САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-4657/2020 | Судья: Смирнова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Шеломановой Л.В. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | В |
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 февраля 2020 года апелляционную жалобу ФИО3 на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года по административному делу № 2а-5369/19 по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решение.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В., представителя административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга – ФИО4, представителя заинтересованного лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга – ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обжаловании решения №... от <дата>, об отказе в направлении средств земельного капитала на приобретение земельного участка.
В обоснование административного иска ФИО3 указала, что принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером 47:07:0941002:143 был образован из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0941002:133 общей площадью 10 000 кв. м, который в свою очередь был образован из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0941002:11 общей площадью 26 410 кв. м. Указанные земельные участки имели вид разрешенного использования «Садоводство» и могли использоваться для сельскохозяйственного производства. Согласно заключению Администрации Управления архитектуры и градостроительства №....5-10 от <дата>, исходный земельный участок с кадастровым номером 47:07:0941002:11 расположен в территориальной зоне СХЗ 2 – зона садоводств и дачных участков, что исключает возможность использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0941002:143 в целях сельскохозяйственного производства и доказывает приобретение заявителем земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд. Административный истец считает оспариваемое решение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга незаконным и просит суд обязать административного ответчика направить денежные средства земельного капитала на приобретение земельного участка.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, ссылаясь на то, что земельный участок был приобретен ею для личных нужд, о чем свидетельствует размер земельного участка площадью 695 кв.м. Указанный земельный участок относится к СХ32 - зоне садоводств и дачных участков, что исключает возможность его использования в целях сельскохозяйственного производства. Земельный участок приобретен для личных нужд, в связи с чем на его приобретение могут быть направлены средства земельного капитала.
Административный истец ФИО3 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась; о времени и месте судебного разбирательства извещена заблаговременно и надлежащим образом. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав возражения административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, представителя заинтересованного лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от <дата> ФИО3 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером 47:07:0941002:143, общей площадью 695 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: «садоводство», стоимостью <...> рублей (л.д. 5).
Земельный участок с кадастровым номером №... относится: к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования - «садоводство», что подтверждается выпиской из Единого реестра прав об объекте недвижимости (ЕГРН) от <дата>, (л.д.7-13).
Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства от <дата>№..., земельный участок с кадастровым номером №..., площадью <...> кв. м, расположен в территориальной зоне СХЗ-2-зона садоводств и дачных участков (л.д.26).
В июле 2019 года ФИО3 обратилась в администрацию Красногвардейского района с заявлением о направлении средств земельного капитала на приобретение земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд.
Ответом от <дата>№..., администрация <адрес> Санкт-Петербурга приняла решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО3 в связи с тем, что приобретенный ею земельный участок имеет вид разрешенного использования «садоводство» и законных оснований для направления заявителю средств земельного капитала не имеется (л.д.4).
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации).
С 01 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Согласно положениям Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" (далее – Закон Санкт-Петербурга N 710-136).
Граждане обладают правом на приобретение бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства для собственных нужд без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга (далее - земельные участки), в случаях и порядке, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Земельные участки предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга в случае, если граждане имеют трех и более детей (в том числе находящихся под опекой или попечительством, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан, имеют место жительства в Санкт-Петербурге и не лишены родительских прав в отношении указанных детей (статья 1 Закона Санкт-Петербурга N 710-136).
При этом, положениями указанной нормы определены понятия: дополнительной меры социальной поддержки - мера, обеспечивающая возможность приобретения гражданами в собственность земельного участка для дачного строительства на территории Российской Федерации; земельного капитала в Санкт-Петербурге - средства бюджета Санкт-Петербурга на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом Санкт-Петербурга; сертификата "Земельный капитал в Санкт-Петербурге" - именной документ, подтверждающий право граждан на дополнительную меру социальной поддержки, установленную настоящим Законом Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом положения пункта 3 настоящей статьи
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 земельные участки для ведения садоводства для собственных нужд предоставляются бесплатно в собственность следующим категориям граждан: гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в земельных участках для ведения садоводства для собственных нужд; гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае подачи ими заявления о предоставлении земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд; гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, подавшим в период нахождения на указанных учетах заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и снятым с указанных учетов, в случае подачи ими заявления о предоставлении земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видом разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995).
Согласно Классификатору вид разрешенного использования "Садоводство"( (код 1.5) - осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур) включен в содержание общего вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" (код 1.0).
Вид разрешенного использования «Ведение садоводства» ((код 13.2) осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей) связан с деятельностью в рамках 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как подтверждено материалами дела земельный участок с кадастровым №... имеет вид разрешенного использования "садоводство".
В соответствии с утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Романовское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области от <дата>№..., земельный участок административного истца с кадастровым номером №..., рассоложен в территориальной зоне СХЗ 2-зона садоводств и дачных участков.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами действующего законодательства, проанализировав и оценив представленные сторонами по делу доказательства, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку ФИО3 в связи с принятием оспариваемого решения не утратила права на получение мер социальной поддержки в виде направления, на основании имеющегося сертификата, средств земельного капитала на приобретение земельного участка при условии устранения установленных противоречий с видом разрешенного использования земельного участка, то есть после изменения разрешенного вида использования земельного участка на «ведение садоводства».
Довод апелляционной жалобы, что земельный участок был приобретен административным истцом для личных нужд, о чем свидетельствует размер земельного участка и относится СХ32 - зоне садоводств и дачных участков, что исключает возможность использования земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, основан на неверном толковании административным истцом закона, поскольку согласно представленному заключению Управления архитектуры градостроительства от <дата>№..., а также сведениям из ЕГРН земельный участок, принадлежащий административному истцу с кадастровым номером №... имеет вид разрешенного использования: «садоводство».
При этом, утверждения апелляционной жалобы о том, что выводы суда противоречат разъяснениям Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от <дата>№... (л.д. 45-47) основаны на неверном понимании административным истцом понятий вида разрешенного использования «садоводство» и «ведение садоводства». Названное разъяснение обобщает правовые основания направления средств материнского капитала на приобретение земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Нарушений положений процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: