Судья Иртуганова Г.К. дело № 33а-4567/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2016 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Окуневой Л.А., Крючковой Н.П.,
при секретаре Аблязове Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе (основной и дополнительной) ФИО1, ФИО24, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л, Л1, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Н, ФИО13, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш, ФИО14 на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 08 июля 2016 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО24, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л, Л1, ФИО10, ФИО11, ФИО12, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Н, ФИО13, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш, ФИО14 к Администрации Президента Российской Федерации, Управлению Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, консультанту департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15, Аппарату Правительства Российской Федерации, советнику Российской Федерации 1 класса отдела по работе с обращениями граждан ФИО16, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, ВРИО начальника управления организации промышленного комплекса ФИО17, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министру сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, Статс-секретарю заместителю Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО19, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, ВРИО руководителя ФИО20 о признании действий (бездействия), ответов незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законных прав и интересов.»
заслушав доклад судьи Крючковой Н.П., объяснения представителя административных истцов адвоката по ордеру Лукьяновой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить, объяснения административного ответчика представителя ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» по доверенности ФИО21, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, просившей решение суда оставить без изменения.
У С Т А Н О В И Л А:
Административные истцы ФИО1, ФИО24, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней C., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л., Н1., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Н.., ФИО13, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш., ФИО14 обратились в Железнодорожный районный суд г. Пензы с административным иском к Администрации Президента Российской Федерации, Управлению Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, консультанту департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15, Аппарату Правительства Российской Федерации, советнику Российской Федерации 1 класса отдела по работе с обращениями граждан ФИО16, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, ВРИО начальника управления организации промышленного комплекса ФИО17, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министру сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, Статс-секретарю заместителю Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО19, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, ВРИО руководителя ФИО20, ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», ректору ФИО22 о признании действий (бездействия), ответов незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законных прав и интересов, указав, что письмом от 06.02.2016 г. ФИО23, ФИО2, ФИО4, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО24, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО14 обратились к Президенту Российской Федерации ФИО25, Председателю Правительства РФ ФИО26, Министру сельского хозяйства РФ ФИО18, Руководству Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ (Росимущество), Начальнику Территориального Управления государственным имуществом в Пензенской области ФИО27, Ректору ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22, в котором просили: о личном приёме у Председателя Правительства РФ ФИО26; о личном приёме у Министра сельского хозяйства РФ ФИО18; о вынесении решения об изменении функционального назначения общежития дома <данные изъяты>, признании его многоквартирным жилым домом государственного жилого фонда, исключении его из состава специализированного жилого фонда, переводе, включении в состав обычного государственного жилого фонда, с эксплуатацией, использованием жилых помещений второго этажа №№ <данные изъяты> по социальному найму, по договору социального найма с внесением данных изменений в Реестр федерального имущества, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество; о принятии решения об утрате назначения специализированного жилого фонда, общежития, занимаемыми ими жилыми помещениями в квартирах №№ <данные изъяты>: занимаемые семьей ФИО23 жилые комнаты <данные изъяты> занимаемые семьёй ФИО2 жилые комнаты <данные изъяты>; занимаемые семьёй ФИО4 жилые комнаты <данные изъяты>); занимаемые семьёй ФИО8 жилые комнаты <данные изъяты>); занимаемые ФИО11 жилые комнаты <данные изъяты>); занимаемые семьёй ФИО12 жилые комнаты <данные изъяты> ); занимаемые семьёй ФИО13 жилые комнаты <данные изъяты>); о переводе данных жилых помещений в жилые помещения государственного социального жилого фонда, социального найма, исключив их из состава специализированного государственного жилого фонда, с заключением с ними (административными истцами) договоров социального найма.
О поручении ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» заключить с ними (административными истцами) договор социального найма на занимаемые ими жилые помещения <данные изъяты> занимаемые семьёй ФИО2 жилые комнаты <данные изъяты>); занимаемые семьёй ФИО4 жилые комнаты <данные изъяты>); занимаемые семьёй ФИО8 жилые комнаты <данные изъяты>); занимаемые ФИО11 жилые комнаты <данные изъяты>; занимаемые семьёй ФИО12 жилые комнаты <данные изъяты> занимаемые семьёй ФИО13 жилые комнаты <данные изъяты> в жилом доме <данные изъяты>
О вынесении решения о приватизации жилых помещений <данные изъяты>; занимаемых семьёй ФИО2, <данные изъяты>); занимаемых семьёй ФИО4, <данные изъяты>); занимаемых семьёй ФИО8 <данные изъяты>); занимаемых ФИО11, <данные изъяты>; занимаемых семьёй ФИО12, <данные изъяты> занимаемых семьёй ФИО13 <данные изъяты>) в жилом доме <данные изъяты>; заключении с ними договоров о бесплатной передаче им и членам их семей в собственность вышеуказанных занимаемых жилых помещений; разрешить их жилищный вопрос, восстановить конституционное равенство, пресечь дискриминацию по социальному признаку.
На данное обращение ФИО23, ФИО2, ФИО4, ФИО8 ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО24, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО14, были получены ответы:
20.02.2016 г. - ответ от 15.02.2016 г. № А26-02-14535771 из Администрации Президента РФ, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, за подписью Консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15 на имя ФИО23, в котором указывалось, что письмо, полученное 12.02.2016 г. рассмотрено и направлено в Министерство сельского хозяйства РФ в целях объективного и всестороннего рассмотрения.
28.02.2016 г. - ответ от 16.02.2016 г. № И-13690 из Аппарата Правительства РФ за подписью Советника РФ 1 класса отдела по работе с обращениями граждан ФИО16 на имя ФИО23, в котором указывалось, что обращение рассмотрено и направлено в Минсельхоз РФ, Минэкономразвития РФ.
20.02.2016 г. - ответ от 18.02.2016 г. № 01/ 610 из Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области за подписью ВРИО руководителя ФИО20 всем заявителям, в котором указывалось, что письмами от 26.01.15 г. № 01/219, от12.02.15 г. № 01/446-452, от 26.10.15 г. № 01/4262 заявители проинформированы о том, что решение вопроса о приватизации жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты> находится в компетенции ФГБОУ ВО ПГСХА.
25.02.2016 г. - ответ от 24.02.2016 г. № 250/07-08 всем заявителям, за подписью Ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22, в котором указывалось, что письмо, полученное 11.02.2016 г., рассмотрено и что жилые помещения, общежития, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций, приватизации не принадлежат. Академия не может дать своё согласие на выделение из состава специализированного жилого фонда семи жилых квартир, расположенных на 2-ом этаже в доме <данные изъяты>, общежитие используется для ведения уставной деятельности Академии и передача в муниципальную собственность не планируется. Запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях, принадлежащих образовательным организациям, предопределён специальным целевым назначением и правовым режимом общежитий и не может рассматриваться как нарушение какого-либо конституционного права. Право граждан на приватизацию жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод гражданина, оно приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
20.03.2016 г. - ответ от 14.03.2016 г. № ОГ-Д06-3012 из Минэкономразвития РФ за подписью Зам. директора корпоративного управления ФИО28 на имя ФИО23 и др. в копии сообщено Аппарату Правительства РФ, в котором указывалось, что коллективное обращение рассмотрено и, что письмом от 12.08.15 г. № ОГ-Д06-10630 заявителям направлялась позиция по указанному вопросу. (12.08.15 г. № ОГ-Д06-10630 Минэкономразвития РФ не осуществляет полномочий собственника федерального имущества. Разъясняет, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилфонда Российской Федерации, закрепленных за подведомственными им федеральными госучреждениями, а также их исключения из таковых. ПГСХА отнесена к ведению Минсельхоза РФ. Позиция Минсельхоза заявителям направлялась и не изменилась. Директор департамента корпоративного управления ФИО29).
24.03.2016 г. - ответ от 14.03.2016 г. № 09/9213ж из Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ за подписью ВРИО начальника управления организаций промышленного комплекса ФИО17, ФИО23, в котором разъяснялось, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилого фонда РФ, закрепленных за подведомственными им федеральными госучреждениями, а также их исключения из таковых. Указанные в обращении квартиры находятся в оперативном управлении ПГСХА, которая находится в ведении Минсельхоза РФ. И решение вопроса находиться в ведении Минсельхоза РФ.
24.03.2016 г. - ответ от 16.03.2016 г. № ВА-15-26/2984 из Министерства сельского хозяйства РФ за подписью Статс-секретаря Заместителя Министра Министерства сельского хозяйства РФ ФИО19 в адрес ФИО23 и другим, из которого следует, что обращения аналогичного характера неоднократно рассматривались Минсельхозом РФ, на которые даны исчерпывающие ответы. Кроме того, 14.08.2015 г. ФИО19 лично осуществлён приём адвоката Лукьяновой Е.Н. по данному вопросу и Академии поручено рассмотреть вопрос о целесообразности использования общежития в уставной деятельности Академии, а также заключения договоров найма спецжилфонда. По информации Академии до настоящего времени граждане отказываются от подписания договоров найма в общежитии. Академия представила в Минсельхоз РФ информацию об использовании в уставной деятельности Академии общежития и его дальнейшего использования для проживания студентов очной, заочной формы обучения, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации. Академия возражает против исключения из спецжилфонда жилых помещений <данные изъяты> либо передачи общежития в муниципальную собственность. Данная позиция неоднократно доводилась до сведения заявителей. Дальнейшая переписка с заявителями и Минсельхозом РФ прекращается, так как в их обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства.
Административные истцы в иске полагают, что Аппарат, Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, Консультант департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15, Аппарат Правительства Российской Федерации, Советник Российской Федерации 1 класса отдела по работе с обращениями граждан Н.А. Островский необоснованно направили вышеуказанное обращение на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, действия, бездействия руководства которого в этом обращении обжалуются. Незаконно направили обращение для рассмотрения в государственные учреждения, к компетенцию которых не относится решение вопроса о личном приёме у Председателя Правительства Российской Федерации ФИО26, принятие мер к руководству Минсельхоза Российской Федерации, нарушающего Конституцию Российской Федерации и другие Законы Российской Федерации, создавшего волокиту, дискриминацию, не решающего вопрос в отношении федерального имущества, вывода жилых помещений <данные изъяты> из состава спецжилфонда, федерального имущества, приватизации жилья.
Незаконное бездействие Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, заключается в нарушение ст. ст. 5, 9, 10 Закона РФ «О рассмотрении обращений граждан РФ».
Обращение заявителей от 06.02.2016 г. по существу не рассмотрено, незаконно перенаправлено, соответственно не дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Тогда, как обращение, поступившее в государственный орган, должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения не проведено, меры, направленные на восстановление, защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ФИО23, ФИО2, ФИО4, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и других истцов, их членов семей, не приняты.
Письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дан.
Незаконно направили обращение для рассмотрения в государственные учреждения, к компетенции которых не относится решение вопроса о личном приёме у Председателя Правительства Российской Федерации ФИО26, принятие мер к руководству Минсельхоза Российской Федерации, нарушающего Конституцию Российской Федерации и другие Законы РФ, создавшего волокиту, дискриминацию, не решающего вопрос в отношении его федерального имущества, вывода жилых помещений <данные изъяты> из состава спецжилфонда, федерального имущества, приватизации. Вопрос личного приёма Председателем Правительства РФ ФИО26 не решён, не рассматривался. Меры защиты нарушенных прав и законных интересов в решении жилищной проблемы ФИО23, ФИО2, ФИО4, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13, других заявителей и членов их семей, прекращении дискриминации, к восстановлению конституционного равенства с жильцами первого этажа общежития, приватизировавшими жилые помещения ещё в 2007 году, в части вывода их жилых помещений из состава спецжилфонда, из состава федерального имущества с реализацией права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений, не предприняты.
Действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Статс-секретаря Заместителя Министра сельского хозяйства РФ ФИО19 нарушают нормы ст. ст. 5, 9, 10 Закона РФ «О рассмотрении обращений граждан РФ», поскольку обращение по существу ни по одному вопросу не рассмотрено.
Ответ от 16.03.2016 г. № ВА-15-26/2984 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за подписью Статс-секретаря Заместителя Министра Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ФИО19, не отвечает ни на один поставленный вопрос заявителей в обращении, является очередной формальной отпиской.
Бездействие в данном случае выразилось в том, что в обращении содержится просьба о личном приёме у Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18 Указанная просьба Министром сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18 не рассмотрена и по существу этого вопроса не дан ответ. Министром сельского хозяйства РФ ФИО18 не рассмотрен, не дан ответ ни по одному вопросу в обращении. Статс-секретарь, Заместитель Министра сельского хозяйства РФ ФИО19, подписавшая ответ, так же не дала ответа ни на одни вопрос, поставленный в обращении, сославшись на якобы данные ответы им ранее.
Заявители просят соблюсти их конституционное равенство в решении жилищного вопроса, в согласовании ФИО23, ФИО2, ФИО4, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и другими вывод из состава специализированного жилого фонда, из состава федерального имущества жилых помещений № <данные изъяты>, их приватизацию.
Заявители полагают, что отказом в приватизации, ставящим их в дискриминационное положение по отношению с жителями первого этажа вышеказанного дома, грубо нарушаются их законные права и интересы.
Таким образом, бездействие по их обращению, не рассмотрение обращения по существу, не разрешение поставленных в обращении вопросов, равно как и действия по обращению, выразившиеся в даче незаконного, необоснованного ответа от 16.03.2016 г. № ВА-15-26/2984 за подписью Статс-секретаря, Заместителя Министра сельского хозяйства РФ ФИО19 являются грубым нарушением норм ст. ст. 5, 9, 10 Закона РФ «О рассмотрении обращений граждан РФ».
Заявители полагают, что нарушены их права, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, к реализации законных интересов, созданы препятствия в решении жилищного вопроса о выводе из состава специализированного жилого фонда, из состава федерального имущества жилых помещений <данные изъяты> и их приватизации.
Административные истцы полагают, что действия, бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, ВРИО Начальника управления организаций промышленного комплекса ФИО17, заключается в не рассмотрении вопросов, изложенных в обращении, в непринятии мер к устранению нарушений законных прав и интересов, не дачи по ним надлежащего ответа.
В отношении ответа от 14.03.2016 г. № 09/9213ж, то он не отвечает на обращение о невыведении квартир истцов из состава спецжилфонда, из состава федерального имущества, ставит их в дискриминационное положение с жителями первого этажа спорного дома, приватизировавшими свои жилые помещения.
Незаконные действия, бездействие в виде не полного, не отвечающего на вопросы в обращении, не рассмотрения их по существу, дачи поверхностного, некачественного, не полного ответа от 18.02.2016 г. № 01/ 610 Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области за подписью ВРИО руководителя ФИО20 всем заявителям, письмами от 26.01.15 г., № 01/219, от 12.02.15 г. № 01/446-452, от 26.10.15 г. № 01/4262, где сообщается только об информировании их, что решение вопроса о приватизации жилых помещений, расположенных <...> находиться в компетенции ФГБОУ ВО ПГСХА, не отвечает на поставленные в обращении заявителей вопросы.
Действия Ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22, давшего ответ от 24.02.2016 г. № 250/07-08, не отвечающий на вопросы, содержащиеся в обращении от 06.02.2016 г., являются незаконными, как и сам ответ не соответствующим требованиям ст. ст. 5, 9, 10 Закона РФ «О рассмотрении обращений граждан РФ».
Бездействие Ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22 является незаконным и заключается в не рассмотрении обращения по существу, в не разрешении поставленных в обращении вопросов, не даче на них ответа. Своё бездействие в решении жилищного вопроса, заявителям Академия всегда объясняла не возможностью решения его без согласия Минсельхоза Российской Федерации.
В настоящее время в письменном виде Академия выдвигает доводы о нуждаемости Академии в занимаемых заявителями жилых помещениях 2-го этажа дома № 21 «Б» по ул. Совхоз-техникум в г. Пензе, использовании этих жилых помещений в уставной деятельности Академии, и в следствии этого, невозможности выведения данных помещений из специализированного жилого фонда, заключения с заявителями договоров приватизации. Академия незаконно игнорирует то, что заявители являются работниками Академии, на законных основаниях проживают в спорных жилых помещениях. Ордера на вселение, протоколы о предоставлении жилых помещений заявителям выдавались много лет назад оперативным управляющим «Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса». Заявителями с согласия собственника дома и оперативного управляющего, своими силами и за свои личные денежные средства были сделаны: капитальный ремонт жилых помещений, перепланировка, переоборудование, в следствии чего, жилые помещения были преобразованы в индивидуальные, изолированные жилые квартиры, которые ещё в 2007 году на законных основаниях муниципальными органами введены в эксплуатацию, что даёт им соответствующее право на данные помещения.
31 марта 2016 года заявителями по почте получено письмо за № 261/07-08 от 28.03.2016 г. от Ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22 в котором сообщалось, что Академия не возражает, если жильцы переселяться в отремонтированные комнаты третьего этажа общежития, укомплектованные мебелью, постельными принадлежностями, другими предметами хозяйственного, культурно-бытового назначения, инвентарём, необходимым для проживания в общежитии, с нормой не менее 6 кв.м на одного проживающего. Далее в письме указывается, что гарантируется: надлежащее содержание жилых помещений, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток и других мест общего пользования, а также придомовой территории; плата за пользование жилой площадью, коммунальными и другими услугами, предоставляемая проживающим в общежитии, производящаяся по установленным ставкам и тарифам; обеспечение надлежащей эксплуатации, своевременный ремонт общежития, бесперебойная работа инженерного оборудования в соответствии с п. п. 2,5,10,11,15 «Положения об общежитиях» и Жилищным кодексом РФ, для приведения комнат 2-го этажа в первоначальное состояние. В связи с вышеизложенным, ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА просит в письме освободить занимаемые заявителями комнаты и явиться в срок до 10 апреля в профком Академии и юридический отдел для заключения договоров найма в общежитии.
Заявители считают данное письмо незаконным, дискриминационным, нарушающим жилищные права и законные их интересы. Они на законных основаниях, проживают в оборудованных индивидуальных, изолированных, комфортабельных, качественно отремонтированных за свой счёт квартирах. Их квартиры оборудованы качественным современным, новым сантехническим оборудованием, новой, современной, кухонной, и передовой культурно-бытовой техникой, оснащены всеми видами связи кабельной связи, соответствуют нормам жилой площади, отвечают требованиям СаНПин, СНиП, выполнена часть капитального ремонта своими силами и за свои личные денежные средства.
Полученное Письмо-требование за № 261/07-08 от 28.03.2016 г. Ректора ФГБОУ ВО ПГСХА ФИО22 переселиться семьям, с малолетними детьми из своих изолированных, индивидуальных, комфортабельных, оборудованных и отремонтированных за свои денежные средства квартир в жилые комнаты общего пользования, на койко-место, с проживанием совместно со студентами, в жилые помещения 3-го этажа, является грубым нарушением Жилищного законодательства РФ, ущемлением прав и законных интересов заявителей, их дискриминацией.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 2, 4, 6, 7, 17, 19, 45, 71, 78, 114, 115 Конституции РФ, ст. ст. 2, 5, 9, 10, 12-15 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» № 59-ФЗ от 2.05.2006 г., ст. ст. 1, 3, 4, 19-26, 41-42, 124-127, 176-181, 218-221, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. ст. 1-2, 12, 16, 19 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями на 23.05.2015 г., п. п. 1, 3, 4, 5.4, 5.12, 8 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008г. N450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" с изменениями, дополнениями на 12.09.2015 г. «Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ» с изменениями, дополнениями на 12.09.2015 г., заявители просят суд признать незаконными действия Аппарата, Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, Консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15, Аппарата Правительства Российской Федерации, Советника РФ 1 класса отдела по работе с обращениями граждан ФИО16, необоснованно направивших обращение от 6.02.2016 г. на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, действия, бездействия руководства которого в этом обращении обжалуются, нарушение требований ст. 8 Закона РФ «О рассмотрении обращений граждан РФ», в Министерство экономического развития Российской Федерации в чью компетенцию не входит разрешение вопросов поставленных в обращении, направление обращения в Министерства к компетенции которых не относится решение вопроса о личном приёме у Председателя Правительства Российской Федерации ФИО26, принятие мер к руководству Минсельхоза Росийской Федерации, нарушающего Конституцию РФ и другие Законы РФ, создавшего волокиту, дискриминацию, не решающего вопрос в отношении его федерального имущества, вывода жилых помещений <данные изъяты> из состава спецжилфонда, федерального имущества, приватизации, давшими ответ от 15.02.2016 г. № А26-02-14535771, ответ от 16.02.2016 г. № И-13690, не отвечающими на вопросы, поставленные в обращении.
Административные истцы просили суд признать незаконным бездействие Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата, Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, не рассмотревшими по существу обращение от 6.02.2016 г., не давшими письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, не решившими вопрос личного приёма у Председателя Правительства Российской Федерации ФИО26, не принявшими меры к прекращению дискриминации, и восстановлению конституционного равенства заявителей, их прав на приватизацию занимаемых ими жилых помещений второго этажа дома <данные изъяты>.
Административные истцы просили обязать Аппарат, Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, Аппарата Правительства Российской Федерации, рассмотреть их обращение от 06.02.2016 г. по существу поставленных в нём вопросов, принять меры к реализации - личного приёма у Председателя Правительства Российской Федерации ФИО26, у Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, вынесению решения об изменении функционального назначения общежития дома <данные изъяты>, признания его многоквартирным жилым домом государственного жилого фонда, исключения его из состава специализированного жилого фонда, перевода, включения в состав обычного государственного жилого фонда, с эксплуатацией, использованием жилых помещений второго этажа по договору социального найма, с регистрацией в Реестре федерального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, заключения договоров соцнайма на жилые помещения второго этажа, принятия решения о приватизации жилых помещений второго этажа в жилом доме <данные изъяты>, заключить с заявителями договора приватизации, восстановления Конституционного равенства, пресечению дискриминации.
Административные истцы просили суд признать незаконными действия Статс-секретаря Заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО19, выразившиеся в направлении ответа от 16.03.2016 г. № ВА-15-26/2984, не отвечающего на поставленные в обращении вопросы.
Административные истцы просили суд признать бездействие Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, Статс-секретаря Заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО19, выразившееся в не рассмотрении по существу вопросов поставленных в обращении от 6.02.2016 г., не дачи ответа на поставленные в обращении вопросы, не решении вопроса личного приёма у Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, не принявшими меры к прекращению дискриминации, к восстановлению конституционного равенства их прав на приватизацию занимаемых ими на законных основаниях жилых помещений второго этажа дома <данные изъяты>.
Административные истцы просили обязать Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18 рассмотреть их обращение от 6.02.2016 г. по существу поставленных в нём вопросов, принять меры к реализации личного приёма у Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, вынесению решения об изменении функционального назначения общежития дома <данные изъяты>, признанию многоквартирным жилым домом государственного жилого фонда, исключению его из состава специализированного жилого фонда, перевода, включению в состав обычного государственного жилого фонда, с эксплуатацией, использованием жилых помещений второго этажа по договору социального найма, с регистрацией в Реестре федерального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, заключению договоров соцнайма на жилые помещения второго этажа, принятию решения о приватизации жилых помещений второго этажа в жилом доме <данные изъяты>, заключению договоров приватизации, восстановлению Конституционного равенства, пресечению дискриминации, устранению препятствий в осуществлении прав и законных их интересов.
Административные истцы просили суд признать незаконными действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, ВРИО Начальника управления организаций промышленного комплекса ФИО17, выразившиеся в направлении ответа от 14.03.2016 г. № 09/9213ж, не отвечающего на поставленные в обращении вопросы.
Административные истцы просили суд признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, не рассмотревшего обращение по существу поставленных в нём вопросов, не принятии мер к устранению нарушений законных прав и интересов заявителей, не дачи по ним полного, надлежащего ответа.
Административные истцы просили суд признать незаконными действия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области ВРИО руководителя ФИО20, выразившиеся в направлении поверхностного, не полного, не отвечающего на поставленные в обращении вопросы ответа от 18.02.2016 г. № 01/ 610.
Административные истцы просили суд признать незаконным бездействие Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, не рассмотревшего по существу поставленные в обращении от 06.02.2016 г. вопросы, не давшего на них полного ответа.
Административные истцы просили суд обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области рассмотреть обращение от 06.02.2016 г. по существу поставленных в нём вопросов, принять меры к реализации их законных прав и интересов.
Административные истцы просили признать суд незаконными действия, Ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22, давшего ответ от 24.02.2016 г. № 250/07-08, не отвечающего на вопросы, содержащиеся в обращении от 06.02.2016 г., не соответствующего требованиям ст. ст. 5, 9, 10 Закона РФ «О рассмотрении обращений граждан РФ», требования в письме за № 261/07-08 от 28.03.2016 г. ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22 о переселении их в жилые помещения 3-го этажа, и заключении на эти помещения, койко-места договора найма в общежитии.
Признать незаконным бездействие Ректора ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» ФИО22, выразившееся в не рассмотрении обращения по существу, в не разрешении поставленных в обращении вопросов, в не даче на них ответа.
Железнодорожный районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
Определением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 08 июля 2016 года производство по делу по административному иску ФИО1, ФИО24, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л, Л1., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Н., ФИО13, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш., ФИО14 в части требований к ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», ректору ФИО22 о признании незаконными действий (бездействия), ответов, возложении обязанности устранить нарушения законных прав и интересов, прекращено.
В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) административные истцы просят отменить решение как незаконное, указывая на то, что выводы в решении суд сделал необоснованные, основанные на неправильном толковании норм материального права. Решением суд лишил их права на прием в Правительстве РФ, Министром сельского хозяйства РФ. Не получили истцы ответа на их вопрос о разрешении им приватизации занимаемых жилых помещений. В своих исковых требованиях истцы просили признать действия, бездействия, ответы на их обращения ответчиков незаконными, поскольку их обращения по существу поставленных в них вопросов не рассмотрены и по ним не даны ответы, а не просили возложить на ответчиков обязанности принять положительные решения по их (истцов) требованиям.
В возражениях начальник отдела по работе с обращениями граждан Департамента Правительства Российской Федерации С.Костянов против апелляционной жалобы возражал, просил жалобу оставить без удовлетворения, решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 08 июля 2016 года оставить без изменения.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО24, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 не явились. О дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили.
В судебное заседание представители: Администрации Президента Российской Федерации, Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, консультант департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15, Аппарата Правительства Российской Федерации, советник Российской Федерации 1 класса отдела по работе с обращениями граждан ФИО16, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, ВРИО начальника управления организации промышленного комплекса ФИО17, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министр сельского хозяйства Российской Федерации ФИО18, Статс-секретарь заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО19, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, ВРИО руководителя ФИО20 не явились. О дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9,11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
10. В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации).
В соответствии со ст. 8 ч. 3, ст. 10, ст. 13 ч. 1, 5 указанного закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, суд первой инстанции, отказывая административным истцам в удовлетворении их требований, установил и обоснованно исходил из того, что ответ Управления президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций № А26-02-14535771 от 15.02.2016 г. за подписью консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций ФИО15 соответствует требованиям закона и не нарушает прав и свобод административных истцов, поскольку в соответствии с Указом президента РФ от 17.02.2010 г. № 201 утверждено Положение об Управлении, в соответствии с которым работники Управления наделены правом рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ. В соответствии с предоставленными полномочиями, работники Управления осуществляют контроль и информируют граждан о рассмотрении их письменных обращений по вопросам, отнесенным к компетенции Главы государства.
Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.
В случае поступления письменных обращений граждан, не входящих в сферу ведения Президента РФ и его Администрации, обращения направляются в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина (граждан), направившего обращение, что и было выполнено Управлением в соответствии с требованиями закона.
Согласно ст. 1, 10 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство, в котором государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Материалами дела установлено, что вопросы, поставленные в обращении истцов, не относятся к компетенции Президента Российской Федерации, его Администрации, в связи с чем обращение истцов обосновано было направлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, где оно было разрешено в установленном законом порядке и сроки.
Материалами дела установлено, что ответ Аппарата Правительства Российской Федерации № И-13690 от 16.02.2016 г. за подписью Советника Российской Федерации 1 класса отдела по работе с обращениями граждан ФИО16 соответствует требованиям закона.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Статьей 1 указанного закона установлено, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 24, 27 этого же закона Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу.
На Аппарат Правительства Российской Федерации возложены функции по обеспечению деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации (далее РФ) от 01.06.2004г. № 260 утвержден Регламент Правительства РФ.
Порядок работы с обращениями граждан, поступившими в адрес Правительства РФ, установлен разделом 9 Регламента Правительства РФ.
В соответствии с п. 127 указанного Регламента работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство РФ, организует Аппарат Правительства РФ.
Обращение в зависимости от содержания направляется Аппаратом Правительства РФ для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы.
В соответствии с п.п. 6, 7, 8, 10, 11 Регламента правительства РФ в Правительстве подлежат рассмотрению проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства, - проекты других актов, а также проекты заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов.
По поручению (указанию) Президента РФ, а также предложениям членов Правительства, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ или Правительство, в Правительстве могут рассматриваться другие документы по вопросам, не требующим принятия соответствующих актов.
Рассмотрением в Правительстве проектов актов и других документов для целей настоящего Регламента является их рассмотрение на заседаниях Правительства и без созыва заседаний Правительства, на заседаниях координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства, одного из заместителей Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства, а также рассмотрение Председателем Правительства или его заместителями на совещаниях или единолично.
Проекты актов и другие документы, указанные в пункте 6 настоящего Регламента, могут вноситься на рассмотрение в Правительство членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на проекты федеральных законов могут вноситься на рассмотрение в Правительство статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Проекты актов по вопросам, отнесенным к ведению Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, могут вноситься на рассмотрение в Правительство указанными Комиссиями.
В Правительстве также рассматриваются поручения и указания Президента Российской Федерации, проекты актов и другие документы, направленные в установленном порядке в Правительство Администрацией Президента Российской Федерации.
Обращения в Правительство, не предусмотренные пунктом 6 настоящего Регламента или внесенные руководителями органов, не указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Регламента, направляются Аппаратом Правительства в органы государственной власти и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия решений в соответствии с их полномочиями.
Обращения в Правительство, содержащие предложения о принятии федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, других решений Правительства, направляются в федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, в соответствии со сферами ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Указанные органы проводят проработку обращений, принимают в пределах своей компетенции соответствующие решения, при необходимости вносят в Правительство в установленном порядке проекты актов, по которым требуется решение Правительства, и о результатах рассмотрения информируют заявителей.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004г. № 260 утверждено также и Положение об Аппарате Правительства РФ.
В соответствии с п.п. «и» п. 4 указанного Положения об Аппарате Правительства РФ Аппарат Правительства РФ рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.
Ответ на обращение истцов был переадресован в Минэкономразвития РФ и Минсельхоз РФ, о чем истцы были уведомлены в установленном законом порядке и сроки.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» Министр входит в состав Правительства РФ.
В соответствии с п. 125 Регламента правительства РФ Правительство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок. В этих целях правительство организует прием граждан членами Правительства и иными должностными лицами и работу с письменными обращениями.
Пунктом 126 указанного Регламента определено, что прием граждан членами Правительства ведется в установленные дни недели по графикам, ежеквартально утверждаемым заместителем Председателя Правительства – Руководителем Аппарат Правительства. Запись на прием и организация исполнения решений по результатам приема граждан возлагается на органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит рассмотренные вопросы.
Ежеквартально утверждаемый график приема граждан членами Правительства РФ размещается на официальном сайте Правительства РФ в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Перечнем информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети интернет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.11.2009г. № 953.
Прием Министром сельского хозяйства РФ ФИО18 в 2016г. был организован в соответствии с графиком, утвержденным Заместителем Председателя Правительства РФ – Руководителем Аппарата Правительства РФ ФИО30, который размещен в установленном порядке на сайте Правительства РФ и который состоялся 29.01.2016г., при этом до указанной даты с просьбой о записи на личный прием к Министру сельского хозяйства РФ истцы в Аппарат Правительства РФ не обращались.
Право истцов на личный прием, установленное ст. 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не было нарушено, поскольку согласно положениям Регламента Правительства Российской Федерации, личный прием граждан в соответствии с графиком приема, установленным в соответствии с упомянутым Регламентом, председателем Правительства РФ не ведется.
Таким образом, обращение истцов в Аппарат Правительства РФ было рассмотрено в соответствии с полномочиями Аппарата правительства РФ в установленном законом порядке и сроки.
Материалами дела установлено, что ответ Министерства сельского хозяйства РФ № ВА-15/26/2984 от 16.03.2016г. за подписью Статс-секретаря-заместителя министра ФИО19 соответствует закону.
В соответствии с п. 5.12 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства РФ от 12.06.2008 г. № 450, Министерство организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Обращение истцов было рассмотрено и в установленный срок на него был дан ответ, в котором истцы были проинформированы о прекращении с ними переписки, в связи с неоднократными направлениями в их адрес писем с исчерпывающими ответами, что подтверждается письмами от 05.12.2013 г. № 13/2632, от 11.08.2014 г. № 13/1738, от 01.10.2014 г. № АП-13-26/13032, от 03.03.2015 г. № 13-В-1496/ог, от 10.07.2015 г. № 13-В-6495/ог, от 02.09.2015 г. № 15/1125, от 08.10.2015 г. № 15-В-8969/ог, от 11.09.2015 г. № 15/1177, от 19.10.2015 г. № 7/685, от 11.11.2015 г. № 15/1503, от 08.10.2015 г. № 15/1323, от 10.11.2015 г. № 15/1496, от 17.12.2015 г. № 15/1685.
В соответствии с Административным регламентом Министерства сельского хозяйства РФ по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок», утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.04.2009 г. № 165, личный прием граждан осуществляется руководством Минсельхоза России и директорами департаментов Министерства по графику личного приема граждан, который доводится до сведения через информационный стенд и информационный терминал, находящиеся на входе в Министерство, а также доступен на официальном интернет-ресурсе Министерства в подразделе «Обращения граждан» раздела главного меню «Министерство». Личный прием граждан может быть произведен непосредственно при приходе гражданина в Министерство по адресу: <...>.
В соответствии с графиком, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ – Руководителем Аппарата Правительства РФ ФИО30, личный прием Министром сельского хозяйства РФ ФИО18 представителя истцов адвоката Лукьяновой Е.Н состоялся 29.01.2016г.
До указанной даты с просьбой о записи на личный прием к Министру сельского хозяйства РФ истцы не обращались.
Кроме того, личный прием представителя истцов адвоката Лукьяновой Е.Н. по оспариваемому вопросу осуществлялся 28.08.2014 г. Статс-секретарем-заместителем Министра сельского хозяйства РФ ФИО31, 14.08.2015г. – Статс-секретарем – заместителем Министра сельского хозяйства РФ ФИО19, по результатам которых истцам были направлены ответы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае, права и свободы истцов не нарушены, поскольку между ними и Минсельхозом России на протяжении длительного времени ведется переписка по одним и тем же вопросам, осуществлялся личный приём уполномоченными Министром сельского хозяйства РФ лицами.
Материалами дела установлено, что ответы Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ № 09/9213пс от 14.03.2016 г., за подписью Врио начальника Управления организаций промышленного комплекса ФИО17 и Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области № 01/610 от 18.02.2016 г. за подписью Врио руководителя ФИО32 соответствуют требованиям закона.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.п. 1, 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008г. № 374 Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Отдельные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальный орган осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Агентством.
Объекты собственности, закрепленные за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.05.1992г. № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования» не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования и науки РФ.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.2006г. № 125-ФЗ, каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего фонда жилищного фонда высшего учебного заведения.
При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий.
Как установлено, в своих ответах как Росимущество, так и Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, данных в установленном законом порядке и сроки, указывали на то, что решение вопроса о приватизации жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты>, закрепленных за ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» и исключении данных жилых помещений из специализированного жилищного фонда находится в ведении Минсельхоза России.
Судебная коллегия полагает, исходя из анализа доказательств, собранных по материалам дела, что несогласие административных истцов с содержанием данных им ответов административными ответчиками само по себе не свидетельствует о нарушении их (истцов) прав и законных интересов. Требования истцов о возложении на ответчиков обязанности принять положительные решения по их требованиям обоснованнно судом не удовлетворены, поскольку в компетенцию суда в рамках данного дела не входит решение вопроса о возложении обязанности на ответчиков приватизировать жилые помещения, передать их в муниципальный фонд и заключить с ними договора социального найма жилых помещений.
То обстоятельство, что административные истцы ожидали от должностных лиц другого ответа, применительно к вышеуказанным нормам закона, правового значения по настоящему делу не имеет.
Доводы апелляционных жалоб (основной и дополнительной) о том, что ответы административными ответчиками даны некачественные и не в полном объеме не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Из представленных ответчиками писем следует, что переписка между истцами и ответчиками ведется длительное время, в адрес истцов неоднократно направлялись мотивированные письма с разъяснениями позиции ответчиков и ссылками на законодательные акты.
Не согласие истцов с позицией ответчиков по спорным вопросам приватизации жилых помещений в общежитии, не может свидетельствовать о незаконности их действий или бездействия.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, Аппарат Правительства РФ, Минсельхоз РФ должны были в своих ответах разъяснить им основания для отказа в личном приеме председателем Правительства РФ ФИО26 и Министром сельского хозяйства РФ ФИО18 либо записать на прием к другим должностным лицам, судом не принимаются во внимание, поскольку указанная информация является общедоступной, размещена на официальных интернет-сайтах указанных ведомств.
Кроме того, представитель административных истцов Лукьянова Е.Н. неоднократно встречалась с уполномоченными должностными лицами Минсельхоза РФ, позиция руководства министерства до истцов доводилась и не изменилась до настоящего времени.
Иные доводы жалоб судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку данные доводы не опровергают правильность выводов суда, направлены на их переоценку и не содержат предусмотренных ст. 310 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 08 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (основную и дополнительную) ФИО1, ФИО24, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л., Л1., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Н., ФИО13, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш., ФИО14 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи