ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4615/19 от 26.08.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33а-4615/2019

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Глушко А.Р., Ревякина А.В.

при секретаре

Константиновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации Упоровского муниципального района на решение Центрального районного суда города Тюмени от 16 января 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Администрации Упоровского муниципального района, отказать.»

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области Громовой И.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация Упоровского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка, обязании осуществить рассмотрение указанного ходатайства и вынести соответствующее решение. Заявленные требования мотивированы тем, что 28 июня 2018 года администрация Упоровского муниципального района обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с ходатайством о переводе земельного участка с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность, местоположение: <.......>., с кадастровым номером <.......>, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Административный истец указывает, что содержание ходатайства и состав приложенных к нему документов соответствовали требованиям статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Однако Департамент имущественных отношений Тюменской области отказал в рассмотрении ходатайства на основании ч.2 ст.3 данного Федерального закона, указав, что к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. При этом не было разъяснено, какие именно документы не соответствуют требованиям законодательства. Также Департамент, указал, что испрашиваемый для перевода земельный участок частично расположен на землях лесного фонда Упоровского лесничества, а поскольку земли лесного фонда относятся к категории земель, находящихся в федеральной собственности, то перевод таких земель осуществляется Правительством Российской Федерации. Не соглашаясь с отказом, административный истец указывает, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения» и не относится к землям лесного фонда Упоровского лесничества.

Представитель Администрации Упоровского муниципального района Коляченкова С.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2019 года (л.д.170), в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области Горностаев Д.А., действующий на основании доверенности от 01 октября 2018 года (л.д.178), в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.56-59).

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области Безбородов А.А., действующий на основании доверенности от 04 апреля 2018 года (л.д.182), в судебном заседании возражал против требований административного истца.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация Упоровского муниципального района. В апелляционной жалобе глава Упоровского муниципального района Сауков Л.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание п.7.3 Постановления Правительства Тюменской области №36-п от 23 мая 2005 года. Считает, что предполагаемое административным ответчиком наличие лесного фонда на спорном земельном участке не является законным основанием для отказа в рассмотрении ходатайства, поскольку земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством о кадастровой деятельности. Обращает внимание суда на то, что в связи принятием административным ответчиком оспариваемого решения администрация Упоровского муниципального района до настоящего времени не может надлежащим образом оформить земельный участок под существующим кладбищем и в полной мере реализовать свои полномочия по содержанию места захоронения, связанного с обеспечением органом местного самоуправления этического требования и права гражданина на достойное отношении к его телу после смерти, а также обеспечением соблюдения санитарных и экологических требований при размещении кладбищ, направленных на охрану и защиту здоровья граждан муниципального образования, охрану окружающей среды.

Представитель администрации Упоровского муниципального района, представитель Департамента лесного комплекса Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, 28 июня 2018 года администрация Упоровского муниципального района обратилась к Департаменту имущественных отношений Тюменской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью <.......> кв.м, с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность, расположенного по адресу: <.......> из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «землю промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (л.д. 8-9).

Департаментом имущественных отношений Тюменской области от 13 июля 2018 года отказано в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка в соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда Упоровского лесничества, тогда как перевод указанных земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации (л.д.7).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований администрации Упоровского муниципального района, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным осуществлять перевод земель из одной категории в другую, является Департамент имущественных отношений Тюменской области (п.3).

В целях обеспечения рационального использования земель, расположенных в Тюменской области, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Постановлением Правительства Тюменской области от 23 мая 2005 года № 36-п утверждено Положение о процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую.

Согласно пункту 2 указанного Положения, перевод земель или земельных участков из одной категории в другую допускается только в случаях, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Законом Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» установлено, что органы исполнительной власти Тюменской области осуществляют перевод из одной категории в другую земель или земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в федеральной собственности (статья 5).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно требованиям части 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <.......> частично расположен на землях лесного фонда Упоровского лесничества (л.д.81, 186).

Из свидетельства о государственной регистрации права от 25 апреля 2008 года <.......> следует, что собственником лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь <.......> га, адрес объекта: <.......> является Российская Федерация (л.д.187).

Учитывая изложенное, в компетенцию Департамента имущественных отношений Тюменской области не входит разрешение такого вопроса, как перевод земель лесного фонда в иную категорию, а потому оснований для рассмотрения по существу ходатайства администрации Упоровского муниципального района у административного ответчика не было.

При этом судебной коллегией учитывается, что в соответствии с пунктом 6 ст. 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ») администрация Упоровского района, являясь лицом, заинтересованным в переводе земельного участка с кадастровым номером <.......> из одной категории в другую, в целях устранения наличия противоречий между сведениями о земельном участке, имеющимися в ЕГРН и в Государственном лесном реестре, не лишена возможности обращения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, с заявлением об исключении сведений о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, из государственного лесного реестра при соответствии таких сведений одновременно условиям, перечисленным в указанном пункте.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Упоровского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии