ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-455/2022 от 01.03.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Толстиков А.Е.

Дело №33а-455/2022

УИД 26RS0035-01-2021-004467-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь

01 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.

судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.,

при секретаре Заболоцкой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Квачева В.В. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 09.12.2021 по административному делу по административному исковому заявлению Квачева В.В. к Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании недействующим постановления в части,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

установила:

Квачев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее – Администрация), в котором просил суд признать недействующим постановление Администрации г.Михайловска Ставропольского края от 23.07.2020 №1209 в части установления публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, как не соответствующее законодательству РФ.

Обжалуемым решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 09.12.2021 Квачеву В.В. отказано в удовлетворении его административных исковых требований.

В апелляционной жалобе Квачев В.В. просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что постановление Администрации г.Михайловска Ставропольского края от 23.07.2020 №1209 противоречит нормам ЗК РФ, однако указанное обстоятельство оставлено судом первой инстанции без внимания. Указывает, что в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Считает, что установленный публичный сервитут влечет невозможность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и существенно затрудняет его использование. Обращает внимание на то обстоятельство, что в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, между тем постановлением Администрации г.Михайловска Ставропольского края от 23.07.2020 №1209 не предусмотрена ему как собственнику земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, плата за публичный сервитут. Кроме того, полагает, что постановление Администрации г.Михайловска Ставропольского края от 23.07.2020 №1209 существенно нарушает его права, свободы и законные интересы.

Относительно доводов апелляционной жалобы Комитетом по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации представлены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав административного истца Квачева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков Назаренко О.А., поддержавшую доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Квачев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 6 300 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.04.2021 №99/2021/385190385.

ПАО «Россети Северный Кавказ» обратилось в Администрацию г.Михайловска Ставропольского края с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , , неразграниченные земли в кадастровых кварталах , , , , в целях размещения линейного объекта электросетевого хозяйства, являющегося объектом местного значения. Проектные границы публичного сервитута установлены в соответствии с проектом планировки и межевания территории, предназначенной для реконструкции линейного объекта энергетики «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA с устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в г.Михайловске, Шпаковского района», утвержденного в установленном порядке Приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 25.07.2019 №207. Ходатайство ПАО «Россети Северный Кавказ» оформлено в соответствии с требованиями статьи 39.41 ЗК РФ и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута.

Администрацией г.Михайловска Ставропольского края в соответствии со статьей 39.42 ЗК РФ проведены мероприятия по выявлению правообладателей земельных участков и обеспечено извещение этих правообладателей земельных участков путем опубликования сообщения о рассмотрении ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA с устройством заходов BЛ 110 кВ протяженностью 8 км в г.Михайловске, Шпаковского района», в газете «Михайловские вести», на официальном сайте Администрации г.Михайловска Ставропольского края, на информационном щите в здании Администрации г.Михайловска Ставропольского края.

Постановлением Администрации г.Михайловска Ставропольского края от 23.07.2020 №1209 «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ 110 кВ протяженностью 8 км в г.Михайловске, Шпаковского района» в отношении, в том числе земельного участка, находящегося в частной собственности физического лица с кадастровым номером , расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание Администрации. Участок находится примерно в 6 300 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Лицо, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута (обладатель публичного сервитута): ПАО «Россети Северный Кавказ». Срок публичного сервитута – 10 лет. Указанное постановление 29.07.2020 направлено Администрацией г.Михайловска Ставропольского края в адрес Квачева В.В.

Из сообщения Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации от 26.05.2021 №1745/02-02/2021 следует, что в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание Администрации. Участок находится примерно в 6 300 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежащем Квачеву В.В. на праве собственности.

В соответствии со статьей 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.42 ЗК РФ в июне 2020 года Администрацией г.Михайловска Ставропольского края в газете «Михайловские вести», на официальном сайте Администрации г.Михайловска Ставропольского края и на информационном щите в здании Администрации г.Михайловска Ставропольского края обеспечено извещение правообладателей земельных участков путем размещения сообщения о рассмотрении ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов BЛ 110 кВ протяженностью 8 км в г. Михайловске, Шпаковского района».

Осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивался публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не несут существенного затруднения в использовании земельного участка с кадастровым номером в соответствии с его разрешенным использованием «Для сельскохозяйственного производства и пчеловодства».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 39.43 ЗК РФ 29.07.2020 Квачеву В.В. почтовым отправлением с уведомлением направлялось постановление Администрации г.Михайловска Ставропольского края от 23.07.2020 №1209 «Об установлении публичного сервитута», подготовленное по результатам рассмотрения ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов BЛ 110 кВ протяженностью 8 км в г.Михайловске, Шпаковского района» на ряд земельных участков, одним из которых является участок с кадастровым номером расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание Администрации. Участок находится примерно в 6 300 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находящийся в собственности Квачева В.В.

Кроме того, постановление было размещено на официальном сайте Администрации г.Михайловска Ставропольского края и опубликовано в газете «Михайловские вести».

Статьей 39.46 ЗК РФ предусмотрена обязанность обладателя публичного вносить плату за публичный сервитут. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута. Пунктами 7 и 7.1 постановления предусмотрена обязанность ПАО «Россети Северный Кавказ» в установленном законом порядке обеспечить заключение с правообладателями земельных участков соглашений об осуществлении публичного сервитута. В соответствии с пунктом 9 статьи 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 ЗК РФ правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Соглашение об осуществлении публичного сервитута между Квачевым В.В. и обладателем публичного сервитута ПАО «Россети Северный Кавказ» не заключено.

С административным исковым заявлением Квачев В.В. обратился в суд 24.09.2021.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением установленного законом процедуры, порядка и формы его принятия, и прав административного истца не нарушают.

Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.

Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (часть 2).

Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (пункт 8 части 4).

В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).

В обоснование необходимости установления публичного сервитута могут предоставляться документы территориального планирования, проект планировки территории, предусматривающие размещение объекта, вызывающего необходимость установления публичного сервитута (подпункты 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 данного Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

С ходатайством об установлении публичного сервитута в Администрацию г.Михайловска Ставропольского края обратилось ПАО «Россети Северный Кавказ» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , неразграниченные земли в кадастровых кварталах , , , , , в целях размещения линейного объекта электросетевого хозяйства, являющегося объектом местного значения.

Ходатайство об установлении публичного сервитута оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 года № 542, и содержит необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование необходимости установления публичного сервитута предоставлены документы территориального планирования, предназначенные для реконструкции линейного объекта энергетики «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение 110 кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 МВА с устройством заходов ВJI 110 кВ протяженностью 8км в г.Михайловске, Шпаковского района», утвержденного в установленном порядке Приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 25.07.2019 №207.

Земельный участок с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства и пчеловодства, что не противоречит пункту 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 данного Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции установил, что порядок установления публичного сервитута соблюден.

Кроме того, районный суд пришел к выводу о пропуске административным истцом без уважительных причин срока для обжалования постановления в судебном порядке, что явилось самостоятельным основанием для отказа в административном иске.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что установлением публичного сервитута нарушаются права административного истца, являются несостоятельными, поскольку установление публичного сервитута не влечет снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов административного истца, как собственника земельного участка.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд. При отсутствии указанной выше совокупности условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Суд первой инстанции, установив, что административным истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих недействительность оспариваемого постановления, а также, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, при этом административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением с пропуском установленного процессуальным законом срока, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 09.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи