ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-452/18 от 05.02.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Семенов С.А. Дело № 33а-452/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 05 февраля 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М, судей Дьяконовой З.С., Сыреновой С.Н.,

при секретаре Никифорове В.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 28 ноября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» к Оленекской-инспекции охраны природы Минприроды РС (Я) о признании незаконными действия по проведению проверки, признать незаконным и отменить Предписание № ... от 05.10.2017, которым

постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения сторон, судебная коллегия

установила:

АО «Саханефтегазсбыт» обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование указал, что в период с 11.08.2017 по 07.09.2017 г. Оленекской инспекцией охраны природы Министерства охраны природы PC (Я) была проведена внеплановая выездная проверка нефтесклада «********» филиала «Ленская нефтебаза» АО «Саханефтегазсбыт». По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание об устранении нарушения законодательства. Считает, что административный ответчик не вправе был проводить проверку деятельности Общества с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Также указывает о том, что внеплановая выездная проверка проведена за пределами установленного Законом срока для проведения проверок. Просил признать незаконными действия административного ответчика по проведению проверки и признать незаконным и отменить предписание № ... от 05.10.2017 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец. В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, указав при этом, что нефтесклад филиала «Ленская нефтебаза», расположенный в .........., состоит на государственном учете в федеральном государственном реестре, соответственно отнесен к объектам, в отношении которых осуществляется федеральный государственный экологический надзор.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – ФЗ № 294-ФЗ) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По настоящему делу административным истцом оспариваются действия Оленекской инспекции охраны природы Министерство охраны природы Pеспублики Cаха (Якутия) по проведению внеплановой выездной проверки в отношении нефтесклада «********» филиала Ленской нефтебазы АО «Саханефтегазсбыт», по составлению по его результатам акта и направлению предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Как усматривается из материалов дела, внеплановая проверка проводилась в соответствии с распоряжением (приказом) руководителя Оленекской инспекции охраны природы от 10 августа 2017 г., изданным во исполнение требования и.о.прокурора Оленекского района в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, в ходе проверки был выявлен факт загрязнения нефтепродуктами территории площадью *** кв.м., расположенной возле нефтесклада «********» филиала Ленской нефтебазы АО «Саханефтегазсбыт». Экспертным заключением Центра лабораторного анализа и технических измерений по РС (Я) № ... от 02.10.2017 года установлено экстремально высокое загрязнение обследуемой территории нефтепродуктами.

По выявленным нарушениям нефтескладу «********» филиала «Ленская нефтебаза» АО «Саханефтегазсбыт» вынесено предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что нефтесклад «********» не является объектом федерального экологического надзора, что нарушений сроков проведения проверки, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ, не было допущено.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют подлежащему применению закону и установленным по делу обстоятельствам.

Как указано в ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ № 7-ФЗ), под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень, определяемый на основании установленных критериев (пункт 6).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи (пункт 7).

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 № 903 были утверждены Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Таковыми являются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и относящиеся в соответствии со статьей 4.2 ФЗ №7-ФЗ к объектам 1 категории (пункт 4), а также объекты по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"(подпункт «е» пункта 6).

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе рассмотрения настоящего дела не было доказано отнесение нефтесклада «********» к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору. Так, согласно свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и свидетельства о постановке на государственный учет данный нефтесклад является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к 3 категории. Приказом Управления Росприроднадзора по РС (Я) от 23 августа 2017 г. № 767 был утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в который не включен нефтесклад «********».

Кроме того, на момент проведения проверки у АО «Саханефтегазсбыт» имелась лицензия № ... от 08 июля 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, с котором указан перечень мест нахождения и мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В данном перечне адрес места нахождения нефтесклада «********» не указан.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ № 99-ФЗ» лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с п.8 ст.3 ФЗ № 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Из анализа положений ст.ст.13, 15, 18 вышеуказанного нормативного акта следует, что право на осуществление конкретного вида деятельности предоставляется лицу исключительно с учетом мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указанных в лицензии.

Таким образом, вопреки доводам жалобы объект АО «Саханефтегазсбыт» не является объектом федерального экологического надзора, а является объектом, подлежащим региональному надзору.

В соответствии с п.1.2 Административного регламента Министерства охраны природы РС (Я) по осуществлению регионального государственного экологического надзора, утвержденного приказом Минприроды РС (Я) от 13 октября 2016 г. № 01-05/1-600, наименованием государственной функции является региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Нарушений порядка, условий и оснований проведения в отношении административного истца проверки, закрепленных положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не установлено.

Согласно ст.13 ФЗ № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней (часть 3 ст.13).

По результатам проверки непосредственно после ее завершения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (ст.16).

Из материалов дела следует, что к проведению проверки привлечены специалисты филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» - Центра лабораторного анализа и технических измерений по РС (Я), которыми в пределах установленного срока проверки был произведен отбор и экспертиза проб почв (грунта). Заключения по результатам проведенных исследований представлены 3 октября 2017 года, акт проверки составлен 5 октября 2017 г. с указанием её общей продолжительности – 20 рабочих дней.

Таким образом, составление акта проверки после завершения мероприятий по контролю обусловлено необходимостью получения результатов лабораторных исследований, образцы для которых были отобраны в ходе проверки (ч. 5 ст. 16 Закона N 294). При этом в период между окончанием проверки и составлением акта проверки мероприятия по контролю не осуществлялись.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требования процессуальных норм.

Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм материального права, а также субъективное мнение подателя жалобы о том, как должен быть разрешен спор, не могут повлечь отмену или изменение решения суда. Само по себе несогласие апеллянта с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 28 ноября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Акционерного общество «Саханефтегазсбыт» к Оленекской-инспекции охраны природы Минприроды РС (Я) о признании незаконными действия по проведению проверки, признании незаконным и отмене предписания оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Оконешникова М.М.

Судьи Дьяконова З.С.

Сыренова С.Н.