ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-45844/2017 от 27.02.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Ермаков Ю.Б. Дело № 33а-4902/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2018 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.,

судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.,

по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,

при секретаре Маркиной И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елпаевой <...> к административному ответчику администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – администрации МО Гулькевичский район по доверенности Савиной Ю.В. на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 04 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

Установила:

Административный истец Елпаева Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным решения об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство и об обязании административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта распределительный газопровод низкого давления по <...> от <...> до границы земельного участка №<...> г. Гулькевичи, газопровод - ввод низкого давления к жилому дому №<...> по <...>. В обоснование требований административный истец указала, что на основании договора аренды земельного участка от 14 декабря 2015 года №<...> и соглашения о переходе прав арендатора от 02 мая 2017 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> Градостроительный план земельного участка утвержден постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 29 мая 2017 года № 636. Техническими условиями АО «Газпром газораспределение Краснодар» на подключение /технологическое присоединение/ газопровода к газораспределительной сети предусмотрено строительство распределительного газопровода низкого давления по <...> от <...> до границы земельного участка № <...> в г.Гулькевичи не позднее 4 кв. 2019 года. Проектная документация, необходимая для строительства газопровода низкого давления, была подготовлена специализированной проектной организацией - ООО «Никона» и с соответствующим заявлением подана в администрацию муниципального образования Гулькевичский район для выдачи разрешения на строительство. Письмом от 28 июля 2017 года № 862 отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство /реконструкцию/ ввиду отсутствия схемы планировочной организации земельных участков, в пределах которых будет проложен газопровод низкого давления. Однако административным ответчиком не было учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2017 года № 269 установлено, что для выдачи разрешения на строительство испрашиваемого объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Елпаева Л.П. просила удовлетворить её исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО Гулькевичский район по доверенности Савина Ю.В. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Краснодар» по доверенности Хакунов Р.А. полагался на усмотрение суда.

Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 04 октября 2017 года требования Елпаевой Л.П. к административному ответчику администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство удовлетворено. Признано незаконным решение администрации муниципального образования Гулькевичский район от 28 июля 2017 года № 862 об отказе в выдаче разрешения на строительство /реконструкцию/. На администрацию муниципального образования Гулькевичский район возложена обязанность выдать разрешение на строительство объекта распределительный газопровод низкого давления по <...> от <...> до границы земельного участка №<...> г.Гулькевичи, газопровод - ввод низкого давления к жилому дому №<...> по <...>.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель административного ответчика - администрации МО Гулькевичский район по доверенности Савина Ю.В., считая решение суда незаконным и необоснованным, немотивированным, просит его отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции были неверно определены обстоятельства, имеющие значения для административного дела. Так, вопреки требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, административный истец не приложил полный пакет документов, а также не оформил правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором проектируется газопровод. Проект планировки территории не утверждался, соответственно схема планировочной организации земельного участка также не разрабатывалась. Полагает, что строительство распределительного газопровода с последующим строительством газопровода-ввода не подпадает под сферу действия постановления Правительства от 07 марта 2017 года № 269. Считает, что принятый ответчиком отказ в выдаче разрешения на строительство основан на нормах действующего законодательства, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - администрации МО Гулькевичский район по доверенности Савина Ю.В. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила решение суда отменить.

Административный истец Елпаева Л.П. и её представитель по ордеру адвокат Шахов В.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Краснодар», извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства от него не поступило.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившегося участника процесса, судебная коллегия в соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки участника процесса не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.

Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий /бездействия/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего /далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями/, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия /бездействие/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.п. 2, 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; необходимы установление, изменение или отмена красных линий; необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу /за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов/; планируются строительство, реконструкция линейного объекта /за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов/. Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

На основании ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 1.1/ при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти /государственным органом/, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного /муниципального/ заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2/ градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3/ материалы, содержащиеся в проектной документации: а/ пояснительная записка; б/ схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в/ схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г/ архитектурные решения; д/ сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения /технологического присоединения/ проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е/ проект организации строительства объекта капитального строительства; ж/ проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; з/ перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 4/ положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства /применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса/, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2017 года № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, который вступает в силу с 1 июля 2017 года. Согласно указанному перечню одним из случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, является строительство и реконструкция газопровода с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии /наименьшее расстояние/, составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений.

Из материалов дела следует, что Елпаева Л.П. на основании договора аренды земельного участка от 14 декабря 2015 года №<...> и соглашения о переходе прав арендатора от 02 мая 2017 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г.<...>

Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 29 мая 2017 года № <...> был утвержден градостроительный план земельного участка площадью <...> кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу <...>

В разделе 5 указанного Градостроительного плана содержится информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения газоснабжения в соответствии с Техническим условиями АО «Газпром газораспределение Краснодар» от 21.08.2015 года № <...>

Согласно Техническим условиям на подключение /технологическое присоединение/ газопровода к газораспределительной сети АО «Газпром газораспределение Краснодар» от 02.06.2017 года, предусмотрено строительство распределительного газопровода низкого давления, газопровод-ввод по улице Центральная от улицы Новороссийская до границы земельного участка № <...> в г. Гулькевичи не позднее 4 кв. 2019 года.

17 июля 2017 года Елпаева Л.П. обратилась в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство /реконструкцию/ распределительного газопровода низкого давления по <...> от <...> до границы земельного участка № <...> в г. Гулькевичи, при этом к заявлению была приложена проектная документация, выполненная ООО «НИКОНА» от 2017г.

Согласно письму начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район от 28 июля 2017 года № 862 Елпаевой Л.П. отказано в выдаче разрешения на строительство /реконструкцию/ ввиду непредоставления истицей всех необходимых документов, предусмотренных ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Учитывая положения Постановления Правительства РФ от 07 марта 2017 №269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что основания отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства не соответствуют требованиям указанного нормативного акта, в связи с чем решение административного ответчика нельзя признать законным и обоснованным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, оснований полагать, что решение суда основано на доказательствах, не отвечающим признакам относимости и допустимости (договор аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и градостроительный план), не имеется, доказательств в подтверждение своих доводов административным ответчиком не приведено.

При таких обстоятельствах, вынесенное судом первой инстанции решение соответствует нормам закона, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика не имеется.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судом соблюдены положения, предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве, в соответствии обстоятельствами административного дела точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену обжалуемого постановления суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь статьей 307 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 04 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации МО Гулькевичский район по доверенности Савиной Ю.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.03.2018 года