Судья Скрипка О.В. Дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Морозовой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Черниковым О.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 31 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа, заявив ходатайство о применении мер предварительной защиты виде возложения исполнения обязанностей председателя правления Дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на ФИО1, <...> года рождения, паспорт <...>, выданный управлением внутренних дел <...> 30.03.2006, код подразделения 232-005, зарегистрированную по адресу: <...> внутригородской округ, ДНТ «Верхний казачий хутор», <...>, а также в виде возложения на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор», ОГРН <***>, ИНН <***>, сведения о председателе правления - ФИО1 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени дачного некоммерческого товарищества «Верхний казачий хутор».
Обжалуемым решением Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 31 июля 2019 года в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным решения отказано.
С указанным решением суда ФИО1 не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных требований. В обосновании требований указывает на то, что решение вынесено при неполном исследовании материалов дела с нарушением норм материального права.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положением ч.1 ст.308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вместе с тем согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016г. N36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует иметь в виду, что суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (часть 1 статьи 295, часть 1 статьи 313, статьи 309, 316 КАС РФ), поэтому оглашение им имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов, воспроизведение аудио - и видеозаписей осуществляется при наличии необходимости в совершении соответствующих процессуальных действий.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.l ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в Советский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю о признании незаконным решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации от 26.11.2018 вх. № 7552109А.
Вместе с тем, при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона №129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Записи в государственные реестры вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).
Согласно п. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случае, предусмотренных указанным Федеральным законом.
19 ноября 2018 года ФИО1 в адрес регистрирующего органа представлен комплект документов, в связи с изменением сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ДНТ «ВЕРХНИЙ КАЗАЧИЙ ХУТОР» ОГРН <***>, а именно: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р14001, протокол внеочередного общего собрания членов ДНТ от 05.08.2018 № 2.
Однако, 20.11.2018 ФИО2 в адрес Инспекции представлено возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по установленной форме № Р38001.
Согласно листу «Б» вышеуказанного заявления, ФИО2, являющейся, в свою очередь, председателем ДНТ, возражает относительно государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении ДНТ, на основании представленного 19.11.2018 комплекта документов вх. 7552109А.
Пунктом 4.2 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с п. 4.4 Федерального закона № 129-ФЗ, в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, и в связи с тем, что возражения заинтересованного лица являются основанием для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом 26.11.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, в отношении ДНТ вх. № 7552109А.
Указанное решение о приостановлении государственной регистрации содержит все основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, что соответствует нормам, указанным в п. 4.4 Федерального закона №129-ФЗ.
Так, из изложенных норм следует, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, осуществляется регистрирующим органом самостоятельно, либо с привлечением специалиста или эксперта, а представление документов и пояснений от заявителя, в случае наличия таковых, является его правом.
Кроме того, решение о приостановлении государственной регистрации не является итоговым документом оказания государственной услуги. По результатам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию, а также после проведения необходимых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом №129-ФЗ, регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации по основаниям, указанным в ст.23 Федерального закона №129-ФЗ.
Относительно доводов административного истца о том, что регистрирующим органом в нарушение пп. 8 п.5 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ ФНС №72) принято решение о приостановлении государственной регистрации, усматривается следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона №129-ФЗ факт поступления в регистрирующий орган возражения являться самостоятельным основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, которое в свою очередь является правом регистрирующего органа.
В силу пп. 8 п. 5 Приложения №1 к приказу ФНС № 72 если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Данное положение подзаконного акта указывает на то, что у регистрирующего органа отсутствуют основания для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, Включаемых в ЕГРЮЛ, то есть теми способами осуществления проверки достоверности сведений, прямо указанными в п.4.2 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ, по определенному возражению по форме № Р38001, однако данная норма не указывает на то, что проверка не может быть проведена по иным основаниям, а также не содержит предписания о необходимости принятия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации после установления факта, свидетельствующего об отсутствии основания для проведения мероприятий по проверки достоверности сведений, Включаемых в ЕГРЮЛ и прекращении срока приостановки государственной регистрации.
Кроме того, суд принимает во внимание, что заявителю представлено право предоставить документы, пояснения и иные доказательства, опровергающие предположение регистрирующего органа в недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в срок до 15.12.2018.
Следовательно, до установленного срока в адрес регистрирующего органа заявителем могут быть представлены все необходимые доказательства, а также в соответствии с положениями Федерального закона №129-ФЗ факт отказа регистрирующего органа лицу, представившему возражение по форме №38001 не препятствует повторному представлению возражений по иным основаниям, которые, по мнению заинтересованного лица, могут свидетельствовать о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что до окончания срока, установленного для представления в регистрирующий орган доказательств достоверности/недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, формируется окончательный комплект документов по результатам рассмотрения которого, регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации сведений, представленных для государственной регистрации, состоящий из первоначального комплекта документов, представленных непосредственно лицом, выступающим заявителем при государственной регистрации, а также иных документах, полученных регистрирующим органом от заявителя и иных заинтересованных лиц в установленный срок
Кроме того, в адрес регистрирующего органа 12.12.2018, то есть до истечения срока, представленного для возможности подтверждения достоверности, сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, поступило определение Советского районного суда г. Краснодара от 27.11.2018 о наложении запрета регистрирующему органу осуществлять государственную регистрацию изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ДНТ.
В соответствии с пп «м» п. 1 ст.23 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что в случае если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
Следовательно, факт поступления в регистрирующий орган подобного судебного акта служит основанием для отказа в государственной регистрации, представленных на государственную регистрацию сведений в отношении ДНТ.
Однако, в адрес регистрирующего органа 13.12.2018 поступило определение Советского районного суда г. Краснодара от 11.12.2018, которым суд обязал регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ сведения о ФИО1 как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ДНТ.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ, ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. 13, 14 Федерального Закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Из вышеуказанной нормы права следует, что одним из основополагающих принципов ведения государственных реестров является достоверность информации, содержащийся в них, обусловленная тем фактом, что государственные реестры используются неопределенным количеством
лиц, и содержание недостоверной информации может повлечь за собой нарушение их прав и законных интересов.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность обжалования решения о приостановлении государственной регистрации ввиду того, что данное решение является правом регистрирующего органа, носит промежуточный характер, относительно регистрационных действий, а также не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей по совершению действий или обязанностей воздержаться от них.
Из вышеизложенного следует, что принятие решения о приостановлении государственной регистрации является правом регистрирующего органа, и основанием для принятия указанного решения послужил факт поступления в адрес Инспекции возражения заинтересованного лица, с которым Федеральный закон №129-ФЗ связывает возникновение обоснованного сомнения в достоверности сведений включаемых в ЕГРЮЛ, что в свою очередь подтверждает законность решения Инспекции о приостановлении государственной регистрации от 26.11.2018. Дальнейшие действия регистрирующего органа, относительно представленного административным истцом в адрес регистрирующего органа комплекта документов, направлены на внесение исключительно достоверных сведений в ЕГРЮЛ, и выполняются в предусмотренный абз. 2 п. 4.4 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ, срок, не превышающий одного месяца с момента принятия такого решения.
Более того, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в настоящий момент сведения об административном истце, как о председателе ДНТ, внесены в ЕГРЮЛ на основании представленного заявления и приложенного к нему решения УФНС России по Краснодарскому краю.
Согласно ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, учитывая, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона, вынесено в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административного истца не нарушены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
В соответствии с ч.2 cт.176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания оспариваемого решения возлагается на орган, наделенный государственными или иными властными полномочиями и принявшая оспариваемое решение (ст. 226 КАС РФ).
Суд на основании ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам требований действующего законодательства, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, недоказанными и не имеют правовых оснований.
При вынесении решения нарушений норм материального и процессуального права не установлено, в связи с чем, обжалуемое решение является правомерным, не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи