Судья Тарабрина Н.Н. | № 33а-4408/2016 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.
при секретаре Егоровой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика и заинтересованного лица на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.09.2016 по административному исковому заявлению Орфинского В. П., Гришиной И. Е., Ициксон Е. Е., Свинцовой Ю. Г. об оспаривании постановления администрации Петрозаводского городского округа от 19.05.2016 № 2000 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства».
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что администрацией Петрозаводского городского округа выдано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ООО «Промжилстрой» на земельном участке, расположенном в границах зоны охраны объектов культурного наследия. Ссылаясь на запрет отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий в границах территорий исторических поселений, к которым, по мнению административных истцов, отнесен город Петрозаводск, на запрет отклонения от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов, установленный пунктом 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 (далее – Положение № 972), а также на нарушение своих прав в части сохранения объектов культурного наследия, сохранения и развития своей культурно-национальной самобытности, историко-культурной среды обитания, административные истцы просили признать незаконным постановление администрации Петрозаводского городского округа от 19.05.2016 № 2000 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» (далее – оспариваемое постановление).
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано судом незаконным, на администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность по его отмене.
С принятым судебным постановлением не согласны административный ответчик – администрация Петрозаводского городского округа и заинтересованное лицо – ООО «Промжилстрой», в апелляционных жалобах просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает на соблюдение заинтересованным лицом порядка получения согласования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, установленного статьей 40 ГрК РФ и пунктом 17 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Совета Петрозаводского городского округа от 11.03.2010 № 26/38-771 (далее – Правила землепользования и застройки). Считает доказанным факт наличия сложных планировочных характеристик земельного участка застройки.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо также ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что частью 1 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено право правообладателей земельных участков обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при условии, если инженерно-геологические или иные характеристики земельных участков неблагоприятны для застройки, а не при невозможности строительства без отклонения от предельных параметров, на что сослался в решении суд. Полагает, что представленными документами подтверждено наличие инженерно-геологических характеристик земельного участка, неблагоприятных для застройки. Считает, что нормы Положения № 972 на согласование отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на данный земельный участок не распространяются, поскольку процедура согласования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства была начата до принятия указанного нормативного акта.
В возражениях на апелляционные жалобы административные истцы выражают согласие с решением суда, указывают на отсутствие у административного ответчика с 25.09.2015 полномочий на согласование отклонения от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика – Слабко К.Ю. и заинтересованного лица – Кацнельсон Е.Л. и Сюкалова Е.Ю. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Административные истцы Орфинский В.П., Гришина И.Е, Свинцова Ю.Г. и их представитель Яковлева О.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционных жалоб возражали.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, с 28.06.2011 ООО «Промжилстрой» арендует земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м для реконструкции жилого дома № 38 по улице Еремеева под административно-торговый и жилой комплекс в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова и Малой Слободской (том (...)). Кроме того, ООО «Промжилстрой» является собственником жилого дома по адресу: г.Петрозаводск, ул.Еремеева, д. 38 (том (...)).
Указанный земельный участок согласно распоряжению Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № 518-р и статье 74 Правил землепользования и застройки, расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки «А»), в которой установлен следующий режим использования: сохранение исторической планировочной структуры и планировочного модуля кварталов как устойчивого элемента планировочной структуры; сохранение традиционного периметрального характера застройки; возвращение роли композиционным акцентам; ограничение высоты застройки до 12 м (по периметру зоны – до 17 м); строгий запрет на размещение новых высотных акцентов; нейтрализация дисгармонирующих зданий; вынос из зоны производственных и коммунальных объектов.
30.09.2011 заинтересованное лицо обратилось к административному ответчику за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в границах земельного участка, расположенного в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской; письмом главы Петрозаводского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ№ в предоставлении разрешения было отказано по мотивам необходимости представления заинтересованным лицом согласования Правительства Республики Карелия на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (том (...)).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 27.10.2011 № 617-р-П согласовано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской, расположенного в границах зоны регулирования застройки категории «А», в следующих параметрах: со стороны улицы Кирова – 24,6 м от нулевой отметки или 26,1 м от уровня земли, со стороны улицы Малой Слободской – 36,9 м от нулевой отметки или 38,4 от уровня земли, со стороны улицы Куйбышева – 39,9 м от нулевой отметки или 41,5 м от уровня земли, со стороны улицы Еремеева – 36,7 м от нулевой отметки или 38,3 м от уровня земли.
Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 10.11.2011 № 4564 предоставлено разрешение ООО «Промжилстрой» на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в границах земельного участка, расположенного в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской, в следующих параметрах: со стороны улицы Кирова – 24,6 м от нулевой отметки или 26,1 м от уровня земли, со стороны улицы Малой Слободской – 36,9 м от нулевой отметки или 38,4 от уровня земли, со стороны улицы Куйбышева – 39,9 м от нулевой отметки или 41,5 м от уровня земли, со стороны улицы Еремеева – 36,7 м от нулевой отметки или 38,3 м от уровня земли (том (...)).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 06.12.2011 № 5014 утвержден градостроительный план земельного участка в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской, согласно которому предельная высота зданий установлена в размере 40 м (том (...)).
Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04.04.2012 распоряжение Правительства Республики Карелия от 27.10.2011 № 617-р-П было признано незаконным (том (...)).
12.10.2012 администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Промжилстрой» выдано разрешение № на реконструкцию жилого дома № 38 по улице Еремеева под административно-торговый и жилой комплекс (1 этап строительства): количество этажей 6; количество квартир 104 (том (...)).
Вступившим в законную силу решением от 04.04.2013 Петрозаводский городской суд Республики Карелия обязал ООО «Промжилстрой» прекратить строительные работы на земельном участке с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м, до получения заключения историко-культурной экспертизы по застройке квартала, ограниченного улицами Куйбышева, Кирова и Малой Слободской. При этом судом установлено, что администрацией Петрозаводского городского округа выданное ООО «Промжилстрой» разрешение на строительство № отменено 25.03.2013 (том (...)).
01.08.2014 в адрес ООО «Промжилстрой» поступило письмо № от ООО «(...)» о необходимости разработки отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, согласно которому земельный участок имеет сложные инженерно-топографические характеристики, неблагоприятные для застройки. Приказом ООО «Промжилстрой» от ХХ.ХХ.ХХ№ начата процедура согласования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства (том (...)).
Согласно протоколу заседания Общественного градостроительного Совета от 25.12.2014 в целом было одобрено проектное решение застройки квартала, ограниченного улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова и Малой Слободской, в соответствии с которым этажность жилого комплекса уменьшена со стороны улицы Кирова до 4 этажей и переменной этажности по улицам Куйбышева, Малой Слободской и Еремеева. С учетом перепада рельефа высотность жилого комплекса не превышает 17 м. В представленном варианте предусмотрено 286 квартир, подземные паркинги и открытые автостоянки (том (...)).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 17.06.2015 № 395-р-П согласовано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером (...) в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской в г.Петрозаводске, расположенного в границах подзоны 5 зоны регулирования застройки «А» в составе зон охраны памятников истории и культуры города Петрозаводска, установленных распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № 518-р, в части ограничения предельной высоты застройки в следующих параметрах: со стороны улицы Кирова – 14 м от уровня земли, со стороны улицы Малой Слободской – 21 м от уровня земли, со стороны улицы Куйбышева – 21 м от уровня земли, со стороны улицы Еремеева – 21 м от уровня земли (том 1 л.д. 116).
28.01.2016 администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Промжилстрой» выдано разрешение № на завершение реконструкции жилого дома № 38 по улице Еремеева под административно-торговый и жилой комплекс (1 этап строительства): количество этажей 4-5; количество квартир 56 (том (...)).
16.05.2016 в указанное разрешение на строительство внесены изменения № в связи с корректировкой проекта, уменьшено количество квартир до 53 (том (...)).
03.03.2016 ООО «Промжилстрой» обратилось в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (том (...)).
15.04.2016 состоялись публичные слушания по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, согласно протоколу большинство участвующих в публичных слушаниях высказалось за предоставление разрешения отклонения от предельных параметров разрешенного строительства (том (...)).
27.04.2016 комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки после отложения рассмотрения вопроса о выдаче ООО «Промжилстрой» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на заседании комиссии от 25.04.2016 и получения письма Министерства культуры Республики Карелия от 27.04.2016 №, дала заключение о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства (том (...)).
Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 19.05.2016 № 2000 предоставлено разрешение ООО «Промжилстрой» на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства – максимальная высота застройки в границах земельного участка с кадастровым номером (...), находящегося в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской в следующих параметрах: со стороны улицы Кирова – 14 м от уровня земли, со стороны улицы Малой Слободской – 21 м от уровня земли, со стороны улицы Куйбышева – 21 м от уровня земли, со стороны улицы Еремеева – 21 м от уровня земли (том (...)).
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 18.07.2016 № 2820 в градостроительный план земельного участка в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова, Малой Слободской, внесены изменения, согласно которым предельная высота зданий установлена в размере 14-21 м (том (...)).
01.08.2016 администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Промжилстрой» выдано разрешение на строительство № на завершение реконструкции жилого дома № 38 по улице Еремеева под административно-торговый и жилой комплекс (2-4 этапы строительства): количество этажей 5-6; количество квартир 292 (том (...)).
15.06.2016 административные истцы в установленный законом трехмесячный срок обратились в суд с настоящим административным иском, в принятии которого определением судьи от 17.06.2016 отказано, поскольку из административного искового заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления не следует, что этим решением нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административных истцов.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18.07.2016 указанное определение судьи отменено, материал направлен в суд первой инстанции на стадию принятия к производству.
25.07.2016 административный иск принят к производству суда.
Суд первой инстанции, разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что администрацией Петрозаводского городского округа нарушен порядок принятия решения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленный статьей 40 ГрК РФ, поскольку ООО «Промжилстрой» не доказано, что конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 40 ГрК РФ статьей 17 Правил землепользования и застройки предусматривает, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Заявление должно содержать материалы, обосновывающие требования о предоставлении указанного разрешения. Обосновывающие материалы предоставляются в виде эскизного проекта строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовать в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Могут предоставляться иные материалы, обосновывающие целесообразность, возможность и допустимость реализации соответствующих предложений. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки (далее – комиссия) заявление о предоставлении такого разрешения.
Как следует из материалов дела, вопреки мнению административных истцов, с которым согласился суд первой инстанции, материалы, обосновывающие требования о предоставлении указанного разрешения, ООО «Промжилстрой» в комиссию предоставлены.
Вместе с тем неправильный вывод суда первой инстанции об отсутствии у заинтересованного лица права на обращение за выдачей разрешения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства ввиду недоказанности того, что конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки, не влечет за собой отмену по существу правильного решения суда по следующим основаниям.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта – территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м для реконструкции жилого дома № 38 по улице Еремеева под административно-торговый и жилой комплекс в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова и Малой Слободской, находится в зоне регулирования застройки.
В настоящее время порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон регулируется Положением № 972. Указанное Положение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17.09.2015, вступило в силу с 25.09.2015.
Пунктом 10 Положения № 972 установлено, что режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований: ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта; иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Согласно пункту 22 Положения № 972 соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
Таким образом, начиная с 25.09.2015 в зоне охраны объектов культурного наследия отклонение от установленных режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
Вместе с тем административный ответчик в нарушение указанных положений закона вынес оспариваемое постановление об отклонении от установленных режимов использования земель и градостроительных регламентов 19.05.2016.
Судебная коллегия полагает необоснованными ссылки административного ответчика и заинтересованного лица о нераспространении на сложившиеся между ними правоотношения пункта 22 Положения № 972.
Действительно, действовавшим до 25.09.2015 Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, запрет на отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не был установлен.
В соответствии с частью 3 статьи 40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет заявление о предоставлении такого разрешения именно в комиссию.
Между тем, как следует из материалов дела, с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства заинтересованное лицо обратилось к административному ответчику лишь 03.03.2016.
Таким образом, моментом возникновения правоотношений между заинтересованным лицом и административным ответчиком по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является дата подачи соответствующего заявления (03.03.2016), а не момент начала сбора заинтересованным лицом документов, необходимых для обращения с указанным заявлением.
С учетом изложенного, поскольку оспариваемое постановление принято административным ответчиком в отсутствие полномочий органа местного самоуправления на разрешение отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия, постольку указанное постановление является незаконным.
По мнению судебной коллегии, не являются основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии фактов нарушения прав административных истцов.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, несоблюдение органом местного самоуправления установленных законом режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия, безусловно, нарушает конституционное право административных истцов как граждан Российской Федерации и жителей города Петрозаводска на сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.
Не находит судебная коллегия и оснований для прекращения производства по делу в связи с необходимостью разрешения заявленных требований в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Поскольку из материалов дела усматривается, что исполнение оспариваемого постановления не привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, более того, определением суда от 19.08.2016 наложены меры предварительной защиты, постольку заявленные административными истцами требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения по существу правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.09.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи