Дело № 33а-4640 судья Лебедев А.И. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2016 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.,
при секретаре Зайцевой М.Н.
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Ильина Ю.Л. и Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» на решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 августа 2016 года, которым постановлено:
«Административный иск Ильина Ю.Л. к Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» об оспаривании решений №169 от 18 апреля 2016 года и №698 от 19 апреля 2016 года удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года №169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка « и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года».
Обязать Администрацию Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную вынести решение об отмене постановления Главы Администрации силу Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года № 169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка « и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года».
В удовлетворении административного иска Ильина Ю.Л. к Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» об оспаривании решений №169 от 18 апреля 2016 года и №698 от 19 апреля 2016 года об отказе в продлении разрешения на строительство торгово - офисного здания RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года отказать.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного судом для устранения нарушений, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – Ильину Ю.Л..
судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ильин Ю.Л. обратился в суд с административными исками к Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков», в которых просил признать незаконным постановление Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 18.04.2016 года №169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 05 июля 2013 года № 58 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года» и решение Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 19.04.2016 года №698 об отказе в продлении разрешения на строительство торгово-офисного здания RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года, обязав Администрацию МО «Городское поселение - г.Осташков» в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу вынести постановления об отмене вышеуказанного оспариваемого постановления №169 от 18.04.2016 года и о продлении разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года торгово-офисного здания по адресу: <адрес> сроком до 21.05.2018 года.
В обоснование административных исков Ильин Ю.Л. указал, что он является собственником <данные изъяты> доли земельного участка, расположенного <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №, с расположенным на нем незавершенным строительством объектом - <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №.
Постановлением Администрации МО «Городское поселение - г.Осташков» от 05.07.2013 года № 458 утвержден градостроительный план вышеуказанного земельного участка, ему и Гришину А. А. (собственник ? доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) выдано разрешение на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года торгово-офисного здания, пристроенного к жилому дому.
При подготовке документов и утверждении градостроительного плана уполномоченный орган провел проверку представленной документации и принял решение о ее соответствии требованиям градостроительного законодательства, утвердив градостроительный план и выдав разрешение на строительство.
Оспариваемым постановлением Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 18.04.2016 года № 169 вышеуказанное постановление от 05.07.2013 года № 458 отменено, при этом считает, что полномочиями для его принятия Администрация МО «Городское поселение - г. Осташков» не обладала.
Кроме этого, в оспариваемом решении Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 19.04.2016 года № 698 изложены мотивы, послужившие основанием для отказа в продлении разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года.
Так, заявление о продлении разрешения на строительство было подано 21.03.2016 года (не позднее 60 дней до завершения срока действия разрешения на строительство) Радуловым А. А. и Серковым Д. М., действующими по доверенностям в интересах Ильина Ю. Л. и Гришина А. А., соответственно. Разрешение на строительство было выдано на объект - торгово-офисное здание площадью <данные изъяты> кв. м., расположенное <адрес>, заявление о продлении разрешения на строительство было представлено на тот же объект, той же площади.
По инициативе застройщика и в соответствии с 4.12.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация разрабатывалась отдельными этапами, в связи с чем, полагает, что проведение государственной экспертизы проектной документации не требовалось, так как каждый этап строительства не превышает допустимые размеры проектируемой площади.
Считал, что оспариваемые постановление и решение Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» нарушают его права, как собственника земельного участка и расположенного на нем здания, так как не может реализовать предусмотренное законодательством право на проведение строительства.
Определением Осташковского городского суда Тверской области от 10.08.2016 года административные дела по административным искам Ильина Ю. Л. к Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» об оспаривании решения № 169 от 18 апреля 2016 года и решения № 698 от 19 апреля 2016 года на основании ч.1 ст. 136 Кодекса административного судопроизводства РФ объединены в одно производство.
Также определением Осташковского городского суда Тверской области от 10.08.2016 года по данному административному делу в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено МКУ «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования» МО «Городское поселение - г. Осташков».
Административный истец Ильин Ю. Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не извещал, направил в суд своего представителя по доверенности, в связи с чем, дело на основании ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного истца на основании доверенности Радулов А. А. в судебном заседании заявленные требования и изложенные в административном иске обстоятельства поддержал.
Представитель административного ответчика - Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» на основании доверенности Тучина Е. М. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Гришин А.А., представитель заинтересованного лица МКУ «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования» МО «Городское поселение - г. Осташков» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представив суду письменные заявления, представитель последнего в удовлетворении заявленных требований просил отказать, в связи с чем, дело на основании ч.2 ст. 150 КАС РФ рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе административный Ильин Ю.Л. ставит вопрос о частичной отмене решения суда и об удовлетворении заявленных требований, полагая, что в обжалуемой части решение является незаконным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что вопреки выводам суда, полномочия у Серкова Д.М., действовавшего от второго сособственника Гришина А.А., имелись. Законодателем не предусмотрено таких оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, как подписание заявления от участников долевой собственности в разное время. Заявление о продлении разрешения на строительство было подписано уполномоченным лицом и подано в срок, установленный п.20 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Нельзя в данном случае утверждать о нарушении прав Гришина А.А., поскольку действия его представителя направлены на защиту его интересов и не могут являться злоупотреблением права. Законодательством не предусмотрено прохождение государственной экспертизы в случае, если каждый из этапов строительства не превышает допустимые размеры проектируемой площади. В данном случае, эти размеры не превышены. Основания для вынесения отказа в выдаче разрешения и продления разрешения на строительство предусмотрены в ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Таких оснований в решении Главы администрации МО «Городское поселение г.Осташков» от 19 апреля 2016 года №698 не содержится.
В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» Тверской области ставит вопрос о частичной отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что в обжалуемой части решение является незаконным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что с 31 декабря 2012 года введена в действие ч.3 ст.51 ГрК РФ. В силу данной нормы не допускается выдача разрешении на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (в редакции на дату введения в действие ч.3 ст.51 ГрК РФ). Согласно сведениям градостроительного плана земельного участка № RU 69524101 «-» 210 на земельный участок с кад.№, на котором расположен реконструируемый объект: торгово-офисное здание по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения об ограничении его использования. На него не распространяется положение ч.4 ст.39 ГрК РФ, следовательно, положение ч.3 ст.51 ГрК РФ действует в полном объеме. Решением совета депутатов МО «Городское поселение - г. Осташков» Тверской области 18 сентября 2013 года №446 были утверждены Правила землепользования и застройки МО «Городское поселение - г. Осташков» Тверской области (градостроительный регламент). Данное решение вступило в силу с момента его опубликования 26.09.2013 года. Учитывая выше приведённые обстоятельства, выданное Застройщикам (Ильину Ю.Л. и Гришину А.А.) разрешение на строительство № RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года и Постановление Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» было выдано до дня вступления в законную силу Решения совета депутатов МО «Городское поселение - г. Осташков» Тверской области от 18 сентября 2013 года №446 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городское поселение - г.Осташков» Тверской области» (Градостроительный регламент) то есть в нарушении ч.3 ст.51 ГрК РФ. Данная позиция подтверждается также разделом 2 градостроительного плана земельного участка с кад. <данные изъяты>, в котором отсутствуют сведения о градостроительном регламенте земельного участка.
В рамках выданного ранее разрешения на строительство (реконструкцию) №RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года, Застройщикам (Ильину Ю.Л. и Гришину А.А.) необходимо было осуществить строительство первой очереди объекта капитального строительства - торгово-офисного здания, пристроенного к жилому дому. В ходе выездной проверки на данный объект, было выявлено, что фактическая площадь здания больше площади указанной в разрешении на строительство. Застройщиками (Ильиным Ю.Л. Гришиным А.А.) осуществлено строительство с нарушением выданного разрешения, а именно: Застройщиками осуществлено строительство (реконструкция) первой и второй очереди одновременно, без надлежащего на то разрешения уполномоченного органа и без ввода в эксплуатацию первой очереди. Фактическая площадь здания составила <данные изъяты> кв.м.
В соответствие со ст.49 Градостроительного кодекса РФ, учитывая общую площадь объекта 2122,63 кв.м. административному истцу необходимо было провести экспертизу проектной документации данного объекта капитального строительства, а также в соответствии с положениями ст. 47 Кодекса, необходимо выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Судом не учтен тот факт, что основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого постановления №169 от 18 апреля 2016 года, послужили выявленные в ходе проверки нарушения законности в выдаче разрешения на строительство. Таким образом, Ильин Ю.Л. и Гришин А.А. не имели законных прав на получение такого разрешения, изначально не соответствующего требованиям ст.51 ГРК РФ, а потому оспариваемое постановление их прав не нарушает.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Ильина Ю.Л. - Соколов А.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы Ильина Ю.Л. и возражал относительно доводов апелляционной жалобы административного ответчика.
Представитель административного ответчика Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» - Серков Д.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, полагая доводы жалобы административного истца необоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Ильин Ю. Л. с 02.08.2010 года является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категории земель: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный <адрес>, кадастровый №, а также собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект - <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по вышеуказанному адресу, кадастровый №. Вторым сособственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанные земельный участок и незавершенный строительством объект - здание магазина является Гришин А. А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП.
Постановлением Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 05.07.2013 года № 458 утвержден градостроительный план земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №, находящегося в долевой собственности Ильина Ю. Л. и Гришина А. А. 05.07.2013 года застройщикам Ильину Ю. Л. и Гришину А. А. Отделом архитектуры и строительства Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» выдано разрешение на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года на реконструкцию торгово-офисного здания, пристроенного к жилому дому (первая очередь), общей площадью <данные изъяты> кв. м., со сроком действия до 04.07.2014 года, срок действия которого продлен до 21.05.2016 года.
Решением Совета депутатов МО «Городское поселение - г. Осташков» от 18.09.2013 года № 446 утверждены Правила землепользования и застройки Муниципального образования «Городское поселение - г. Осташков».
21.03.2016 года Серков Д. М., действующий по доверенности в интересах Гришина А. А., и Радулов А. А., действующий по доверенности в интересах Ильина Ю. Л., обратились в МКУ «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования» МО «Городское поселение - г. Осташков» с заявлениями на продление срока разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года торгово-офисного здания, пристроенного к жилому дому, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного <адрес>.
22.03.2016 года в Администрацию МО «Городское поселение - г.Осташков» поступило уведомление от Гришина А. А., которым он сообщил об отсутствии с его стороны каких-либо мер, направленных на получение, изменение, продление разрешения на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства (незавершенного строительства) по адресу: <адрес>, а также уведомил об отмене 30.09.2015 года доверенности, выданной Серкову Д. М. и Сизовой С. Ю.
Также 21.01.2016 года Администрация МО «Городское поселение - г.Осташков» уведомлена об отмене 21.01.2016 года доверенности от 06.03.2014 года, выданной Ильиным Ю. Л. на Серкова Д. М. и Швеца Н. В.
Оспариваемым постановлением Главы Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 18.04.2016 года № 169 отменены постановление Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» от 05.07.2013 года № 458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и разрешение на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года.
По результатам рассмотрения заявления Серкова Д. М. и Радулова А.А. от 21.03.2016 года о продлении срока разрешения на строительство, 19.04.2016 года, Главой Администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» вынесено оспариваемое административным истцом решение № 698 об отказе в продлении разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года. В обоснование отказа указано, что объект незавершенного строительства - здание магазина общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный <адрес>, находится в общей долевой собственности, по <данные изъяты> доле в праве, Гришина А. А. и Ильина Ю. Л. При этом с заявлением на продление разрешения на строительство (реконструкцию) указанного объекта недвижимости обратились Радулов А. А. на основании доверенности от 24.07.2015 года от Ильина Ю. Л. и Серков Д. М., который не подтвердил свои полномочия на представление интересов Гришина А. А., то есть неуполномоченное лицо, так как в соответствии с распоряжением доверенность Гришина А. А., выданная Серкову Д. М, отменена. Гришин А. А. с заявлением на продление разрешения на строительство в Администрацию МО «Городское поселение - г. Осташков» не обращался. Кроме того, в ходе выездной проверки на объект было выявлено, что застройщиками осуществлено строительство первой и второй очереди данного объекта капитального строительства, общая площадь которого в соответствии с проектной документацией составляет <данные изъяты> кв. м. (первая и вторая очередь строительства). В связи с указанным и в соответствии со ст.47 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ ранее выданное разрешение на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года Администрация посчитала выданным с существенными нарушениями Градостроительного кодекса РФ, поэтому приняла решение о его отмене. Застройщикам рекомендовано подготовить и представить в Администрацию МО «Городское поселение - г. Осташков» полный пакет документов в соответствии с градостроительным законодательством РФ.
Из проектной документации торгово-офисного здания, пристроенного к жилому дому, расположенного <адрес>, выполненной ООО «СЕЗАМ», следует, что строительство здания разбито на две очереди: первая очередь строительства - прямоугольная часть здания в осях А-Б и 1-4 общей площадью <данные изъяты> кв. м.; вторая очередь строительства - круглая часть здания в осях AI-B и 31-5 общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Разрешая заявленные требования суд исходил из того, что поскольку выдавая разрешение на строительство первой очереди вышеуказанного объекта капитального строительства - торгово-офисного здания, площадью <данные изъяты> кв. м., Администрация МО «Городское поселение -г. Осташков» фактически признала наличие необходимого пакета документов, требуемого для получения разрешения на строительство, то оснований для отмены Администрацией МО «Городское поселение - г. Осташков» разрешения на строительство, установленных в 4.21.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из п.5 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, в числе прочего, относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Аналогичные требования содержатся в п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Частью 4 стати 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 20.07.2012 года) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно п.2 Градостроительного кодекса экспертиза не проводится в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
В соответствии с ч.20 ст.51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Согласно ч.12.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как усматривается из решения Администрации МО «Городское поселение - г.Осташков» в рамках выданного ранее разрешения на строительство (реконструкцию) №RU 69524101 «-» 210 от 05.07.2013 года, Ильину Ю.Л. и Гришину А.А. необходимо было осуществить строительство первой очереди объекта капитального строительства - торгового здания, пристроенного к жилому дому.
Согласно проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство, первая очередь строительства — это строительство прямоугольной части здания в осях А-Б и 1-4, общей площадью 1234,68 м.кв, очередь строительства - это строительство круглой части здания в осях AI-B и 31-5, общей площадью 887,95 м.кв.
В ходе выездной проверки на объект было установлено, что осуществлено строительство первой и второй очереди данного объекта капитального строительства без надлежащего разрешения уполномоченного органа, общая площадь которого в соответствии с проектной документацией составляет 2122,63 кв. м.
Заявителям на основании п.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, учитывая общую площадь объекта, предложено провести экспертизу проектной документации данного объекта капитального строительства, а также в соответствии с положениями ст.47 Градостроительного кодекса РФ выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. И в связи с тем, что выданное ранее разрешение на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года было выдано с существенными нарушениями градостроительного законодательства, Администрацией МО «Городское поселение - г.Осташков» принято решение об отмене разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года.
В силу п.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку по делу установлено, что постановление Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года» было вынесено с нарушением градостроительного законодательства ( ст. 49 ГрК РФ), Гришин А.А. и Ильин Ю.Л. учитывая общую площадь здания согласно проектной документации ( свыше 1500 кв.м.) не имели законных оснований на получение разрешения на строительство без проведения экспертизы проектной документации данного объекта капитального строительства, то постановление Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года №169 было вынесено правомерно.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года №169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года вынесено административным истцом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», права и законные интересы Ильина Ю.Л. не нарушает, в связи с чем, основания для частичного удовлетворения заявленных требований, у суда первой инстанции, отсутствовали.
Принимая во внимание изложенное, решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных требований Ильина Ю.Л. о признании незаконным постановления Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года №169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года и обязании Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение об отмене постановления Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года № 169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года.
В силу вышеизложенного не может быть удовлетворена апелляционная жалоба Ильина Ю.Л. об отмене решения суда в части отказа признания незаконным Решения Главы администрации МО «Городское поселение г.Осташков» от 19 апреля 2016 года №698 об отказе в продлении разрешения на строительство торгово - офисного здания RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 19 августа 2016 года в части признания незаконным постановления Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года №169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года, обязании Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение об отмене постановления Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года № 169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года» отменить, постановив в этой части новое решение с отказом в удовлетворении административных требований Ильина Ю.Л. о признании незаконным постановления Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года №169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года и обязании Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение об отмене постановления Главы Администрации Муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» от 18 апреля 2016 года № 169 «Об отмене постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» от 05 июля 2013 года №458 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство RU 69524101 «-» 210 от 05 июля 2013 года».
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи