ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4425/19 от 16.04.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Сураева А.В. адм. дело № 33а–4425/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 16 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Шилова А.Е., Сафоновой Л.А.,

при секретаре Лещевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Чахова Г.С. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чахов Г.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования администрации городского округа Тольятти Самарской области о признании действий (бездействия), решения органа исполнительной власти незаконными.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что его несовершеннолетние дети Чахов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ., и Чахова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ., на основании заявления его бывшей супруги Чаховой Н.А. зарегистрированы в электронной базе данных очередников на предоставление мест детям в детском саду городского округа Тольятти Самарской области.

По мнению административного истца, действия административного ответчика по внесению детей в электронную базу данных в качестве очередников на предоставление мест в детском саду являются незаконными, поскольку решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 02.09.2014, место жительства Чахова С.Г. определено с отцом – Чаховым Г.С.

Несовершеннолетние Чахов С.Г. и Чахова А.Г. зарегистрированы и фактически проживают вместе с отцом по <адрес> в связи с этим посещение дошкольных учреждений в городском округе Тольятти Самарской области невозможно.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Чахов Г.С. просил суд признать незаконными действия должностных лиц Департамента образования администрации городского округа Тольятти Самарской области в части регистрации в электронной базе данных Департамента образования администрации городского округа Тольятти Самарской области очередников на предоставление мест детям в детском саду городского округа Тольятти Самарской области Чахова С.Г., ДД.ММ.ГГГГ и Чаховой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ обязать административного ответчика исключить Чахова С.Г. из числа зарегистрированных в электронной базе данных Департамента образования администрации городского округа Тольятти Самарской области на предоставление мест детям в детском саду городского округа Тольятти Самарской области; признать незаконным предоставление администрацией городского округа Тольятти Самарской области места в МБУ детский сад <данные изъяты> Чаховой А.Г.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 февраля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Чахова Г.С. отказано.

В апелляционной жалобе Чахов Г.С. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Чахов Г.С. и Чахова Н.А. являются родителями Чахова С.Г., ДД.ММ.ГГГГ, и Чаховой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ

Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 02.09.2014, с учетом определения того же суда от 26.07.2017, вступившими в законную силу, место жительства Чахова С.Г. определено по месту жительства его отца Чахова Г.С. по <адрес>

Вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30.11.2017 на Отдел по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) У МВД России по г. Краснодар возложена обязанность произвести регистрацию несовершеннолетних детей – Чахова С.Г. и Чаховой А.Г. в доме, принадлежащем им на праве собственности, по <адрес> (л.д. 13-15).

Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства от 16.01.2018, несовершеннолетние Чахов С.Г. и Чахова А.Г. зарегистрированы по указанному адресу (л.д. 11-12).

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Постановлением администрации городского округа Тольятти Самарской области от 23 июля 2018 г. № 2131-п/1 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (в части информирования, приема заявлений, постановки на учет).

В силу пункта 2.2. Административного регламента заявителями в целях получения муниципальной услуги являются физические лица - родители (законные представители) детей, имеющих право на дошкольное образование.

Получателями муниципальной услуги являются дети, имеющие право на дошкольное образование – пункт 2.3.

Из материалов дела следует, что 24.10.2018 в электронной базе данных (ЭБД) зарегистрированы заявления Чаховой Н.А. о предоставлении мест её детям – Чахову С.Г. и Чаховой А.Г. в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (л.д. 119-122).

Также установлено, что Чахова Н.А. в отношении несовершеннолетних детей родительских прав не лишена, и не ограничена в них, что административным истцом не оспаривалось.

Перечень документов для учета и регистрации заявления в ЭБД для предоставления места для ребенка в детском саду впервые, для перевода в другой детский сад, а также для внесения изменения (уточнения) в сведения, содержащиеся в ЭБД, указан в разделе I приложения № 2 к Административному регламенту.

В соответствии с пунктом 2.16. Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются: неполный комплект документов в соответствии с перечнем, указанным в разделах I, II, III, IV приложения № 2 к Административному регламенту, обязанность предоставления которых возлагается на заявителя; представление заявителем неправильно оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства или утративших силу документов, обязанность представления которых возлагается на заявителя.

Установлено, что при личном обращении Чаховой Н.А. в муниципальное автономное учреждение городского округа Тольятти Самарской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Чаховой Н.А. представлен полный пакет документов, необходимых для учета и регистрации заявления в ЭБД, для предоставления места для ребенка в детском саду впервые. При этом документ, подтверждающий регистрацию детей по месту жительства или по месту пребывания, не является обязательным документом для предоставления родителями (законными представителями) на момент регистрации в очереди на предоставление места в детском саду.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», данный документ запрашивается в обязательном порядке при зачислении ребенка в детский сад.

Согласно пункту 2.17.2. Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: несоответствие возраста ребенка возрастным категориям детей, имеющих право на дошкольное образование (возраст менее 2 месяцев, достижение ребенком возраста 7 лет на 1 сентября календарного года, если отсутствует выписка из протокола заседания психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости продолжения освоения образовательных программ дошкольного образования); отсутствие вакантных мест в детских садах, в том числе в детских садах, указанных заявителем в заявлении, при наличии заполненного поля в заявлении «Предлагать только детские сады, указанные в заявлении».

Принимая во внимание, что при подаче заявлений требования Административного регламента Чаховой Н.А. были соблюдены, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (в части информирования, приема заявлений, постановки на учет) не имелось.

Доказательств, свидетельствующих о том, что действиями Департамента образования администрации городского округа Тольятти Самарской области нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо созданы препятствия к их осуществлению, не представлено.

Сама по себе регистрация заявления в ЭБД для предоставления места ребенку в детском саду, права административного истца не нарушает.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, учитывая положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Чаховым Г.С. требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы Чахова Г.С. о том, что Департаментом образования администрации городского округа Тольятти Самарской области при регистрации в электронной базе данных очередников на предоставление мест детям в детском саду городского округа Тольятти Самарской области не было учтено, что Чахов С.Г. и Чахова А.Г. зарегистрированы и фактически проживают в г. Краснодар, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку право на образование в Российской Федерации гарантируется, в том числе независимо от места жительства ребенка, а также других обстоятельств.

Кроме того, перечнем документов, указанных в приложении № 2 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (в части информирования, приема заявлений, постановки на учет), предоставление документов, подтверждающих место регистрации и место жительства детей, не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы Чахова Г.С. по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чахова Г.С. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи