Судья Ерохина А.Л. Дело № 33а-4603/2020
24RS0041-01-2018-007741-34
3.201
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2020 года город Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Малякина А.В.,
судей Шавриной А.И., Сидоренко Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.
административное дело по административному исковому заявлению Каримовой Анастасии Викторовны к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Макеенко И.А.,
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 22 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Каримовой Анастасии Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным отказ МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, д.
Возложить на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу»,
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом. Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором она проживает, расположен на несформированном земельном участке. На ее обращение с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирный дом территориальным управлением Росимущества в Красноярском крае письмом от 18 октября 2019 г. N03-40/08/12460 в формировании земельного участка отказано в связи с невозможностью обеспечить исполнение кадастровых работ. Просит признать незаконным отказ территориального управления в формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>; возложить на ответчика обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Макеенко И.А. просит решение отменить, мотивируя тем, что оспариваемый ответ не содержит в себе отказ в формировании земельного участка, в ответе указано на невозможность проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, в связи с чем возложение обязанности сформировать земельный участок преждевременно. Формирование земельного участка включает в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. Проект планировки и межевания территории находится в разработке, в связи с чем сформировать участок не представляется возможным. МТУ не является уполномоченным органом по разработке и утверждению проекта межевания территории, значит суд не вправе возложить на МТУ обязанность формировать спорный земельный участок. Спорный земельный участок является федеральной собственностью, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФИЦ КНЦ СО РАН, учредителем которого является Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования РФ. Полагает, что Минобнауки России имеет все полномочия по формированию земельного участка.
От представителя заинтересованного лица - ФИЦ КНЦ СО РАН Лапшаковой Е.С. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель заинтересованного лица ФИЦ КНЦ СО РАН Дворецкий Д.Д. От представителя административного ответчика МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Фомичевой И.С. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица ФИЦ КНЦ СО РАН Дворецкого Д.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда первой инстанции на предмет законности и обоснованности в порядке ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Каримова А.В. является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, находящемся в федеральной собственности и переданном в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУН «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук».
На обращения административного истца в МТУ Росимущества по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением о формировании земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом административным ответчиком был дан ответ № 0340/08/12460 от 18.10.2019 со ссылкой на то, что с 2016 года выполнение геодезических и картографических работ в отношении земельных участков осуществляется по контрактной системе. Перечень земельных участков, в отношении которых МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва выполняются кадастровые работы в 2018-2021 годах, утвержден в полном объеме, в связи с чем обеспечить исполнение кадастровых работ по разделу земельного участка под вышеуказанным многоквартирным жилым домом в настоящее время не представляется возможным (л.д.5).
Принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления Каримовой А.В., суд первой инстанции руководствовался тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях, относящихся в федеральной собственности, а МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасии и Республике Тыва принимает участие в формировании земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части признания отказа МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в формировании спорного земельного участка, поскольку в силу п. 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного Приказом Росимущества от 16.12.2016 N 455 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В силу п.4.1.17 указанного Положения территориальный орган самостоятельно принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного в компетенцию административного ответчика входит рассмотрение вопроса о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении на административного ответчика обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в виду следующего.
Согласно п.п.4 п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно ч.5 ст.45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
На основании вышеизложенных норм закона административный ответчик не является органом, уполномоченным принимать решение о подготовке документации по планированию территории и разработке проекта межевания территории, разрешение данного вопроса отнесено к компетенции органа местного самоуправления – администрации г.Красноярска. При указанном положении административный ответчик должен был направить заявление Каримовой А.В. в администрацию г.Красноярска для подготовки документации по планировке территории, по результатам чего согласовать границы образованного земельного участка.
На основании изложенного судом ошибочно возложена на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет спорный земельный участок, в связи с чем решение суда подлежит отмене в указанной части. В этой части необходимо принять новое решение, которым возложить на административного ответчика обязанность направить заявление Каримовой А.В. в администрацию г.Красноярска для принятия решения о межевании территории.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. Иное, ошибочное толкование норм права истцом, основанием для отмены решения не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2019 года изменить: отменить в части возложения на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Принять в этой части новое решение, которым обязать направить заявление Каримовой А.В. в администрацию г. Красноярска для принятия решения о межевании территории.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: