ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4591/19 от 18.06.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Егоров Д.К.

Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-4591/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2019 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского поселения Белореченского муниципального образования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по формированию земельного участка под многоквартирным домом с придомовой территорией, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Усольского городского суда Иркутской области от 3 апреля 2019 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что ФИО1 на праве собственности на основании договора передачи квартиры (дома) в собственность граждан от 03.11.2004 за № 2023 принадлежит квартира, общей площадью 35,03 кв.м, расположенная по адресу: <адрес изъят>, условный Номер изъят. Принадлежащая ей квартира расположена в трёхквартирном жилом доме, который является многоквартирным.

Административным истцом 03.12.2018 в администрацию городского поселения Белореченского муниципального образования было подано заявление о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с необходимой для его эксплуатации и обслуживания придомовой территорией, для последующего предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме. До настоящего времени формирование земельного участка администрацией не произведено. ФИО1 письмом от 27.12.2018 за № 2988 администрацией сообщено, что в связи с отсутствием в 2018 году в бюджете городского поселения Белореченского муниципального образования средств, работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом с постановкой на государственный кадастровый учёт запланированы на 1-2 квартал 2019 года. Несмотря на то, что с момента подачи заявления о формировании земельного участка прошло более трёх месяцев, администрацией никаких действий, направленных на формирование и постановку на государственный кадастровый учёт испрашиваемого земельного участка не предпринимается. ФИО1 неоднократно обращалась в органы муниципального управления с заявлениями о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, в котором расположена её квартира, однако до настоящего времени вопрос по существу так и не разрешён. При этом ссылка администрации в письме от 27.12.2018 на отсутствие в 2018 году в бюджете городского поселения Белореченского муниципального образования средств, не является основанием для освобождения органа муниципального управления от обязанности по формированию земельного участка в разумные сроки.

Просила суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения Белореченского муниципального образования, выразившееся в неформировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес изъят> в <адрес изъят>, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений данного дома; обязать администрацию городского поселения Белореченского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путём совершения действий по рассмотрению заявления от 03.12.2018 о формировании земельного участка и принять меры по формированию земельного участка, на котором расположен названный дом, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 03.04.2019 в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

Не согласившись с постановленным решением суда, административный истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой, повторяя доводы административного иска, указала на несоответствие нормам материального и процессуального права вывода суда первой инстанции о том, что с момента поступления 03.12.2018 в адрес администрации городского поселения Белореченского муниципального образования заявления ФИО1 о формировании земельного участка и до момента рассмотрения настоящего административного дела со стороны административного ответчика не было допущено незаконного бездействия.

Просит решение Усольского городского суда Иркутской области от 03.04.2019 по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу глава Белореченского муниципального образования ФИО2 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Административный ответчик администрация городского поселения Белореченского муниципального образования суда в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения административного истца ФИО1, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда пришла к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, имел ли административный ответчик полномочия на принятие оспариваемого решения, соблюден ли порядок его принятия, соответствуют ли нормативным актам основания для принятия оспариваемого решения и его содержание.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес изъят>.

ФИО1 обратилась к главе администрации городского поселения Белореченского муниципального образования ФИО2 03.12.2018 с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с необходимой для его эксплуатации и обслуживания придомовой территорией, по адресу: <адрес изъят>, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Письмом главы администрации городского поселения Белореченского муниципального образования № 2988 от 27.12.2018 ФИО1 дан ответ, согласно которому работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом с постановкой на кадастровый учёт запланированы на 1-2 квартал 2019 года.

Правовая позиция Конституционного Суда российской Федерации, изложенная в постановлении от 28.05.2010 № 12-П о том, что обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе неуполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которое ссылается административный истец, выводов суда не опровергает.

Судом первой инстанции установлено, что согласно протоколу заседания от 06.12.2018, комиссией по земельным вопросам при администрации городского поселения Белореченского муниципального образования на повестке дня было рассмотрено поступившее от ФИО1 заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес изъят>.

По итогам рассмотрения принято решение сформировать указанный земельный участок, также запланирован ряд мероприятий для проведения работ по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка; запрос не менее трех коммерческих предложений для размещения муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; планирование финансирования в бюджете городского поселения Белореченского муниципального образования, путём включения в муниципальную программу «Муниципальное хозяйство на территории городского поселения Белореченского муниципального хозяйства на 2018-2021 годы» мероприятия по формированию земельного участка; составление заявки на размещение закупок для обеспечения муниципальных нужд; произведение расчёта начальной (максимальной) цены муниципального контракта на выполнение работ; составление технического задания для размещения муниципальных закупок; включение в план-график и план закупок, размещение муниципальной закупки в форме аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; заключение по результатам аукциона муниципального контракта; принятие работ и составление акта приемки работ; подготовка постановления; сдача документов для постановки на государственный кадастровый учёт.

Во исполнение данного решения комиссии 18.12.2018 на кадастровом плане территории была подготовлена и утверждена главой Белореченского муниципального образования схема расположения земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, скриншотами с сайта закупок (позиция «Выполнение работ по формированию земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учет» в план графике) подтверждены действия административного ответчика по началу проведения последующего этапа работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом в рамках муниципального заказа за счет средств местного бюджета с проведением конкурса и с заключением муниципального контракта на данный вид работ.

Разрешая спор, суд правильно определил правоотношения сторон и установил все юридически значимые обстоятельства. Нормы материального права применены судом правильно. Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичны доводам административного иска, которые исследованы судом полно, всесторонне и объективно, оснований не согласиться с оценкой суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Оснований предусмотренных для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 КАС РФ судебной коллегией также не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 3 апреля 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин