ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4523/2016 от 22.06.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

дело № 33а-4523/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.

судей: Герасимовой О.В., Волошиной Е.В.

при секретаре: Никитченко С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным распоряжения от 25.12.2015 № 1032р «О сокращении объема трансфертов на 2015 год» в части, касающейся Дукинского сельского поселения,

по апелляционной жалобе главы Дукинского сельского поселения на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 21 апреля 2016 года.

заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя администрации Дукинского сельского поселения ФИО1, представителя администрации Солнечного муниципального района ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование своих требований указав, что 25.12.2015 администрацией Солнечного района принято распоряжение № 1032-р «О сокращении объема иных межбюджетных трансфертов на 2015 год», на основании которого сокращен объем иных межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджета поселения на реализацию отдельных расходных обязательств на 2015 год в сумме 539700 рублей. Причиной сокращения объема межбюджетных трансфертов явилось поступление в 2015 году в бюджет поселения сверхплановых собственных доходов.

Данное решение нарушило право поселения на финансовую поддержку в виде межбюджетных трансфертов в запланированном на 2015 год объеме. Все запланированные финансирования составляли финансовую базу для решения вопросов местного значения, этим решением нарушено право жителей поселения на достойный жизненный уровень.

Местный бюджет поселения является составной частью консолидированного бюджета района, и его доходы формируются, в том числе, за счет межбюджетных трансфертов из районного бюджета, что предусмотрено законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При формировании бюджета Дукинского поселения на 2015 год объем межбюджетных трансфертов из районного бюджета на сбалансированность местного бюджета составил 2731720 рублей, исходя из чего была сформирована расходная часть бюджета, однако в течение 2015 года в бюджет поселения поступило только 2191020 рублей межбюджетных трансфертов из бюджета района, сумма 539700 рублей не поступила.

Приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов является мерой принуждения по отношению к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства. Поступление в местный бюджет сверхплановых доходов не отнесено к нарушениям бюджетного законодательства. Применение мер принуждения осуществляется на основании уведомления об их применении органом государственного (муниципального) финансового контроля, однако нарушений бюджетного законодательства в отношении Дукинского сельского поселения в 2015 году органом финансового контроля не выявлено, следовательно сокращение межбюджетных трансфертов в размере 539700 рублей является незаконным.

Просила признать распоряжение администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 25.12.2015 № 1032-р «О сокращении объема иных межбюджетных трансфертов на 2015 год» незаконным в части, касающейся Дукинского сельского поселения; обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края устранить допущенные нарушения закона.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 21 апреля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края отказано.

В апелляционной жалобе глава Дукинского сельского поселения ФИО3 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что ввиду отсутствия у административного истца бюджетных нарушений, применение в отношении него меры ответственности в виде сокращения межбюджетных трансфертов не допустимо; бюджет сельского поселения в 2015 году балансировался с учетом недополученного объема трансфертов, в результате чего остались невыполненными часть запланированных расходных обязательств и расходных обязательств, возникших в течение финансового года; выпадающие доходы в районном бюджете не связаны с изменениями в действующем законодательстве, а являются результатом организации исполнения бюджетного процесса и носят временный характер, следовательно, факт сокращения межбюджетных трансфертов связан с недостатком средств в районном бюджете, а не с дополнительными доходами, полученными муниципальным образованием.

Судом не уделено должного внимания тому факту, что к полномочиям муниципального района относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района; не было принято во внимание, что межбюджетные трансферты имеют безвозмездный и безвозвратный характер и предоставляются с целью балансирования бюджета. Предоставление межбюджетных трансфертов направлено на создание условий для эффективной реализации полномочий на местном уровне, ввиду чего все поступающие запланированные доходы либо полученные сверх плана доходы участвуют в исполнении расходных обязательств.

Сверхплановые собственные доходы в плане мероприятий по исполнению местного бюджета не могут рассматриваться без анализа факторов влияющих на организацию местного самоуправления конкретной территории. Соответственно имеется необходимость проведения анализа, проверки годового отчета об исполнении бюджета и дачи обоснованного заключения со стороны органа муниципального финансового контроля, перед тем как принимать решение о сокращении объема межбюджетных трансфертов.

Вывод суда о том, что невыполнение мероприятий в рамках полномочий по решению вопросов местного значения из-за недополученных запланированных трансфертов, не является нарушением прав муниципального образования, противоречит сущности организации местного самоуправления и не согласуется с нормами действующего законодательства.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, указывая, что доводы администрации Дукинского сельского поселения, о том что, приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов является мерой ответственности за нарушение бюджетного законодательства, выражает субъективное мнение апеллянта не основанное на нормах бюджетного законодательства.

При рассмотрении дела судом фактически проведен анализ финансового состояния бюджета Дукинского сельского поселения на наличие отрицательных показателей, которые являются основанием для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района за счет средств бюджета муниципального района, по результатам которого установлено, что бюджет Дукинского сельского поселения за 2015 год исполнен в полном объеме, не исполненные обязательства бюджета отсутствуют.

Кроме того, судом не установлено нарушений порядка принятия распоряжения Солнечного муниципального района от 25.12.2015 № 1032-р «О сокращении объема иных межбюджетных трансфертов на 2015 год».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В силу части 2 статьи 63.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: в случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, который подразумевает, в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации: в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений отнесено к бюджетным полномочиям муниципальных районов (абзац 3 пункта 2 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 11 решение Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 18.06.2015 № 41 «Об утверждении порядка предоставления, приостановления (сокращения) и методики распределения иных межбюджетных трансфертов городским и сельским поселениям Солнечного муниципального района Хабаровского края на сбалансированность бюджетов муниципальных образований по реализации отдельных расходных обязательств» (действующего на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что основанием для решения о приостановлении (сокращении) предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из районного бюджета является увеличение годовых объемов собственных доходов поселения в связи:

- с перераспределением налоговых и неналоговых доходов между районным бюджетом и бюджетами поселений в течение финансового года;

- с поступлением сверхплановых собственных доходов.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края № 1032-Р от 25.12.2015 «О сокращении объема трансфертов на 2015 год» сокращен объем иных межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетов муниципальных образований по реализации отдельных расходных обязательств на 2015 год в связи с поступлением сверхплановых доходов по городским и сельским поселениям, в том числе, Дукинскому сельскому поселению.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции на основании оценки представленных в дело доказательств, пришел к выводу о том, что обжалуемое распоряжение администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края принято полномочным органом на основании действующего нормативного правового акта – решения Собрания Депутатов Солнечного муниципального района от 18.06.2015 № 41, подписано полномочным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства; расходы бюджета Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района на осуществление местных полномочий были покрыты из иных источников доходов, в том числе от поступления ранее не запланированных доходов; доказательств возникновения у поселения задолженности по имеющимися муниципальным контрактам и иным обязательствам из-за не поступления денежных средств в бюджет поселение, в указанном в оспариваемом решении объеме, административным истцом не представлены.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено нарушений порядка принятия оспариваемого решения администрации Солнечного муниципального района от 25.12.2015 № 1032-р в части сокращения объема иных межбюджетных трансфертов из бюджета Солнечного муниципального района в бюджет Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края в сумме 539700 рублей, не соответствия оспариваемого решения требованиям закона и нормативных правовых актов Солнечного муниципального района, нарушающим права и свободы административного истца Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района.

Изучив материалы дела, оценив законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и рассмотрения суда первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств и, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.

Суд первой инстанции полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил фактические обстоятельства, верно применил материальный закон; совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.

Нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не установила.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 21 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным распоряжения от 25.12.2015 № 1032р «О сокращении объема трансфертов на 2015 год» в части, касающейся Дукинского сельского поселения – оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Дукинского сельского поселения – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: И.А. Чемякина

Судьи: О.В. Герасимова

Е.В. Волошина