ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4424/2021 от 23.08.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-002968-81

Номер в суде первой инстанции 2а-3172/2021

Дело № 33а-4424/2021

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе К.И.И. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 13 апреля 2021 года, которым в удовлетворении требований К.И.И. отказано.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя К.И.И.Л.Е.П., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К.И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее также – Департамент, административный ответчик) о признании незаконным решения № 1591-о от 04 декабря 2020 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки – жилого дома, расположенного по адресу: <.......>, 1358 кв.м; об обязании административного ответчика предварительно согласовать предоставление истцу земельного участка в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки – жилого дома, расположенного по адресу: <.......>, площадью 1358 кв.м.; об обязании административного ответчика после государственного кадастрового учета земельного участка предоставить в собственность бесплатно земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1358 кв.м., для размещения индивидуальной жилой застройки – жилого дома, расположенного по адресу: <.......>. Заявленные требования К.И.И. мотивирует тем, что 29 октября 2020 года обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно на основании Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Однако 04 декабря 2020 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение № 1591-о об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки. Отказ мотивирован тем, что административным истцом представлен технический паспорт, выданный Министерством жилищно-коммунального хозяйства 25 ноября 1986 года на жилой дом (лит.А) – год постройки 1976 год, тогда как в соответствии с техническим паспортом домовладения, выданным Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 03 июня 2011 года, на земельном участке расположен жилой дом (лит.Б, год постройки неизвестен), в связи с чем, указано в оспариваемом решении, не подтвержден факт создания жилого дома, расположенного на земельном участке, до 01 сентября 2006 года. С данным решением К.И.И. не согласен, указывая, что Департамент ошибочно полагает, что на земельном участке расположен иной жилой дом.

Дело рассмотрено в отсутствие К.И.И.

Представитель К.И.И. - А.Е.О., действующая на основании доверенности от 18 мая 2020 года (том 1, л.д.50), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.

Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области Р.М.С. действующая на основании доверенности от 28 мая 2020 года (том 1, л.д.232-233), в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (том 1, л.д.133-134).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен К.И.И. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводом суда о том, что на земельном участке расположен иной жилой дом (литер Б), поскольку, анализируя технический паспорт, выданный Министерством жилищно-коммунального хозяйства 25 ноября 1986 года на жилой дом (лит. А) - год постройки 1976, и технический паспорт домовладения, выданный Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 03 июня 2011 года (лит. Б, год постройки неизвестен), это один и тот же дом. Ссылается на техническое заключение ООО «П.» от 09 марта 2021 года, в разделе 3 которого отражен сравнительный анализ зданий, из этого анализа следует, что конфигурации зданий, объёмно-планировочные решения и конструктивные элементы идентичны, соответствуют типы фундамента, в ходе эксплуатации выполнен капитальный ремонт. Кроме того, сообщением АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Приуральский филиал отделение «Центр технической инвентаризации и землеустройства по Тюменской области» от 19 марта 2021 года также установлено, что жилой дом (литер А) и жилой дом (литер Б) это один и тот же дом, следовательно, снос домовладения не производился. Считает, что судом необоснованно сделан вывод о том, что жилой дом (литера А) был снесен, а также о невозможности установить год создания жилого дома (литер Б).

К.И.И. представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, 05 ноября 2020 года административный истец К.И.И. в лице своего представителя М.Е.В. подал в Департамент имущественных отношений Тюменской области заявление от 29 октября 2020 года о предварительном согласовании предоставления ему в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, по тому основанию, что он владеет расположенным на данном земельном участке индивидуальным жилым домом, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1591-о от 04 декабря 2020 года К.И.И. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1358 кв.м для размещения индивидуальной жилой застройки по адресу <.......> Отказ мотивирован тем, что административным истцом представлен технический паспорт, выданный Министерством жилищно-коммунального хозяйства 25 ноября 1986 года на жилой дом (лит.А) – год постройки 1976 год, тогда как в соответствии с техническим паспортом домовладения, выданным Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 03 июня 2011 года, на земельном участке расположен жилой дом (лит.Б, год постройки неизвестен). В связи с этим административным ответчиком указано на то, что административным истцом не подтвержден факт создания жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, до 01 сентября 2006 года (такая дата указана в оспариваемом решении) (т.1, л.д. 8-9).

В силу подпункта 1 пункта 1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст.39.2 названного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлены ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 названной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» порядок распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Тюменской области, в том числе сдача в аренду, предоставление в залог и в порядке отвода, выделение земельного участка для размещения и строительства объектов и на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается Правительством Тюменской области.

Управление и распоряжение землями и земельными участками, реализацию полномочий в отношении земельных участков осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области (п.1.2 Постановления Правительства Тюменской области от 02 июля 2007 года № 144-п «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками»).

Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (в редакции законов Тюменской области от 28.06.2019 № 49, от 26.09.2019 № 61, от 29.10.2020 № 83) предусмотрено, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, владеющие индивидуальным жилым домом или домовладением, права на которые не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке (далее - жилой дом или домовладение), и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом или домовладением на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов).

Гражданам, указанным в пункте 1 части 1 названной статьи, в собственность бесплатно предоставляется земельный участок, на котором расположены жилой дом или домовладение, в случае если одновременно соблюдаются следующие условия: 1) земельный участок не предоставлен в установленном порядке данным гражданам на ином праве; 2) земельный участок находится в границах населенного пункта; 3) жилой дом или домовладение созданы до 31 декабря 2006 года (п.2 ч.1.ст. 1 Закона в редакции Закона Тюменской области от 26 сентября 2019 года № 61).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (далее также Закон Тюменской области № 55) уполномоченный орган рассматривает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в части 1 статьи 3 названного Закона, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 39.15 (за исключением пунктов 1 - 3, 6, подпунктов 6 - 8 пункта 9, подпункта 2 пункта 13) Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, указанным в статье 1 Закона Тюменской области № 55, предусмотрены частью 1 ст.3 названного Закона.

Как следует из оспариваемого К.И.И. решения Департамента от 04 декабря 2020 года, в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно указано на несоблюдение хотя бы одного из предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона Тюменской области № 55, - не подтвержден факт создания жилого дома до 01 сентября 2006 года (такая дата указана в решении).

Вместе с тем, судебная коллегия полагает данное решение не соответствующим требованиям законодательства и установленным по делу обстоятельствам, и нарушающим права административного истца.

Согласно представленным с заявлением К.И.И. в Департамент документам, в качестве подтверждения факта строительства жилого дома до 31 декабря 2006 года (в действующей на дату возникновения спорных правоотношений редакции Закона Тюменской области № 55) им представлен технический паспорт на индивидуальный жилой дом по <.......> составленный Тюменским бюро технической инвентаризации Министерства жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 25 ноября 1986 года. Согласно техническому описанию расположенного на земельном участке жилого дома Литер А, наружные и внутренние капитальные стены жилого дома - каркасно-засыпные, площадь жилого дома 5,92х6,72 (39,8 кв.м), площадь холодного пристроя 5,92х2,85 (16,9 кв.м), год постройки жилого дома -1976. Также согласно данному техпаспорту на земельном участке находится дровянник, площадь которого 9,63х3,97 (38,2 кв.м) (т.1, л.д.19-32).

Полагая оспариваемое административным истцом решение Департамента соответствующим закону, суд первой инстанции исходил из того, что согласно техническому паспорту домовладения по <.......>, составленному по состоянию на 3 июня 2011 года Тюменским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации (ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»), на указанном земельном участке расположен жилой дом (Литер Б). Согласно акту обследования имущественного комплекса от 23 июня 2011 года, строения (Литер А и литер а) снесены, проведена первичная инвентаризация строения (Литер Б), установлен полный снос домовладения, в связи с чем 27 июня 2011 года выдан приказ об аннулировании адрес: <.......> (жилой дом (Литер А), сени (Литер а)), жилому дому (Литер Б) присвоен адрес: <.......>

При этом судом необоснованно принят в качестве допустимого доказательства акт обследования имущественного комплекса, домовладения, зданий промышленного и гражданского назначения от 03 июня 2011 года, составленный инженером-инвентаризатором (техником) Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», поскольку он противоречит материалам дела.

Так, судом не дана оценка доводам административного истца о том, что дом, обозначенный в представленном им техническом паспорте 1986 года под Литером А, соответствует дому, обозначенному в техническом паспорте 2011 года под Литером Б, как по размеру (общий размер жилого дома с холодным пристроем 5,92 м х 9,30 м (в техпаспорте 1986 года: 5,92 м х (6,72 м+2,85 м), так и по техническому описанию (фундамент- деревянные стойки, наружные и внутренние капитальные стены – каркасно-засыпные, чердачное перекрытие – деревянное, крыша – рубероид и т.д.) и расположению.

Данное обстоятельство подтверждается техническим заключением ООО «<.......>» по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <.......>, от 09 марта 2021 года, а также сообщением начальника отделения «Центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации землеустройства по Тюменской области» АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которому оформленный 03 июня 2011 года Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» полный снос жилого дома по адресу: <.......>, литер А является ошибочным (т.1, л.д.70).

Кроме того, факт создания жилого дома (кадастровый номер <.......>) по указанному адресу в 1976 году подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 января 2019 года (т.1, л.д.18).

При этом факт осуществления ремонта дома, его облагораживания не изменяет год строительства дома и не свидетельствует о том, что на земельном участке находится иной жилой дом.

В силу части 2 ст.62, части 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что административным ответчиком не опровергнут довод административного истца о нахождении на земельном участке по адресу: <.......> жилого дома, построенного до 31 декабря 2006 года.

Принимая во внимание, что земельный участок, о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатного которого просил К.И.И. не предоставлен в установленном порядке ему на ином праве (пункт 1 части 2 ст.1 Закона Тюменской области № 55), земельный участок находится в границах населенного пункта - г.Тюмень (пункт 1 части 2 ст.1 Закона Тюменской области № 55), находящийся на этом земельном участке жилой дом создан до 31 декабря 2006 года (пункт 3 части 2 ст.1 Закона Тюменской области № 55), кроме того административным ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными в Департамент и суд документами отнесение К.И.И. к категории граждан, указанных в пункте 1 части 1 ст.1 Закона Тюменской области № 55, судебная коллегия полагает, что у Департамента имущественных отношений Тюменской области не имелось оснований для принятия оспариваемого административным истцом решения.

В связи с этим решение суда первой инстанции об отказе в иске, как постановленное при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Частью 2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу части 3 указанной статьи в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с изложенным судебная коллегия полагает необходимым решение Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1591-о от 04 декабря 2020 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 1358 кв.м для размещения индивидуальной жилой застройки по адресу: <.......>, признать незаконным, и в целях устранения допущенных нарушений прав административного истца - возложить на Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность устранить допущенные нарушения прав К.И.И. путем повторного рассмотрения его заявления от 29 октября 2020 года.

При этом судебная коллегия учитывает, что суд не вправе подменять уполномоченный орган в решении вопроса о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка в собственность бесплатно для размещения индивидуальной жилой застройки и вопроса о предоставлении такого земельного участка в собственность бесплатно.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 13 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение:

«Административное исковое заявление К.И.И. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1591-о от 04 декабря 2020 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 1358 кв.м для размещения индивидуальной жилой застройки по адресу: <.......>

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить допущенные нарушения прав К.И.И. путем повторного рассмотрения его заявления от 29 октября 2020 года».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: