ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4511/19ДОК от 19.01.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)

№ 33а – 4511 /2019 Докладчик Самылов Ю.В.

33RS0019-01-2019-000416-74 Судья Воронкова Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Самылова Ю.В.,

и судей Емельяновой О.И. и Кирюшиной О.А.,

при секретаре Евдокимовой Е.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 07 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № ****, № ****; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, участок находится примерно в ****. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 07 июня 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № ****, № ****; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: **** южнее с. ****, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, участок находится примерно в **** м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу – отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2, просившей решение суда отменить, объяснения действующего на основании доверенности представителя административного ответчика – администрации Суздальского района ФИО3, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к администрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № ****, № ****; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., расположенного по адресу: **** участок находится примерно в **** м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 25.07.2018 года им в администрацию Суздальского района были поданы уведомления о смене варианта разрешенного использования вышеназванных земельных участков, с просьбой об установлении соответствия разрешенного использования данных земельных участков пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

24.12.2018 года вышеуказанные заявления были рассмотрены комиссией по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район без участия заявителя. В результате рассмотрения административному истцу были направлены: отказ в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ****, мотивированный тем, что отсутствует транспортная доступность к указанному земельному участку, и отказ в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ****, мотивированный тем, что часть участка относится к особо ценным сельхозугодьям.

Считая данные отказы незаконными и нарушающими его законные права и интересы, указал, что установление вида разрешенного использования в соответствии с п. 1.15 Классификатора является законным правом административного истца и носит уведомительный характер.

Определением суда от 25.04.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Владимирской области.

Определением суда от 16.05.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, администрация МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области, администрация МО Боголюбовское Суздальского района Владимирской области.

Административный истец – ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, реализовал право на ведение дела посредством участия в судебном разбирательстве своих представителей.

Представители административного истца – ФИО2, ФИО4 в ходе судебного разбирательства административный иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям, полагали оспариваемые отказы администрации Суздальского немотивированными, указав на наличие транспортной доступности к земельному участку с кадастровым номером **** (грунтовая дорога), а также на отсутствие достоверных сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером **** к особо ценным сельхозугодьям. Также указали на нарушение предусмотренных законом сроков для рассмотрения подобных заявлений, полагая, что данные вопросы были неправомерно рассмотрены комиссией по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район. Пояснили, что цель изменения вида разрешенного использования земельных участков – размещение на них зданий (сооружений) для переработки сельскохозяйственной продукции, указав, что оспариваемыми отказами нарушаются права административного истца на желаемый вид использования принадлежащих ему земельных участков.

Представитель административного ответчика – администрации Суздальского района Владимирской области – ФИО3 в судебном заседании поддержала представленный отзыв, возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что заявления ФИО1, по результатам которых вынесены оспариваемые письма, были рассмотрены на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район в августе 2018 года вместе с вопросами о включении указанных земельных участков в черту населенных пунктов (из соображений целесообразности). Указала, что данные вопросы рассматривались в рамках Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ, причиной нарушения 30-дневного срока явился график заседания вышеназванной комиссии. Для определения транспортной доступности представителями администрации осуществлялся выезд на место, при этом соответствующий акт не составлялся, подтвердив, что имеется грунтовая дорога к данному земельному участку, которая проходит по землям, находящимся в частной собственности. Пояснила, что отсутствие транспортной доступности как основание для отказа в подобном изменении разрешенного использования земельного участка не предусмотрено, в качестве обоснования указав на отсутствие градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа целевого использования подобных земельных участков, что исключает возможность подобного изменения вида разрешенного использования. Подтвердила факт отнесения части земельного участка с кадастровым номером **** к особо ценным сельхозугодьям, указав на определение данного обстоятельства методом наложения.

В представленном в адрес суда отзыве административным ответчиком указано, что часть земельного участка с кадастровым номером ****, в соответствии с Законом Владимирской области от 05.03.2015 № 23-ОЗ, входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается. Указано, что конкретное местоположение и границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области определяется в соответствии с землеустроительной документацией, подчеркнуто, что в соответствии со схемой размещения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района часть земельного участка с кадастровым номером **** относится к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель, использование которых для других целей не допускается. Таким образом, установление на данном земельном участке требуемого вида разрешенного использования является недопустимым в силу прямого запрета, установленного ст. 79 ЗК РФ. Кроме того, указано, что земельный участок с кадастровым номером **** расположен на землях сельскохозяйственного назначения между населенными пунктами д. **** и д. **** и не имеет смежных границ с д. ****, между участком и населенным пунктом расположены земли лесного фонда, в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО Боголюбовское Суздальского района данный земельный участок относится к зоне СХ-1. Административный истец указал, что действующим законодательством установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану сельскохозяйственных угодий и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Владимирской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в представленном суду отзыве оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Заинтересованные лица - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, администрация МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области, администрация МО Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда не основано на материалах дела, суд при вынесении решения неверно применил нормы материального права.

Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия административного истца – ФИО1, представителей заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Владимирской области, департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, администрации МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области, администрации МО Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: а именно: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) требованиям закона, нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий по настоящему делу отсутствует.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540, вид разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Пункт 1.15 Классификатора предусматривает вид разрешенного использования земельного участка - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, который предполагает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Как следует из положений ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В силу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенный по адресу: ****, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования: для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности ФИО1 (**** доли в праве), ФИО5 (**** доли в праве), ФИО6 (**** доли в праве).

31.07.2018 года собственники вышеуказанного земельного участка обратились в администрацию Суздальского района с уведомлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Письмом № **** от 09.08.2018 года заявителям сообщено, что указанное заявление будет рассмотрено на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район.

Как следует из протокола заседания комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район Владимирской области от 28.08.2018 года, заключения указанной комиссии, согласованного главой администрации Суздальского района ФИО7 29.08.2018 года, принято решение об отказе в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Письмом от 24.12.2018 года № **** административным ответчиком сообщено, что вопрос об установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район. Указано, что часть указанного земельного участка относится к особо ценным сельхозугодьям согласно закону Владимирской области от 05.03.2005 года № 23-ОЗ «О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области», использование которых для иных целей не допускается. Резюмируется, что поскольку вид разрешенного использования с кодом 1.15 подразумевает размещение сельскохозяйственных зданий, строений и сооружений на участке, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно после его раздела.

Разрешая исковые требования в отношении земельного участка с кадастровым номером ****, суд пришел к следующему. В силу положений п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Законом Владимирской области от 05.03.2005 г. № 23-ОЗ «О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается» утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается.

В разделе XV перечня - «Суздальский район» под номером 120 указано: вид угодий - пашня, местоположение сельскохозяйственных угодий - расположен в **** км южнее с. ****, площадь – **** га.

При этом, в соответствии с примечанием к Перечню конкретное местоположение и границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей, не допускается, определяется в соответствии с землеустроительной документацией.

В качестве доказательств законности принятого решения административным ответчиком в суд представлены документы, из содержания которых следует, что территория, на которой расположены спорный земельный участок, отнесена к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, а именно:

- схема размещения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района Владимирской области, утвержденная руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Владимирской области (приказ № 40 от 05.04.2005 г.);

- карта-схема современного использования территории (внесение изменений в генеральный план МО Боголюбовское сельское поселение);

- выписка из правил землепользования и застройки МО Боголюбовское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 56,

- схема местоположения указанного земельного участка, составленная кадастровым инженером ФИО8;

- распечатка из публичной кадастровой карты в отношении указанного земельного участка;

- сообщение ФГБУ Центр агрохимической службы «Владимирский» от 14.05.2019 года, согласно которого часть земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, относится к реперным участкам, входящим в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района.

Кроме того, судом принята во внимание информация, представленная ФГБУ Центр агрохимической службы «Владимирский» по запросу суда от 31.05.2019 года, из которой следует, что часть земельного участка с кадастровым номером **** входит в состав реперного участка агроэкологического мониторинга земель № 30, площадью 52 га, код реперного участка ****. Местоположение данного реперного участка было определено Суздальским управлением сельского хозяйства совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, комитетом по охране природы с привлечением проектно-изыскательского предприятия ЦентрНиигипрозем, проектно-изыскательского Центра агрохимической службы «Владимирский» и закреплено постановлением главы администрации Суздальского района № 786 от 20.12.1993 г. Рассматриваемый реперный участок (№ 120) был внесен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается. Начиная с 1993 г., в соответствии с Государственной программой мониторинга земель Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.1992г. и согласно Методическим указаниям по проведению локального мониторинга на реперных участках, ФГБУ ЦАС «Владимирский» проводит на указанном земельном участке наблюдения и комплексные исследования по широкому набору показателей, последние данные проведенных анализов имеются за 2018 год, а мае 2019 года были отобраны пробы почвы, замерен гамма-фон, результаты анализов будут осенью. Вся информация по каждому реперному участку вносится в паспорт, который подлежит бессрочному хранению.

При проверке доводов административного истца, приведенных в обоснование заявленных требований в указанной части, суд, учитывая, что требуемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» предусматривает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции», принимая во внимание желаемую цель административного истца - размещение на земельном участке зданий (сооружений) для переработки сельскохозяйственной продукции, обоснованно полагал, что установление данного вида разрешенного использования в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ****, входящего в состав реперного участка и относящегося к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в силу п. 4 ст. 79 ЗК РФ является недопустимым.

При этом судом учтено, что действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

При таких данных, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, применяя вышеуказанные нормы права, суд пришел к выводу о том, что отказ администрации Суздальского района Владимирской области в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, является законным и обоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении административного искового заявления в данной части.

Разрешая исковые требования в отношении земельного участка с кадастровым номером ****, суд исходил из следующего.

Как установлено, земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенный по адресу: ****, (участок находится примерно в **** м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования: для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности ФИО9 (**** доли в праве), ФИО10 (**** доли в праве), ФИО11 (**** доли в праве), ФИО12 (**** доли в праве), ФИО1 (**** доли в праве), ФИО13 (**** доли в праве).

В соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 55, действовавших на момент принятия оспариваемого решения, вышеназванный земельный участок расположен в зоне – СХ-1 – зона сельскохозяйственного назначения - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов МО Новоалександровское сельское поселение от 28.12.2009 года № 27, действующих в настоящее время, ввиду признания недействующими со дня принятия Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 55 (решение Владимирского областного суда от 18.04.2019 года по делу № 3а-45/2019), данный земельный участок расположен в зоне – С-1 – зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими), основные виды разрешенного использования: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники и т.д.), вспомогательные виды использования: огороды, древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, условно разрешенные виды: временные строения и сооружения сельскохозяйственного назначения, внутрихозяйственные дороги.

Градостроительный регламент для указанного земельного участка не установлен, данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривалось.

В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Суздальский район по состоянию на 16.08.2018 года, утвержденном постановлением администрации Суздальского района от 16.08.2018 года № 1945, автомобильная дорога, ведущая к данному земельному участку, отсутствует. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривалось, при этом стороны подтвердили, что имеется грунтовая дорога, проходящая по землям, находящимся в частной собственности.

24.07.2018 года собственники указанного земельного участка обратились в администрацию Суздальского района с уведомлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Письмом № **** от 09.08.2018 года заявителям сообщено, что указанное заявление будет рассмотрено на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район.

Оспариваемым письмом от 24.12.2018 года № **** административным ответчиком сообщено, что данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район. Указано, что установление соответствия вида разрешенного использования данного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 возможно после решения вопроса транспортной доступности к данному земельному участку.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 32.6.2 Правил землепользования и застройки Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 55, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, использование сельскохозяйственных земель за границами населенных пунктов регулируется Земельным кодексом и ФЗ-101 от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в качестве одного из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения установлен принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч.ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При таких обстоятельствах, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Учитывая, что требуемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» предусматривает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, принимая во внимание желаемую цель административного истца - размещение на земельном участке зданий (сооружений) для переработки сельскохозяйственной продукции, суд обоснованно посчитал, что установление данного вида разрешенного использования в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ****, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в настоящее время является недопустимым.

При этом суд принял во внимание, что действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, применяя вышеуказанные нормы права, суд пришел к выводу о том, что отказ администрации Суздальского района Владимирской области в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, является законным и обоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении административного искового заявления в указанной части.

Суд на законных основаниях счел несостоятельной позицию административного истца относительно рассмотрения данных вопросов некомпетентным органом – комиссией по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район, учитывая положения ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие органы, уполномоченные рассматривать подобные заявления, к которым относится, в том числе, орган местного самоуправления, а также тот факт, что решения об отказе административному истцу в установлении соответствия разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, принятые названной комиссией, не являющейся самостоятельным юридическим лицом, было утверждено главой администрации МО Суздальский район, которым также было подписано и оспариваемое письмо.

При этом у суда отсутствовали основания для признания незаконными фактически принятых 29.08.2018 года решений об отказе заявителям в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванных земельных участков пункту 1.15 Классификатора ввиду незначительного пропуска установленного законом 30-дневного срока для рассмотрения подобных вопросов, учитывая наличие на то объективных причин – рассмотрение данного вопроса на заседании вышеназванной комиссии, проведенном в соответствии с утвержденным графиком, а также своевременном уведомлении заявителей о данном обстоятельстве. Не является таковым и факт направления оспариваемого письма в адрес заявителя в более поздний срок.

При таких данных, суд не установил совокупность условий для удовлетворения требований административного истца, а именно: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) требованиям закона, нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В этой связи, оценив в совокупности все доводы и доказательства по делу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на правильной оценке имеющихся в деле доказательств, при верном распределении судом бремени доказывания в рамках административных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и о незаконности принятого судебного акта не свидетельствуют, в связи с чем, основанием для отмены правильного по существу решения служить не могут.

Проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда по доводам апелляционной жалобы свидетельствует о том, что судом при рассмотрении дела приведен подробный анализ норм права, регулирующих спорные отношения, применение и толкование которых является правильным, верно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено.

Поскольку предусмотренных оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, то обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Суздальского районного суда Владимирской области от 07 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.В.Самылов

Судьи О.И.Емельянова

О.А.Кирюшина