ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4597/2017 от 14.06.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 33а-4597/2017

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - С.В. Яковлева,

судей В.В. Агина, О.В. Хожаиновой,

при секретаре А.О. Ёна

при участии ФИО1, ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, ФИО3 к начальнику отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым ФИО2, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, заинтересованные лица начальник отдела по межнациональным отношениям и обустройству репрессированных народов Крыма Администрации города Ялта Республики Крым, обслуживающий кооператив «Аутка» о понуждении совершить определенные действия по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.02.2017 г. по делу № 2а-751/2017, которым отказано в удовлетворении иска.

Выслушав пояснения ФИО1, ФИО3, доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 ( далее ФИО1), ФИО3 (далее ФИО3) обратились в суд с иском к начальнику отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым ФИО4 ( далее ответчик), в котором просили обязать ответчика произвести регистрацию согласованных с главным архитектором города земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, «<адрес> и по <адрес> в двухдневный срок.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.02.2017 г. по делу № 2а-751/2017 ( судья Кононова Ю.С.) отказано в удовлетворении иска.

Не согласившись с указанным решением суда, ФИО6, ФИО3 подали апелляционную жалобу, в которой просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований.

В судебном заседании, которое состоялось 14.06.2017 г. ФИО6 и ФИО3 настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, указали, что судом первой инстанции принято решения без неправильной оценке всех обстоятельств дела, без учета того, что из-за отказа ответчика они не могут осуществить завершение оформления права собственности на предоставленные им земельные участки. Другие участники процесса явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о днях и времени их проведения были извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, выслушав мнение ФИО6 и ФИО3, принимая во внимание уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст.226КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав судью-докладчика, пояснения ФИО6 и ФИО3, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что решением 22-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета № 380 от 18.12.2008 г. было дано разрешение ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0600 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского Совета.

Решением 22-й сессии 5-го созыва Ялтинского городского совета № 381 от 18.12.2008 г. ФИО3 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0600га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского Совета.

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

П. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).

Ст.29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Закон Республики Крым № 38- ЗРК от 31.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Ст.1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В ст.13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в ч. 2 и 3 ст. 3 настоящего Закона.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( ч.5 ст. 13 Закона №38-ЗРК).

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 г. утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок № 313).

В соответствии с п.4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее разрешение на разработку документации).

В соответствии с п. 5 Порядка № 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в п.п. 6, 7 Порядка № 313.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19.11.2014 г. N 78, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.

Решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30.03.2015 г. были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37), п.4 которого определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее Департамент).

В соответствии с п. 8 Правил №37 в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:

1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.

Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.

2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО1 18.10.2016 г. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, , ФИО11.С. 25.10.2016 г. также обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, .

Судом первой инстанции установлено ( и это не опровергается истцами), что Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта во исполнение положений Закона № 38-ЗРК, Порядка №313,, а также Правил№37 были направлены межведомственные запросы в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта.

Начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта за подписью ФИО5 был подготовлен ответ на указанный запрос, исполнителем которого указана ФИО4- ответчик по настоящему делу, в котором сообщалось, что по данным отдела геодезии и картографии границы земельных участковов, заявления о завершении оформления права на которые поданы ФИО3 и ФИО1, накладываются на границы зарегистрированных ранее земельных участков. Ответ аналогичного содержания был направлен начальником Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта 26.12.2016 г. в адрес истцов.

Судом первой инстанции установлено, что при рассмотрении Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта межведомственного запроса, поступившего от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта относительно земельных участков, заявления о завершении оформления права на которые поданы ФИО3 и ФИО1, было выявлено их наложение на земельный участок, проектируемый к отводу Обслуживающему кооперативу «Аутка» на основании решения Ялтинского городского Совета № 168 от 26.09.2006 г., которым последнему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 1,4 га, по адресу: г. Ялта, выше объездной дороги, в районе микрорайона Аутка, напротив АЗС «ТНК», сведения о котором были ранее внесены в дежурную схему на основании зарегистрированного Технического отчета по топогеодезическим работам для установления границ землепользования этим участком.

В материалах дела имеется копия Должностной инструкции начальника отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Ялты Республики Крым, утвержденной 31.12.2014 г. начальником Департамента, согласно п.3.19 которой должностное лицо осуществляет ведение дежурной схемы выполненных топографо – геодезических работ лицензированными проектно – изыскательскими предприятиями и другими организациями на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Приказом Роскартографии от 29.06.1999 N 86-пр утверждена Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ, п.1.2.1 которой указано, что контроль геодезических, топографических и картографических работ осуществляются в процессе внутриведомственного контроля и в процессе государственного надзора за исполнением геодезических, топографических и картографических работ.

Ни в суд первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы истцами не представлены доказательства того, что в дежурную схему не были занесены сведения либо были занесены неверные сведения о земельном участке, который проектируется к отводу Обслуживающему кооперативу «Аутка» на основании решения Ялтинского городского Совета № 168 от 26.09.2006 г., ими также не представлены доказательства того, что границы земельных участков, заявления о завершении оформления права на которые поданы ФИО3 и ФИО1, не накладываются на границы зарегистрированных ранее в дежурной схеме земельных участков, в том числе проектируемых к отводу Обслуживающему кооперативу «Аутка».

В силу изложенного, принимая во внимание то, что на день рассмотрения иска из дежурной схемы не исключены сведения о ранее зарегистрированных топогеодезических работах, в том числе, в отношении земельного участка, проектируемого к отводу Обслуживающему кооперативу «Аутка», судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия ответчика не противоречат законодательству Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные в административном исковом заявлении, которым при рассмотрении дела судом первой инстанции согласно положениям ст.84КАС РФ дана правильная оценка, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения, постановленного при рассмотрении дела № 2а-751/2017.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны при правильном применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.02.2017 г. по делу № 2а-751/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО3 оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий подпись С.В. Яковлев

Судьи подпись В.В. Агин

подпись О.В. Хожаинова