ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4554/2016 от 02.06.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-4554/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 2 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.

при секретаре Бобылевой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Соловьевой Л.Х. – Шумовой О.Н. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 марта 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Соловьевой Л.Х. к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, Управлению градообразования и капитального строительства г. Бузулука о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия решения о продаже земельного участка.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

Соловьева Л.Х. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, Управлению градообразования и капитального строительства г. Бузулука о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия решения о продаже земельного участка, указав, что администрацией муниципального образования г. Бузулук ей было отказано в продаже земельного участка в связи с невозможностью определения выкупной цены данного земельного участка.

Полагает, что поскольку основания для отказа в продаже в собственность земельного участка собственнику объекта недвижимости в Земельном кодексе Российской Федерации не предусмотрены, отказ, изложенный в письме администрации муниципального образования г. Бузулука от (дата), является незаконным и нарушает ее права на получение соответствующей муниципальной услуги.

Соловьева Л.Х. просила суд признать незаконным действие администрации муниципального образования г. Бузулука, выразившееся в отказе в принятии решения о продаже Соловьевой Л.Х. земельного участка с кадастровым номером земель населенных пунктов, разрешённое использование - малоэтажная жилищная застройка, общей площадью *** кв.м, по адресу: (адрес).

Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований Соловьевой Л.Х. к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области, Управлению градообразования и капитального строительства (адрес) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия решения о продаже земельного участка отказано.

На данное решение суда представителем Соловьевой Л.Х. – Шумовой О.Н. подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Соловьевой Л.Х. – Шумова О.Н., действующая на основании доверенности от (дата), доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соловьева Л.Х. обратилась к главе г. Бузулука с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: (адрес).

(дата) Управлением градообразования и капитального строительства г. Бузулука на обращение Соловьевой Л.Х. предоставлен ответ, в котором заместитель главы администрации – начальник Управления градообразования и капитального строительства указал, что цена выкупа земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется путём расчёта от кадастровой стоимости таких земельных участков. Кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена, в связи с чем принять решение о продаже земельного участка не представляется возможным ввиду невозможности определения выкупной цены данного земельного участка.

Из кадастровой выписки о земельном участке от (дата) следует, что земельный участок с местоположением: (адрес), расположен в кадастровом квартале , имеет кадастровый , относится к категории земель населённых пунктов, разрешенное использование: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение жилых домов и садовых домов) (код № 2.1. приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков», группа 2 приложения №1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 года №1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Оренбургской области»; кадастровая стоимость земельного участка не установлена.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, пришел к выводу, что поскольку решение о проведении государственной кадастровой оценки земли и утверждение результатов этой оценки принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а оценка производится независимыми оценщиками, следовательно, у администрации МО г. Бузулука отсутствовали правовые основания для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и отчуждения земельного участка по установленной цене.

Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно статье 9 Закона Оренбургской области от 3 июля 2015 года № 3303/903-V-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» органы местного самоуправления, в том числе, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; организовывают и проводят аукционы по предоставлению земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области; управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе издают акты, содержащие нормы земельного права в рамках законодательства Российской Федерации и Оренбургской области; осуществляют учет земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земель в случае принятия Правительством Оренбургской области решения о проведении органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) государственной кадастровой оценки земель в пределах территории соответствующего муниципального района (городского округа) в соответствии с законодательством Оренбургской области; утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель в пределах территории соответствующего муниципального района (городского округа) в случае ее проведения по решению органа местного самоуправления муниципального района (городского округа); осуществляют муниципальный земельный контроль; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

На основании указанной статьи, получив заявление Соловьевой Л.Х. о продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером , администрация города Бузулука должна была совершить одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов.

В связи с этим судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что основание, по которому Соловьевой Л.Х. было отказано в продаже земельного участка, не предусмотрено статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из ответа Управления градообразования и капитального строительства г. Бузулука от (дата) Соловьевой Л.Х. отказано в продаже земельного участка, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена, в связи с чем определить выкупную цену данного участка не представляется возможным.

Между тем, характер отношений, возникающих при отчуждении публичных земель позволяет утверждать, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона (статья 39.14 Земельного кодекса), и выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.

Поскольку статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и в указанном перечне не содержится такое основание, как не установление кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, администрация муниципального образования город Бузулук не имела право принимать решение об отказе в выкупе Соловьевой Л.Х. земельного участка по данному основанию.

То обстоятельство, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации не установлены средние удельные показатели по кварталам, не установлен средний удельный показатель кадастровой стоимости по видам разрешенного использования кадастрового квартала , не может быть основанием к ограничению права Соловьевой Л.Х., предусмотренного Земельным Кодексом Российской Федерации, на приобретение в собственность земельных участков, принимая во внимание, что в соответствии со статьей 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по определению стоимости земельного участка при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя Соловьевой Л.Х. – Шумовой О.Н. удовлетворить.

Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 марта 2016 года отменить, принять новое решение, которым признать незаконным отказ администрации города Бузулука в принятии решения о продаже Соловьевой Л.Х. земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка по адресу: (адрес).

Председательствующий:

Судьи: