ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4664/2016 от 27.09.2016 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

Судья Богомолов С.В.                                                           Дело № 33а-4664/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                            27 сентября  2016 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи  Лифановой З.А.,

судей  Смирновой Ю.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Правительства    Ульяновской области   на    решение    Ленинского  районного суда г. Ульяновска от 07 июля  2016 года, по которому постановлено:

Признать незаконным и отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области от 21.04.2016 № 31/16 об отказе в рассмотрении заявления Габитова А*** Б*** о допуске его к деятельности с участием несовершеннолетних.

Обязать Правительство Ульяновской области рассмотреть по существу на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области заявление Габитова А*** Б*** о его допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения представителя Правительства  Ульяновской области - Гордеевой О.Ю., поддержавшей доводы  апелляционной  жалобы, пояснение представителя  Габитова  А.В. - Васильева  В.А.,  полагавшего  решение суда первой инстанции законным и обоснованным,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Габитов А.Б. обратился в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области указав, что Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области (далее - Комиссия) от 21.04.2016 № ***  ему отказано в рассмотрении заявления о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.

Отказ мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 2 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения  Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость за преступления небольшой и средней тяжести. С данным отказом он не согласен.

04 августа   1983    года  он   был осуждён Железнодорожным  районным судом г. Ульяновска по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР к 2 годам   лишения   свободы  с отбыванием наказания    в   исправительно-трудовой      колонии    общего      режима.   Согласно ч. 2 ст. 7.1 УК РСФСР ч. 2 ст. 206 УК РСФСР признавалась тяжким преступлением. В настоящее время диспозиция статьи 213 УК РФ - «Хулиганство» кардинально изменилась. Хулиганство квалифицируется по другим признакам.

Его действия, связанные с причинением вреда здоровью человека, в настоящее время должны быть квалифицированы по другим статьям УК РФ и они образуют состав преступления средней тяжести. Комиссия вправе была принять решение о его допуске к педагогической деятельности с несовершеннолетними в должности т***-преподавателя!% ОГКУ «С*** ***».

Просил постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области от 21.04.2016 № *** отменить; обязать Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области принять решение о его допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит отменить принятое по делу решение.  Указывает, что  выводы суда первой инстанции  являются необоснованными. Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области  решения о допуске  или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и  средней тяжести (в том числе перечень документов,  представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите  их прав), форма документа, содержащего данное  решение, определяются в  соответствии  с Правилами. Иных нормативных правовых актов, регулирующих указанные правоотношения, на федеральном и региональном уровнях не принято.

Суд неверно трактует  обязанность Комиссии при Правительстве  Ульяновской области, как правоприменительного органа,  учитывать  волю  федерального законодателя, выраженную в новом  уголовном законе, устраняющем или смягчающем уголовную ответственность, так как   полномочия Комиссии  закреплены  только в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 06.11.2013 № 995, Законе Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав  в Ульяновской области  о признании утратившими силу  отдельных законодательных  актов (положения  законодательного акта) Ульяновской  области», постановлении  Правительства Ульяновской области от 02.08.2007 № 255 «О комиссии по делам  несовершеннолетних и защите  их прав при Правительстве Ульяновской области». Отдельные полномочия  Комиссии  (как органа административной  юрисдикции) закреплены в кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом ни один из указанных  законов не отнёс к компетенции Комиссии, в том числе, при рассмотрении вопросов о допуске или недопуске  ранее судимых лиц к деятельности с участием  несовершеннолетних, пересмотр вступивших в  законную силу приговоров  и иных постановлений суда.

Комиссия не вправе вдаваться в квалификацию преступления, независимо от того, когда оно было совершено и не зависимо от того,  декриминализировалась  ли данная норма или нет.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Габитова  А.Б. – Васильев  В.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии не явился  Габитов  А.Б., о месте и времени рассмотрения дела извещен. Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что  Габитов А.Б. 09 февраля 2016 года  обратился в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области с заявлением о допуске его к деятельности с участием несовершеннолетних указав, что он был осужден по приговору суда от 04.08.1983 по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР.

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области от 21.04.2016 № *** Габитову А.Б. отказано в рассмотрении его заявления на основании п. 2, пп. «б» п. 9 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее по тексту Правила), поскольку в согласно ч. 2 ст. 7.1 УК РСФСР ч. 2 ст. 206 УК РСФСР признавалась тяжким преступлением.

Отказывая в рассмотрении заявления Габитову А.Б.  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области  пришла к выводу о том, что  поступило заявление от  лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, так как  им совершено  тяжкое преступление.

Полагая отказ незаконным, Габитов  А.Б.  обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о  частичном  удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и  пришел к  обоснованному выводу о том, что  Габитов  А.Б. относится к категории лиц, указанных в пункте 2 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ст. 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Настоящие Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (п. 1 Правил).

Согласно п. 2 Правил комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:

а) жизни и здоровья;

б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);

в) семьи и несовершеннолетних;

г) здоровья населения и общественной нравственности;

д) основ конституционного строя и безопасности государства;

д(1)) мира и безопасности человечества;

е) общественной безопасности.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.08.2007 № 255 утверждены Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области и состав данной комиссии.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 18.07.2013 № 19-П, в силу закрепленных Конституцией Российской Федерацией принципов справедливости, юридического равенства (преамбула, статья 19) и конституционной законности (статьи 4, 15 и 120) и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 20 апреля 2006 года № 4-П и др.) правоприменительные органы, в том числе суды, не могут не учитывать волю федерального законодателя, выраженную в новом уголовном законе, устраняющем или смягчающем уголовную ответственность, т.е. являющемся актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших.

Соответственно, воля федерального законодателя должна учитываться и при применении иных, помимо уголовного, законов, предусматривающих правовые последствия совершения лицом уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 ст. 206 УК РСФСР в редакции 1960  года предусматривалась уголовная ответственность за злостное хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью, либо связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские действия, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство.

Указанная статья особенной части уголовного закона располагалась в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

В   соответствии со  ст.   7.1   УК    РСФСР     преступление,     предусмотренное ч. 2 ст. 206 УК РСФСР относилось к категории тяжких преступлений.

УК РСФСР 1960 года утратил силу с 1 января 1997 года в связи с принятием Федерального закона от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

В действующем Уголовном кодексе РФ, в том числе в главе 24 «Преступления против общественной безопасности» не предусмотрена уголовная ответственность за деяние, описанное в ч. 2 ст. 206 УК РСФСР.

Поскольку действующим    уголовным  законом деяние совершенное   Габитовым А.Б. было частично декриминализовано,  Комиссия по делам несовершеннолетних  и   защите их прав  при Правительстве  Ульяновской области  при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению заявления о допуске к педагогической деятельности, неправомерно руководствовалась положениями УК РСФСР в редакции  1960 года при определении тяжести совершенного истцом преступления на настоящее время.

С учетом изложенного, совершенное Габитовым  А.Б. в 1983 году преступление в настоящее время,  в период действия нового уголовного закона, улучшающего его положение, не может быть отнесено к категории тяжких.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, в связи с чем судебная коллегия оснований для переоценки доказательств, исследованных судом первой инстанции, не усматривает.

Ссылка на то обстоятельство, что  Комиссия не вправе вдаваться в  квалификацию преступления,  независимо от того когда оно совершено и независимо от того, декриминализировалась ли данная норма или нет, является   несостоятельной и не может повлечь отмену решения суда.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана оценка, нарушений норм материального и процессуального права влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского  районного суда г. Ульяновска от   07 июля  2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области    – без удовлетворения.

Председательствующий                                              

Судьи