М.В.