Дело № 33а-4539/2022
А ПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 21 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Григорьевой Н.М., Шулындиной С.А.,
при секретаре Благополучной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционным жалобам административного истца Осипчука Владимира Владимировича, а также лиц, не привлеченных к участию в деле Волотовской Ольги Станиславовны и Юшина Михаила Александровича на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Осипчука В.В. к совету депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным проведенного 21.09.2021 г. заседания совета депутатов, решений совета депутатов, обязании произвести действия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения административного истца Осипчука В.В., лиц, не привлеченных к участию в деле Волотовской О.С. и Юшина М.А., возражения представителя главы и совета депутатов Лядовой Ж.О., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Осипчук В.В. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском указав в обоснование требований, что 19.09.2021 состоялись дополнительные выборы депутатов совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Юкковским одномандатным избирательным округам №2, №3, №4, №5, №8 и №9.
По одномандатному избирательному округу №4 административный истец Осипчук В.В. был избран депутатом совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва (далее Совет депутатов), однако о результатах выборов извещен не был, на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области решение о результатах выборов не опубликовано.
До установления результатов дополнительных выборов, 21.09.2021, было проведено заседание совета депутатов, на котором Осипчук В.В., как избранный депутат, не присутствовал из-за ненадлежащего извещения о дате, времени, месте проведения заседания и о вопросах, подлежащих к рассмотрению, считает, что проведенное заседание совета депутатов является незаконным, а принятые по результатам его заседания решения, подлежащими отмене.
С учетом изложенного, уточнив исковые требования, административный истец просит суд:
- признать незаконным проведенное 21.09.2021 заседание совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
- признать незаконным решение совета депутатов от 21.09.2021 № «Об избрании главы муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»;
- признать незаконным решение совета депутатов от 21.09.2021 № «Об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»;
- обязать совет депутатов на ближайшем заседании совета депутатов после вступления в законную силу настоящего решения в законную силу, рассмотреть вопросы об избрании главы муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и об избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Определением суда от 17.12.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Глава муниципального образования «Юкковоске сельское поселение» Сапожникова О.Ю., заместитель главы муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Волков Р.Н. (т.1 л.д. 204).
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме (т.2 л.д. 13-24).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как принято с нарушением норм материального права, поддержав доводы, изложенные в иске (т.2 л.д. 45-50).
В апелляционной жалобе, содержащее ходатайство о восстановлении срока на ее подачу, лицо, не привлеченное к участию в деле – депутат Волотовская О.С. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права (т.2 л.д. 62-67).
В апелляционной жалобе, содержащее ходатайство о восстановлении срока на ее подачу, лицо, не привлеченное к участию в деле – депутат Юшин М.А. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права (т.2 л.д. 73-79).
Определением суда от 08.04.2022 срок для подачи апелляционных жалоб Волотовской О.С. и Юшину М.А. восстановлен (т.2 л.д. 59-60).
Административные ответчики, заинтересованные лица, будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, с учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения, явившихся лиц, оценив материалы административного дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается в том числе представительным органом муниципального образования из своего состава.
Согласно статье 2 областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" глава городского поселения, в состав территории которого не входит административный центр муниципального района, глава сельского поселения избирается советом депутатов муниципального образования из своего состава либо на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования (часть 1.1). Если уставом поселения предусмотрено избрание главы муниципального образования советом депутатов муниципального образования из своего состава, вновь избранный совет депутатов муниципального образования избирает главу муниципального образования на первом заседании. Первое заседание совета депутатов муниципального образования открывает и ведет до избрания главы муниципального образования старейший по возрасту депутат (часть 3).
Кандидаты на должность главы муниципального образования выдвигаются на заседании совета депутатов муниципального образования депутатами, группами депутатов (фракциями) совета депутатов муниципального образования, а также в порядке самовыдвижения (часть 4).
Голосование проводится по каждой выдвинутой кандидатуре на должность главы муниципального образования, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования (часть 5).
Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной численности депутатов совета депутатов муниципального образования (часть 6).
Итоги голосования оформляются правовым актом совета депутатов муниципального образования. Правовой акт совета депутатов муниципального образования подписывается депутатом, председательствующим на заседании совета депутатов муниципального образования в день заседания, и вступает в силу с момента его принятия (часть 7).
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования решение об избрании главы муниципального образования принимается советом депутатов муниципального образования на ближайшем заседании совета депутатов муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящей статьей, за исключением случаев, установленных Федеральным законом (часть 8).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.09.2021 состоялись дополнительные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Юкковским одномандатным округам №2, №3, №4, №5, №8, №9.
В соответствии с Постановлением Избирательной Комиссии Ленинградской области от 03.09.2021 г. на ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
С данной даты, ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области стала по отношению к проводившимся в Юкковском сельском поселении выборам организующей и проводящей комиссией, так же в ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области перешли полномочия окружных избирательных комиссий.
В соответствии с компетенцией, по итогам рассмотрения протоколов участковых избирательных комиссий ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области 20.09.2021 были установлены результаты дополнительных выборов, признаны избранными депутатами кандидаты: ФИО9, ФИО10, ФИО2, Осипчук В.В., ФИО11, ФИО12
Общее количество депутатов составляет 10 человек (т.2 л.д. 4).
21.09.2021 состоялось внеочередное заседание Совета депутатов, на котором присутствовало 7 из 10 депутатов, что подтверждается листом регистрации с подписями присутствующих депутатов (т.2 л.д. 38.)
Согласно протоколу №05 от 21.09.2021, внеочередное заседание совета депутатво открыл и вел до избрания главы муниципального образования старейший по возрасту депутат – ФИО9 В повестке дня были поставлены 2 вопроса - об избрании Глава муниципального образования (п.1) и об избрании заместителя председателя совета депутатов (п.2) (т.1 л.д. 34-36).
По итогам заседания принято решение Совета депутатов № от 21.09.2021 об избрании главы муниципального образования Сапожниковой О.Е. (т.1 л.д. 33) и решение № от 21.09.2021 об избрании заместителя председателя совета депутатов Волкова Р.Н. (т.1 л.д. 38).
Решения №№ совета депутатов от 21.09.2021 опубликованы в установленном порядке в номере 12 газеты «Юкковские ведомости» от 30.09.2021 и на сайте муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (т.1 л.д. 48).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что на внеочередном заседании совета депутатов процедура избрания главы муниципального образования «Юкковское сельское поселение» после досрочного прекращения полномочий предыдущего главы, порядок созыва и организации заседания представительного органа не был нарушен и проведен надлежащим лицом – старейшим депутатом муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – ФИО9, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом – советом депутатов при наличии кворума большинством голосов.
Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными и правомерными.
Согласно статье 19 Устава муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов от 28 декабря 2015 года N 25 (далее - Устав), Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Юкковское сельское поселение", состоит из 10 депутатов, избирается сроком на 5 лет на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения. Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В этой же статье Устава предусмотрено, что заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 (пятидесяти) процентов от числа избранных депутатов.
Из приведенных норм следует, что состав Совета депутатов правомочен при условии избрания в Совет не менее двух третей (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов). При избрании Совета депутатов в полном составе (10 депутатов) заседания Совета будут правомочны, если на них присутствуют не менее 5 депутатов.
На внеочередном заседании присутствовало 7 из 10 депутатов, при этом депутаты Осипчук В.В., Юшин М.А. и Волотовская О.А. о дате заседания были извещены, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д. 201, 236, 238, 249-250) и административным истцом не оспаривается, депутаты Осипчук В.В. и Юшин М.А. присутствовали в здании администрации во время проведения заседания совета депутатов, что подтверждается видеозаписью заседания совета депутатов, которое обозревалось судом первой инстанции в судебном заседании от 29.12.2021 (т.2 л.д. 5, 10).
Довод жалобы о том, что датой избрания депутата является дата надлежащего извещения об избрании кандидата в депутаты, основан на неверном токовании норм права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 40 ФЗ №131 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2013 года N 15-П, Определении от 17 июля 2012 года N 1487-0 и Определении от 25 ноября 2020 года N 2845-0, положение части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (абзац первый), направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и как таковое не нарушает какие-либо конституционные права и свободы; данный вывод относится и к положению абзаца второго части 3 той же статьи, определяющему начало и окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 20.09.2021 по итогам рассмотрения протоколов участковых избирательных комиссий ТИК Всеволожского района признал дополнительные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Юкковоское сельское поселение» действительными.
По итогам голосования Осипчук В.В. признан получившим наибольшее число голосов избирателей и избранным депутатом в совет депутатов по Юкковскому одномандатному избирательному округу №4 (т.1 л.д 222, 221 об). С этой даты и начались полномочия Осипчука В.В. в качестве депутата Собрания депутатов МО «Юкковоское сельское поселение» четвертого созыва.
Ссылка в апелляционных жалобах на ч.6 и 6.1 ст.70 Закона №67-ФЗ и ч.1 ст.54 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 № 20-оз – безосновательна, поскольку названные положения регламентируют обязанности вновь избранного депутата, а не определяют дату начала действия его полномочий.
Довод жалобы о том, что заседание совета депутатов проведено с нарушением ст. 18 и ст. 19 Регламента совета депутатов, судебная коллегия полагает необоснованной, поскольку внеочередное заседание совета депутатов от 21.09.2021 проведено в соответствии с областным законом от 11.02.2015 №1-оз, согласно которому в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования решение об избрании главы муниципального образования принимается советом депутатов муниципального образования на ближайшем заседании совета депутатов муниципального образования, срок, дату и время проведения первого заседания определяет старейший по возрасту депутат.
Согласно списку депутатов совета депутатов «Юкковского сельского поселения» (т.2 л.д 4), старейшим по возрасту депутатом является ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Относительно апелляционных жалобы Волотовской О.С. и Юшина М.Ю., судебная коллегия полагает следующее.
Согласно части 2 статьи 295 КАС РФ право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Из материалов настоящего административного дела усматривается, что судом первой инстанции по результатам рассмотрения дела вопрос о правах и об обязанностях Волотовской О.С. и Юшина М.Ю. разрешены не были, при этом, как указано в апелляционных жалобах, они поданы лицами, не привлеченных к участию в деле, выступающими на стороне административного истца.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", апелляционная жалоба, поданная лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного акта, оставляется судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 301, пункт 5 статьи 309 КАС РФ).
Таким образом, апелляционные жалобы Волотовской О.С. и Юшина М.Ю. по смыслу пункта 1 части 1 статьи 301 КАС РФ поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции, что в силу пункта 5 статьи 309 Кодекса является основанием для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 декабря 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Осипчука Владимира Владимировича – без удовлетворения.
Апелляционные жалобы Волотовской Ольги Станиславовны и Юшина Михаила Александровича на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области 29 декабря 2021 года оставить без рассмотрения по существу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 22.07.2022.
(Судья Береза С.В.)