Судья Корнеева Т.С. Дело № 33а-461/2020
70RS0001-01-2019-004035-13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Бондаревой Н.А., Клименко А.А.
при секретаре Пензиной О.С.,
помощнике судьи С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-2419/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 21 октября 2019 года,
заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, настаивавшей на апелляционной жалобе, возражения представителя администрации Города Томска ФИО3, считавшей решение суда не подлежащим отмене,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, в котором просил признать незаконным отказ № 01-01-21/4650 от 29.07.2019 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/; возложить на администрацию Города Томска обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником индивидуального жилого дома, расположенного на испрашиваемом им земельном участке, в связи с чем обратился 31.05.2019 с заявлением о предварительном согласовании его предоставления согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка.
Оспариваемым решением в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на том основании, что схема расположения земельного участка не соответствует установленным требованиям, так как в ней не учтены сведения о зонах с особыми условиями использования территории – приаэродромной территории аэродрома Томск (Богашево). Также схема разработана с нарушением требований к образуемому земельному участку – по границам н7-н6-5 имеется чересполосица. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Данное решение, по мнению административного истца, является незаконным и нарушает его права на получение земельного участка в собственность.
В частности, Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, не предусмотрено обязательное отражение зон с особыми условиями использования территории в схеме расположения земельного участка. Согласно правилам установления приаэродромной территории, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, приаэродромная территория должна быть установлена специальным актом, утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта. Поскольку в отношении аэродрома Богашево не принято решение об утверждении приаэродромной территории, орган местного самоуправления не вправе произвольно определять расположение границ такой территории.
Наличие чересполосицы, приводящей к нерациональному использованию земель, не подтверждено. Неиспользованная территория на схеме представляет собой крайне суженную полоску земельного участка, кроме того, согласно материалам публичной кадастровой карты граница испрашиваемого земельного участка проходит по забору смежного земельного участка.
Необоснованным является отказ со ссылкой на подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма в редакции, действовавшей в момент его обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, применению к сложившимся правоотношениям не подлежала.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1 с участием его представителя ФИО2, поддержавшей заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представители административных ответчиков администрации Города Томска ФИО4, департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО5 против удовлетворения заявленных требований возражали.
Обжалуемым решением суда, с учетом определения от 10.12.2019 об устранении описки, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Не соглашается с выводами суда о том, что образование земельного участка в предложенных границах повлечет чересполосицу. В представленной схеме территория, классифицируемая судом как чересполосица, представляет собой крайне суженную полосу земельного участка, которая фактически проходит по забору смежного земельного участка, что подтверждается картографическими материалами.
Судом не дана оценка доводам о том, что при межевании соседних с испрашиваемым земельных участков возникла реестровая ошибка, устранение которой возможно путем уточнения границ этих участков.
Также считает необоснованным вывод суда об образовании земельного участка в нарушение пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ установлено исключение, в соответствии с которым образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий и сооружений более не зависит от утверждения проекта межевания территории.
Считает, что на дату принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка – 29.07.2019, административный ответчик должен был руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ, как следует из пунктов 1, 11 статьи 16 данного Федерального закона.
Также ссылается на то, что заявитель не обязан указывать в представляемой схеме сведения о зонах с особыми условиями использования территории.
Кроме того, для аэропорта Богашево схема приаэродромной территории не утверждена. На представленной административным ответчиком схеме обозначена полоса воздушных подходов.
Относительно апелляционной жалобы администрацией Города Томска поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного акта.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3). Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
В силу подпункта 1.35 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, администрация Города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.
Постановлением администрации Города Томска от 18.08.2015 №750 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», пунктом 2.2 которого предусмотрено, что данная муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 приведенного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, который состоит из этапов предварительного согласования (одобрения), формирования и предоставления земельного участка.
В силу подпунктов 1-3 пункта 1 данной статьи предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Из анализа приведенных правовых предписаний следует, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляет собой промежуточное решение органа местного самоуправления и является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
При этом пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что в соответствии с выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21.03.2019 ФИО1 является собственником индивидуального жилого дома общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, право собственности зарегистрировано 21.03.2019.
При этом решением Кировского районного суда г. Томска от 25.09.2018, вступившем в законную силу 02.11.2018, установлен факт приобретения ФИО1 согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 23.09.1997, договору передачи от 17.05.1994, свидетельству о праве на наследство по закону от 23.03.2011 индивидуального жилого дома общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/. Указано, что данное решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: /__/, и государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: /__/.
31.05.2019 ФИО1 направил почтовой корреспонденцией в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка согласно приложенной схеме для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: /__/, по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. В департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска названое заявление с приложенными документами поступило 07.06.2019.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами (Ж-2).
На данное заявление в адрес административного истца направлен ответ от 29.07.2019 № 01-01-21/4650, в соответствии с которым ФИО1 на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 1, 3, 7 подпункта «а» пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 18.08.2015 №750, отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, при этом названы следующие основания:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, разработана с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, поскольку образование земельного участка приведет к нерациональному использованию (чересполосице) по границе испрашиваемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами /__/, /__/ по характерным точкам н7-н6-5;
схема не соответствует пункту 4 Требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, так как в представленной схеме не учтены сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а именно приаэродромная территория аэродрома Томск (Богашево) R=30, приаэродромная территория аэродрома Томск (Богашево) R=15, район аэродрома (Богашево) от земли до эшелона 1500;
испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры (квартал, ограниченный /__/, существующим проездом), застроенного многоквартирными домами (/__/). Образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который для данной территории отсутствует.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, установил, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом при наличии к тому оснований, его содержание соответствует требованиям земельного законодательства, прав административного истца не нарушает. При этом суд исходил из того, что в представленной заявителем схеме в нарушение установленных требований не учтены сведения о зонах с особыми условиями использования территории – приаэродромной территории аэродрома Томск (Богашево); образование земельного участка в указанных в схеме границах приведет к образованию чересполосицы, что недопустимо в силу требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации; испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в связи с чем образование земельного участка возможно только на основании утвержденного проекта межевания территории.
Вывод суда о том, что у департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска имелись предусмотренные законом основания к отказу ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома, следует признать правильным.
Так, исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В числе прочего, такими основаниями являются несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом (подпункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 приведенного Кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из схемы расположения земельного участка, представленной ФИО1, смежный с испрашиваемым земельный участок (кадастровый /__/), поставлен на кадастровый учет. Административный истец просил образовать земельный участок по точкам н1 (X346596,42 Y4330219,19), н2 (X346586,78 Y4330240,45), н3 (X346589,92 Y4330241,77), 4 (X346580,50 Y4330261,54), 5 (X346570,86 Y4330257,31), н6 (X346559,18 Y4330252,80), н7 (X346574, 30 Y4330217,88), н8 (X346577,65 Y4330210,55), н1 (X346596,42 Y4330219,19).
Оценив представленную ФИО1 схему расположения земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии по границам точек н7-н6-5 чересполосицы – неиспользуемой территории, не пригодной для каких-либо самостоятельных целей, что свидетельствует о нерациональном использовании земель и является препятствием к образованию земельного участка в предложенных административным истцом границах.
Доводы апелляционной жалобы о незначительном размере неиспользуемой территории правильности выводов суда в данной части не опровергают. При этом ссылки на наличие возможной реестровой ошибки при межевании смежных земельных участков с кадастровыми номерами /__/, /__/, во внимание приняты быть не могут, так как основаны на предположениях.
В указанной связи судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности принятого департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с доводами, приведенными в оспариваемом отказе, которые были поддержаны судом первой инстанции, о том, что в представленной ФИО1 к утверждению схеме не были учтены сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а именно приаэродромной территории аэродрома Томск (Богашево), а также о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в соответствии с представленной схемой по мотиву расположения земельного участка в границах элемента планировочной структуры - квартала, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.
На основании пункта 4 приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 при подготовке схемы расположения земельного участка в числе прочего учитываются материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесена, в том числе приаэродромная территория (подпункт 8).
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом названного пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с данным Кодексом (пункт 1).
При этом в соответствии с пунктом 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, под приаэродромной территорией понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утвержден Порядок установления приаэродромной территории.
В соответствии с названным Порядком приаэродромная территория аэродрома Томск (Богашево) до настоящего времени не установлена, что не оспаривалось административными ответчиками.
Положения подпункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривают, что до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р, утвердившему схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, (в редакции, действовавшей до внесения изменений распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2018 № 684-р) приаэродромная территория является прилегающим к аэродрому участком земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 километров от контрольной точки аэродрома.
Аналогичные положения были закреплены в пункте 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460), согласно которым для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из указанных правовых предписаний следует, что до утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 Порядка установления приаэродромной территории нормативно границы приаэродромной территории определялись по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Статьей 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1).
До дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на 1 января 2016 года указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости (часть 2).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ приказом Федеральное агентство воздушного транспорта от 04.10.2017 № 792-П утверждена карта (схема), на которой отображены границы полос воздушных подходов аэродрома Томск (Богашево). Данная информация находится в открытом доступе на официальном сайте Росавиации.
На указанной схеме также обозначена окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома приаэродромная территория. Земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу дом, находится в пределах указанной территории.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Таким образом, до установления приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, ограничение использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости предусмотрено исключительно в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Данных о том, что эксплуатация земельного участка, в отношении которого административным истцом представлена к утверждению схема, может угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, материалы административного дела не содержат, на их наличие административные ответчики не ссылались.
Ссылка представителя администрации Города Томска на то, что приказом Минтранса России от 04.10.2019 № 322 утверждены границы районов аэродромов (приложение № 2), в том числе района аэродрома Томск (Богашево), подлежат отклонению, поскольку зоной с особыми условиями использования территории, на наличие которой указывали административные ответчики, является приаэродромная территория, а не район аэродрома. При этом в деле отсутствуют какие-либо данные, указывающие на то, что спорный земельный участок находится в границах района аэродрома.
При таких обстоятельствах отсутствие в схеме, представленной к утверждению, информации о том, что земельный участок находится в границах тридцатикилометровой зоны от контрольной точки аэродрома, не свидетельствует о нарушении положений пункта 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.
Оценивая правомерность отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 приведенного Кодекса в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 за предоставлением муниципальной услуги, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 4 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные строки вступления их в силу. Указанный закон вступил в силу 27.06.2019 в связи с его опубликованием в названную дату на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Более того, пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 4 статьи 11.2, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, пункта 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения редакция подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривала обязательного наличия утвержденного проекта межевания территории для образования земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий.
При изложенных данных отсутствие утвержденного проекта межевания территории и наличие в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка многоквартирных домов не могло являться основанием для отказа административному истцу в его праве на формирование земельного участка и реализации им исключительного права на приобретение земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимого имущества, в собственность.
Вместе с тем ошибочность названных выводов не исключает правомерности вывода суда о законности оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку образование земельного участка в указанных в схеме границах приведет к образованию чересполосицы, что недопустимо в силу требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести в целом к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено, в этой связи решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 21 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи