Судья Кононова Ю.С. | Дело № 33а-4483/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 14 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Агина В.В., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Степановой К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-870/2022 по административному исковому заявлению ФИО1, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, заинтересованное лицо – администрация города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец ФИО1 обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика от 12 октября 2021 года № КУВД-001/2021-40805497/1 о приостановке государственной регистрации права земельного участка, площадью 10000 кв. метров (1 га) для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по верхней линии Южнобережного шоссе г. Ялта с кадастровым № на основании решения и акта приёма-передачи № 271 от 8 июня 1984 года; возложить обязанность на административного осуществить государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленного ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 10000 кв. метров (1 га) в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения и акта приёма-передачи исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов г. Ялта, Крымской области от 8 июня 1984 года № 271, на основании заявления от 29 сентября 2021 года.
Требования мотивированы тем, что решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета № 271 от 8 июня 1983 года ФИО1 предоставлен земельный участок, площадью 1,0 га, расположенный по верхней линии Южнобережного шоссе в г. Ялта, для ведения личного подсобного хозяйства, который был ей передан по акту приёма-передачи № 271. Земельный участок был поставлен на кадастровый учёт как ранее учтённый объект недвижимости с присвоением ему кадастрового №. Вместе с тем, уведомлением государственного регистратора от 12 октября 2021 года осуществление действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок было приостановлено. В обоснование принятого решения указано, что регистратором были направлены межведомственные запросы с целью получения сведений об актуальности принятого решения. Однако поступившие на них ответы не содержат запрашиваемых сведений. Считает принятое решение незаконным, поскольку представленное ею решение является актуальным, никем не отменено и подтверждает возникновение прав собственности на ранее учтённый объект недвижимости.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2022 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель ФИО1 – ФИО3 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объёме. Указывает, что судом применены нормы, которые утратили законную силу и не применимы, в соответствии с решением Конституционного суда Украины № 5рп-2005 от 22 сентября 2005 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 8 июня 1984 года исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета народных депутатов Крымской области было принято решение № 271, которым в том числе ФИО4 был предоставлен земельный участок площадью 1,0 га, для ведения личного подсобного хозяйства в виде исключения, расположенного по верхней линии Южнобережного шоссе в городе Ялта Крымской области. Земельный участок был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование.
Пунктом 3 решения разрешено приступить к освоению земельного участка.
8 июня 1984 года издан акт приёма-передачи № 2 к решению № 271, подписанный председателем и секретарём горисполкома Ялтинского горСовета, согласно которому председатель горисполкома передал, а гражданка ФИО4 приняла земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование для ведения личного подсобного хозяйства площадью один гектар.
Подпись ФИО4 в представленном акте приёма-передачи отсутствует.
31 августа 2021 года ФИО1 (до регистрации брака Горобец) В.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении сведений о ранее учтённом объекте, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о земельном участке площадью 10000 кв. метров по адресу: <адрес>, кадастровый №, без установления границ земельного участка.
29 сентября 2021 года ФИО1 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации за ней права собственности на земельный участок площадью 10000 кв. метров по адресу: <адрес>, предоставив в качестве правоустанавливающих документов решение Ялтинского горСовета народных депутатов № 271 от 8 июня 1984 года и акт приёма-передачи №271.
Должностными лицами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в целях проведения экспертизы представленных документов были направлены запросы в администрацию г. Ялта Республики Крым с просьбой подтвердить, выносилось ли представленное решение, его актуальность, а также предоставить его надлежащим образом заверенные копии. Также просили сообщить имеются ли установленные сроки реализации данного решения в части переоформления в собственность или в аренду земельного участка; принимались ли какие-то иные решения о передаче в собственность или в аренду земельного участка на основании этого решения, имеются ли сведения, препятствующие проведению государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым в ответ на межведомственные запросы было сообщено о невозможности предоставить запрашиваемое решение, так как документы Ялтинского городского Совета и его исполнительного комитета приняты на государственное хранение в управление в период с 1985 года по 2003 год. Документы Ялтинского городского Совета и его исполнительного комитета за период с 1944 года по 1984 год находятся на государственном хранении в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».
ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» на запрос государственного регистратора направил имеющуюся в его распоряжении копию решения исполкома Ялтинского горСовета народных депутатов от 8 июня 1984 года и копию акта приёма-передачи № 271 от 8 июня 1984 года, а также сообщил, что сведениями об отмене решения архив не обладает, так как предоставляет только копии конкретно запрашиваемых документов, с указанием органа исполнительной власти, которым принималось решение и года его принятия. Имеющаяся база данных не позволяет осуществлять поиск документов по названию объекта, адресу и другим поисковым данным, поиск производится вручную.
Уведомлением государственного регистратора от 12 октября 2021 года проведение действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка, документы на который были представлены с заявлением от 29 сентября 2021 года было приостановлено в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» по тем основаниям, что поступившие по межведомственным запросам, направленным в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» и администрацию г. Ялта Республики Крым ответы не содержат запрашиваемых сведений.
Уведомлением государственного регистратора от 12 января 2022 года № КУВД-001/2021-40805497/2 ФИО1 отказано в государственной регистрации прав в отношении земельного участка, документы на который были представлены с заявлением от 29 сентября 2021 года, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 12 октября 2021 года, и неустранением приведённых в данном уведомлении причин, препятствующих внесению сведений о ранее учтённом объекте недвижимости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности истца на земельный участок зарегистрировано не было и государственный акт о праве собственности на земельный участок не выдавался, само по себе решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета № 271 от 8 июня 1984 года документом, подтверждающим ранее возникшее право собственности на земельный участок, не является.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно частям 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, перечислен в части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в частности должны быть представлены документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу части 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Пунктом 15 части 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Регистрирующим органом, в рамках своей компетенции, были направлены запросы в ГКУ Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» о получении сведений об актуальности представленного решения исполнительного комитета Ялтинского городского Совета народных депутатов Крымской области от 8 июня 1984 года № 271 и надлежащим образом заверенной копии, а также в администрацию г. Ялта Республики Крым об уточнении сроков реализации данного решения в части переоформления в собственность или в аренду земельного участка, а также о принятии на основании этого решения каких-либо иных решений о передаче в собственность или аренду земельного участка.
Приостанавливая государственную регистрацию права земельного участка, государственный регистратор указал, что в порядке межведомственного взаимодействия, в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступили ответы на запросы, представленные Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым и ГКУ Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», которые не содержат запрашиваемых сведений.
Решение о приостановлении государственной регистрации прав принято в связи с отсутствием запрашиваемых сведений на межведомственный запрос об актуальности решения, представленного истцом в орган для регистрации. Проверка представленных для осуществления государственной регистрации прав документов прямо предусмотрена статьёй 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательства, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении решений регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации права, административный ответчик действовал законно, в пределах своих полномочий, не нарушив законные права и интересы административного истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применены нормы, которые утратили законную силу и не применимы, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения послужило не поступление испрашиваемых по межведомственным запросам сведений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда основано на всестороннем и полном исследовании представленных сторонами доказательств.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2022 года по административному делу №2а-870/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО3 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий | Л.А-В. Юсупова |
Судьи | В.В. Агин |
О.В. Хожаинова |