ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4670/2021 от 13.09.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0<.......>-85

Номер дела в суде первой инстанции 2а-3177/2021

Дело <.......>а-4670/2021

Апелляционное определение

город Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Невкина Алексея Александровича на решение Центрального районного суда г.Тюмени от <.......>, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Невкина Алексея Александровича отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителя административного истца Иванова И.Л., настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Невкин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений (л.д. 41), к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <.......>» (далее – ФКУ «Военный комиссариат <.......>»), призывной комиссии <.......>, Военному комиссариату Калининского и Центрального административных округов города Тюмени (далее по тексту – Военный комиссариат КАО и ЦАО г. Тюмени), призывной комиссии Калининского и Центрального административных округов г. Тюмени (далее также – призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени) о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени, оформленное протоколом <.......>У от <.......>, о признании административного истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований; об отказе в выдаче военного билета, о возложении обязанности на административных ответчиков устранить допущенные в отношении административного истца нарушения; обязать Военный комиссариат Калининского и Центрального АО г. Тюмени выдать Невкину А.А. военный билет.

Требования мотивированы тем, что, являясь гражданином Республики Казахстан, с <.......> обучался по очной форме обучения в Тюменском индустриальном университете. <.......> принял гражданство Российской Федерации, с указанного времени был зарегистрирован и фактически проживал по адресу: г. Тюмень, д. Дударева, <.......>. <.......> достиг возраста 27 лет. По истечении указанного времени, обратившись с заявлением о выдаче военного билета, Невкину А.А. было отказано в этом, также он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считает данное решение административного ответчика незаконным, нарушающим его права, указывает, что от прохождения воинской службы не уклонялся, призывных мероприятий в отношении него не осуществлялось.

Представитель административного истца ФИО6, действующая на основании доверенности от <.......> (л.д. 45-47), в судебном заседании суда первой инстанции просила об удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.

Представители административных ответчиков Военного комиссариата КАО и ЦАО г. Тюмени ФИО7, действующая на основании доверенности от <.......> (л.д. 48), ФКУ «Военный комиссариат <.......>» ФИО8, действующая на основании доверенности от <.......><.......> (л.д. 61-62), в судебном заседании суда первой инстанции в иске просили отказать (л.д.64-66).

Административный истец Невкин А.А., представители административных ответчиков призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени, призывной комиссии <.......>, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствии при надлежащем извещении.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Невкин А.А. в лице представителя ФИО6 в апелляционной жалобе просит его отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении административного иска (л.д.102-104). Приводя требования и обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, полагает, что срок для обращения в суд им не пропущен, судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, фактические обстоятельства дела установлены неправильно, допущено нарушение норм материального права.

Административный истец Невкин А.А., представители административных ответчиков Военного комиссариата КАО и ЦАО г. Тюмени, ФКУ «Военный комиссариат <.......>», призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени, призывной комиссии <.......>, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца Иванова И.Л., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции <.......> Невкин А.А. зачислен в число обучающихся ФГБО УВО «Тюменский индустриальный университет» (л.д. 8).

<.......> принято решение УМВД России по <.......> о принятии в гражданство Российской Федерации Невкина А.А., <.......> года рождения. <.......> Невкину А.А. выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.27, 37).

Согласно сообщению ФГБО УВО «Тюменский индустриальный университет» при поступлении Невкиным А.А. указан адрес регистрации: г. Тюмень, <.......>; впоследствии указано новое место жительства по адресу: <.......>, д. Дударева, <.......>. Сведений о постановке ФИО2 на воинский учет не имелось. Для постановки на воинский учет <.......>, <.......>, <.......> Невкину А.А. выдавались справки согласно приложению <.......> к Приложению <.......> к п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от <.......><.......> «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от <.......><.......>» (л.д.54).

<.......> административный истец достиг 27-летнего возраста.

<.......>ФИО2 обратился в Военный комиссариат КАО и ЦАО г. Тюмени с заявлением о выдаче ему военного билета (л.д. 26).

Заключением призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени, оформленным протоколом <.......> У от <.......>, на основании п. 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от <.......> № 53-ФЗ ФИО2 признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Невкин А.А. после приобретения гражданства Российской Федерации не встал на воинский учет, не имея уважительных причин, не являлся на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не исполнил обязанности, возложенные на него статьей 10 Закона № 53-ФЗ, а именно: в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания. Кроме того, судом указано на пропуск срока для обращения в суд с административным иском и отсутствие оснований для его восстановления.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого решения призывной комиссии, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы административного истца.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от <.......> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-ФЗ).

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1. статьи 28 Закона № 53-ФЗ).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <.......><.......> (далее - Положение).

В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с <.......>, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <.......><.......>-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Одновременно в названном Постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Согласно части 4 статьи 9 Закона № 53-ФЗ первоначальная постановка на воинский учет, в том числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

Закон № 53-ФЗ устанавливая обязанность граждан состоять на воинском учете (пункты 1, 2 статьи 8), также определяет следующие обязанности граждан в целях обеспечения воинского учета, в том числе при приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства (абзац 3 пункта 1 статьи 10).

Указанные требования также предусмотрены абзацем 2 пункта 34 раздела IV Постановления Правительства Российской Федерации <.......> от <.......> «Об утверждении Положения о воинском учете».

Названный Закон также определяет, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункты 1, 2 статьи 22).

Согласно частей 2, 2.1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ на военную службу не призываются, в том числе, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Граждане, указанные в пункте 2 статьи 23 и пункте 2 статьи 24 настоящего Федерального закона и отказавшиеся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, призываются на военную службу. Отказ от реализации права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию. Указанное заявление приобщается к протоколу заседания призывной комиссии.

В силу п. «б» части 2 статьи ст. 24 Закона № 53-ФЗ (в редакции, действовавшей на период спорных отношений) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Часть 3 статьи 4 Закона № 53-ФЗ предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Приказом Министра обороны Российской Федерации <.......>, Министерства внутренних дел Российской Федерации <.......>, Федеральной миграционной службы <.......> от <.......> утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция).

Подпунктом «а» пункта 4 Инструкции предусмотрена обязанность военных комиссаров по составлению ежегодно (до 15 января) и направлению в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списков граждан, в том числе уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года; не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и выявленных в ходе совместных мероприятий.

Таким образом, действующее правовое регулирование возлагает на военные комиссариаты обязанность по взаимодействию с органами внутренних дел по розыску призывников, подлежащих призыву на военную службу, и вручению им повестки в целях проведения мобилизационных мероприятий.

Согласно материалам дела, сведения о приобретении гражданства Российской Федерации Невкиным А.А. поступили в Военный комиссариат КАО и ЦАО г. Тюмени по запросу последнего в ноябре 2020 года, после принятия оспариваемого заключения от <.......> (л.д. 37).

Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, названный Закон возлагает на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии (статья 1, пункты 1 статьи 26).

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу предусмотрены статьей 31 указанного закона и включают в себя обязанности получать повестки военного комиссариата под расписку, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункты 1, 2).

Статья 28 Закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 26 названного Закона на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющаяся приложением <.......> к приказу Министра обороны Российской Федерации от <.......> N 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении <.......> к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18, 19 Положения).

В силу указанных положений, на Невкина А.А. законом возложена обязанность явиться в военный комиссариат для постановки на учет в течение двухнедельного срока со дня принятии гражданства, которая им исполнена не была, а на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Вместе с тем, согласно сведениям Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» от <.......>, <.......> (л.д. 8, 9) Невкин А.А. с <.......> по <.......> являлся обучающимся указанного высшего учебного заведения по программе высшего образования очной формы обучения - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых». Приказом от <.......><.......> обучающемуся 4 курса Невкину А.А. предоставлен академический отпуск с <.......> по <.......>. Также имеются сведения о том, что университет имеет свидетельство о государственной аккредитации <.......> от <.......>, действительное до <.......>.

При таких данных, в силу положений п. «б» части 2 статьи ст. 24 Закона № 53-ФЗ, Невкин А.А. в спорный период правоотношений (с момента приобретения гражданства Российской Федерации <.......> по <.......>) имел право на предоставление отсрочки, в связи с обучением в образовательном учреждении по программе высшего образования очной формы обучения - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, от которого он не отказывался. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ доказательств о выполнении административным ответчиком обязанности по проведению призывных мероприятий в указанный период времени в отношении Невкина А.А. не представлено.

Следует также отметить, что приложением <.......> к Приложению <.......> к п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от <.......><.......> «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от <.......><.......>» определен перечень документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (в военный комиссариат), а также форма соответствующей справки, подтверждающей обучение в соответствующем учебном заседании. (Справка регистрируется в журнале учета служебных документов образовательного учреждения и ежегодно не позднее 1 октября представляется в военный комиссариат, в котором состоит на воинском учете призывник, или выдается под расписку учащимся для представления в военный комиссариат).

Имеющиеся в деле сведения о том, что <.......>, <.......>, <.......> Невкину А.А. выдавались справки в соответствии с указанной инструкцией не свидетельствует о проведении в отношении Невкина А.А. призывных мероприятий.

В связи с изложенным, решение Призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени, оформленное протоколом <.......>У от <.......>, о признании Невкина А.А. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, нельзя признать законным.

Оспариваемое решение нарушает права административного истца, поскольку создает для него ограничения на доступ к государственной службе, в том числе на доступ к службе в органах внутренних дел.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения незаконным.

Кроме того, следует признать ошибочными выводы суда первой инстанции о пропуске срока административным истцом для обращения с иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 названной статьи).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно части 6 ст. 28 Закона № 53-ФЗ председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (часть 7).

Как следует из материалов дела, <.......> Невкину А.А. на заседании призывной комиссии объявлено заключение о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. <.......> Невкин А.А. обратился с заявлением о выдаче заключения призывной комиссии, <.......> на оспариваемое решение призывной комиссии Невкиным А.А. подана жалоба в ФКУ «Военный комиссариат <.......>», ответ на которую об отказе в удовлетворении жалобы <.......> направлен в адрес ФИО2 (л.д. 75, 79-80).

Суд первой инстанции, полагая, что Невкиным А.А. пропущен срок для обращения в суд и отказывая в удовлетворении ходатайства о его восстановлении, исходил из того, что о заключении призывной комиссии ему стало известно <.......>. Именно с этой даты следует, по мнению суда первой инстанции, исчислять трехмесячный срок, в течение которого административный истец был вправе обжаловать решение в суд. Этот срок истекал в январе 2021 года. Вместе с тем административное исковое заявление было подано в суд <.......>, с пропуском установленного законом срока. Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд, суд первой инстанции счел, что заявленные в качестве оснований для восстановления срока болезнь ребенка, обжалование заключения призывной комиссии от <.......> в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока, поскольку досудебный порядок разрешения дел данной категории обязательным не является.

Между тем, судом первой инстанции оставлено без внимания, что обращение гражданина в государственный орган по вопросу нарушения его прав является одним из способов их защиты. Правовая природа досудебного способа разрешения спора направлена на прекращение конфликта без судебного участия, предполагает исчерпание сторонами всех возможных внесудебных способов и средств разрешения такого конфликта до обращения в суд, в связи с чем после исчерпания всех средств досудебного разрешения споров сторона не может быть лишена права на доступ к суду, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

При таких данных, административный истец обратился в суд с заявлением в течение трех месяцев после реализации права на досудебное обжалование, предусмотренного Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Районный суд при вынесении решения данные обстоятельства и вышеприведенные нормы права не учел, что привело к постановлению незаконного решения.

В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Учитывая вышеизложенное, решение Центрального районного суда г. Тюмени от <.......> нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска Невкина А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии КАО и ЦАО г. Тюмени, оформленное протоколом <.......>У от <.......>, о признании Невкина А.А. не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований, с возложением обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от <.......> отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Невкина Алексея Александровича удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Калининского и Центрального административных округов г. Тюмени, оформленное протоколом <.......> У от <.......> о признании Невкина А.А., <.......> года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Обязать административных ответчиков Военный комиссариат Калининского и Центрального административных округов г. Тюмени, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <.......>» устранить допущенное нарушение прав административного истца путем выдачи военного билета ФИО1, об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: