Судья: < Ф.И.О. >2 Дело <...>а-4592/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >3,
судей < Ф.И.О. >13, < Ф.И.О. >4
по докладу судьи < Ф.И.О. >13
при секретаре < Ф.И.О. >5
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к администрации муниципального образования город - курорт Геленджик о признании незаконным решений, действий (бездействия) в части отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности устранить нарушения по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к администрации МО город - курорт Геленджик, о признании не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца - отказ в расторжении договора <...> аренды земельного участка, предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, площадью 404 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: < Ф.И.О. >15, выраженный в ответах за подписью заместителя главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >6<...> от <...>; за подписью первого заместителя главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >7<...> от <...>; за подписью заместителя главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >8<...> от <...>; за подписью главы муниципального образования город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >9<...> от <...>; признании не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца - отказ в заключении договора купли- продажи вышеуказанного земельного участка, выраженный в соответствующих ответах; возложении на главу муниципального образования город-курорт Геленджик обязанности расторгнуть договор <...> аренды земельного участка, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу; возложении на главу муниципального образования город-курорт Геленджик обязанности заключить с < Ф.И.О. >1 договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью < Ф.И.О. >17 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: < Ф.И.О. >16, установив цену по состоянию на <...> в соответствии с п.3.1, постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от <...><...> «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории муниципального образования город - курорт Геленджик», в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик воздержаться от начисления и требований погашения задолженности по арендной плате, пене, за период - после <...>, в связи с тем, что было подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка <...>, а также воздержаться от требований по выплате денежных средств в сумме < Ф.И.О. >18 рублей, за досрочное расторжение договора аренды земельного участка, а также воздержаться от поддержания в суде заявленных исковых требований о взыскании задолженности по договору аренды.
В обоснование своих требований административный истец указал, что, по итогам аукциона между < Ф.И.О. >1 и администрацией МО город - курорт Геленджик, <...> заключен договор <...> аренды земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, площадью 404 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: < Ф.И.О. >19, сроком на 20 лет, зарегистрированный в установленном законом порядке <...>, о чем сделана запись регистрации <...>. Так, на арендуемом земельном участке ним (административным истцом) возведен жилой дом (кадастровый <...>), право собственности на который зарегистрировано в порядке, установленном законодательством, о чем <...> сделана регистрационная запись <...>. Далее, <...> он обратился в МФЦ <...> с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - предоставление земельного участка с кадастровым номером < Ф.И.О. >20 в собственность, под зданием - жилым домом, в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ. При этом, на ранее поданное заявление о приведении договора аренды в соответствие с требованиями законодательства и исключении из него пунктов 8.5, 8.6 получен отказ, который, как и другие обжалованы в порядке подчиненности, с указанием на расторжение договора аренды и заключении с ним договора купли - продажи земельного участка. На все обращения получены отказы, выраженные в ответах за подписью должностных лиц. В обоснование принятых решений, должностными лицами в обжалуемых ответах излагаются аналогичные доводы, что исключение из договора <...> аренды земельного участка пунктов 8.5,8.6 не представляется возможным, так как муниципальное образование город-курорт Геленджик рассчитывает получать арендную плату в течении 20 лет, планируя долгосрочные бюджетные обязательства и доходную часть бюджета муниципального образования. Также приводится анализ ряда норм гражданского и земельного законодательства, о том, что включение в договор особого условия - внесение денежных средств в размере равном арендной плате за оставшийся срок аренды, для досрочного немотивированного (т.е. при отсутствии вины арендодателя) расторжения договора в одностороннем порядке, не противоречит положениям статей 329, 421 Гражданского кодекса РФ. Полагает, что указанные действия должностных лиц администрации являются незаконными, а изложенные в ответах выводы - ошибочны, так как основаны на неверном толковании законодательства, что подтверждается ответом руководителя управления УФАС России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >10 от <...><...>, в связи с чем, ссылаясь на нарушение со стороны органа местного самоуправления положений ст. 39.20 ЗК РФ, ч. 2 ст. 610, п. 1 ст. 422, ст. 168, 180 ГК РФ, разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление администрации город-курорт Геленджик от <...><...>, которым утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены здания сооружения, в собственность в аренду», обратился в суд.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от <...> в удовлетворении административного искового заявления < Ф.И.О. >1 к администрации муниципального образования город - курорт Геленджик о признании незаконным решений, действий (бездействия) в части отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности устранить нарушения отказано.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город - курорт Геленджик по доверенности < Ф.И.О. >11 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. < Ф.И.О. >1 не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом. Направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по итогам аукциона между < Ф.И.О. >1 и администрацией МО город - курорт Геленджик <...> заключен договор <...> аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, площадью < Ф.И.О. >22 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: < Ф.И.О. >21, сроком на 20 лет, зарегистрированный в установленном законом порядке <...>, о чем сделана запись регистрации <...>. Категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство.
< Ф.И.О. >1, во исполнение условий договора, на основании разрешения на строительство от <...>, возвел на указанном земельном участке жилой дом, право собственности на который зарегистрировал <...>.
Согласно выписки ЕГРН от 08.09.2017г. и от 10.01.2018г. разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером < Ф.И.О. >23, расположенный по адресу: <...>, б/н – индивидуальное жилищное строительство. < Ф.И.О. >1 является собственником жилого дома с кадастровым номером < Ф.И.О. >24
<...> административный истец обратился в МФЦ <...> с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:40:0408063:88 в собственность, под зданием - жилым домом, в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ
Письмом администрации МО город - курорт Геленджик < Ф.И.О. >1 отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
При этом в качестве обоснования для отказа в предоставлении муниципальной услуги указано, что для предоставления спорного земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи < Ф.И.О. >1 необходимо выполнить пункт 8.5 договора, т.е. внести арендную плату за оставшийся период действия договора аренды земельного участка < Ф.И.О. >25 рублей. Однако, поскольку данные действия со стороны < Ф.И.О. >1 не выполнены, то у органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в собственность.
Суд первой инстанции посчитал данный отказ органа местного самоуправления, выраженный в обжалуемых ответах, основаным на требованиях действующего законодательства РФ, и условиях договора, и не нарушающих права и законные интересы < Ф.И.О. >1
Также суд пришел к выводу, что оспаривание отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность и расторжении договора аренды, без установленного в законном порядке права собственности < Ф.И.О. >1 на жилой дом, расположенный на указанном участке, с целью реализации сопутствующего ему исключительного права на выкуп спорного земельного участка в порядке административного судопроизводства, без оспаривания в самостоятельном порядке ранее заключенного договора аренды, не может послужить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом районного суда по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ЗК РФ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, однако в оспариваемом отказе администрации МО <...> не содержится оснований для отказа перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Кроме того, по смыслу подпункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса наличие права аренды в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не препятствует осуществлению исключительного права на приобретение земельных участков в собственность гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если арендатор по договору и обладатель указанного исключительного права совпадают в одном лице.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела установлено, при принятии администрацией город-курорт Геленджик оспариваемого административным истцом решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов не были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для его принятия, а именно - федерального земельного законодательства.
По требованию должностных лиц Администрации, < Ф.И.О. >1 как арендатор земельного участка, оплатив арендную плату (< Ф.И.О. >27 руб.), после завершения строительства жилого дома, при выкупе в собственность земельного участка, должен выплатить администрации денежных средства в размере равном арендной плате за оставшийся срок аренды (< Ф.И.О. >28 руб.), многократно превышающую кадастровую стоимость земельного участка (< Ф.И.О. >26.)
Однако судом первой инстанции при принятии решения по настоящему административному делу этим обстоятельствам не было дано надлежащей правовой оценки, в результате чего в удовлетворении административного иска < Ф.И.О. >1 отказано при фактическом отсутствии к этому оснований.
При таких данных, решение районного суда, не учитывающее вышеизложенного, в силу части 2 статьи 310 КАС РФ, согласно которой основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, подлежит отмене, поскольку законным и обоснованным (статья 176 КАС РФ) не является.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от <...> отменить. Принять по делу новое решение;
- Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца отказ в расторжении договора <...> аренды земельного участка, предоставленного < Ф.И.О. >1 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, площадью 404 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: 23:40:0408063:88, данный в ответах Администрации: заместителем главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >6<...> от <...>; первым заместителем главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >7<...> от <...>; заместителем главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >8<...> от <...>; главой муниципального образования город- курорт Геленджик < Ф.И.О. >12<...> от <...>.
- Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца отказ в заключении с < Ф.И.О. >1 договора купли-продажи данного земельного участка, предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, площадью 404 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: 23:40:0408063:88, данный в ответах Администрации: заместителем главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >6<...> от <...>; первым заместителем главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >7<...> от <...>; заместителем главы МО город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >8<...> от <...>; главой муниципального образования город-курорт Геленджик < Ф.И.О. >12<...> от <...>.
- Обязать муниципальное образование город-курорт Геленджик расторгнуть договор <...> аренды земельного участка, предоставленного < Ф.И.О. >1 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>, площадью 404 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: 23:40:0408063:88, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.
- Обязать муниципальное образование город-курорт Геленджик заключить с < Ф.И.О. >1 договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 404 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером: 23:40:0408063:88, установив цену по состоянию на <...> в соответствии с п.3.1, постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от <...><...> «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории муниципального образования город - курорт Геленджик», в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.05.2019г.
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29
< Ф.И.О. >29