ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4699/2022А-3.020 от 19.04.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья – Гарбуз Г.С. Дело № 33а-4699/2022 А-3.020

УИД 24RS0027-01-2021-001448-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2022 годаг. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи – Данцевой Т.Н.,

судей – Штея Н.А., Корниенко А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.

рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.

административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кежемского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Кежемского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе администрации Кежемского района Красноярского края

на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 31.01.2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора Кежемского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Кежемского района, выразившееся в не заключении в период с 11.01.2020 концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения в г. Кодинске, п. Имбинский, п. Недокура, с. Заледеево и водоотведения в г. Кодинске, п. Имбинский Кежемского района. Возложить на администрацию Кежемского района обязанность заключить концессионные соглашения на объекты водоснабжения в г. Кодинске, п. Имбинский, п. Недокура, с. Заледеево и водоотведения в г. Кодинске, п. Имбинский Кежемского района в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Кежемского района – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Кежемского района Красноярского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к ответчику, просил признать незаконным бездействие администрации Кежемского района, выразившееся в незаключении концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения в г. Кодинске, п. Имбинский, п. Недокура, с. Заледеево и водоотведения в г. Кодинске, п. Имбинский Кежемского района; обязать административного ответчика заключить концессионные соглашения на объекты водоснабжения в г. Кодинске, п. Имбинский, п. Недокура, с. Заледеево и водоотведения в г. Кодинске, п. Имбинский Кежемского района в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении».

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что по результатам проведённой прокуратурой Кежемского района проверки деятельности администрации Кежемского района установлено, что перечисленные объекты водоснабжения предоставлены ООО «Водоснабжение» по концессионному соглашению № 2 на срок до 11.01.2020 г. Объекты водоотведения переданы 11.01.2017 г. по концессионному соглашению № 1 ООО «Водоотведение» на срок по 11.01.2020 г. По истечении срока без проведения конкурса администрация Кежемского района заключила дополнительные соглашении 13.01.2020 г., 21.12.2020 г., 21.05.2021 г., которыми действие соглашений продлено до 31.12.2022 г. О данных нарушениях прокурором указано ответчику в представлении: предписывалось принять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении перечисленных объектов жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающих систему водоснабжения и водоотведения, что сделано не было. Административный истец полагает, что бездействие администрации Кежемского района создаёт угрозу нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц – жителей вышеуказанных населённых пунктов Кежемского района.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, поскольку, установив трехмесячный срок для заключения соглашений, суд вышел за рамки заявленных требований, поскольку такой срок не предусмотрен законодательством, заключение соглашений зависит от согласия другой стороны, доказательств, что именно администрация уклонялась от заключения договоров, и потому требуется установить срок для заключения договора, суду не представлено. Администрацией представлены доказательства организации в 2021 и в 2022 году торгов, то, что торги признаны не состоявшимися, свидетельствует не о бездействии администрации, а об отсутствии потенциального концессионера для заключения соглашения, что соответствует принципу свободы договора. Доказательств нарушения администрацией прав иных лиц передачей объектов централизованного водоснабжения и водоотведения не по концессионному соглашению, а на основании иных договоров, прокурором не представлено.

Представитель администрации Кежемского района Красноярского края Беликова А.В. просила рассмотреть жалобу в отсутствие административного ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца - прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцева М.В. обратила внимание на то, что длительное время объекты водоотведения и водоснабжения не переданы по договорам концессии, что влечет отсутствие лица, ответственного за их содержание и модернизацию. Это может привести к непоправимым последствиям в условиях территории. В связи с этим полагала, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования объектами или системами (водоснабжения и водоотведения) осуществляется только по концессионным соглашениям, если между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем и датой опубликования извещения о проведении конкурса, пошло более пяти лет, либо если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта не может быть определена.

Объектами концессионных соглашений являются в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ № 115)).

В силу части 1 статьи 3 ФЗ № 115 по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Таким образом, установление срока, на который заключается концессионное соглашение, является его существенным условием.

Статьей 13 ФЗ № 115 предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право его заключения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 этого же закона. При этом изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (частью 3.8 ст.13). Согласование с антимонопольным органом требуется и при продлении срока действия концессионного соглашения (ч. 2 ст.6).

Требования о конкурсной основе заключения соглашений также предусмотрены ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно части 1 статьи 15 этого же закона, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.

Однако Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения и без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного закона с 01.05.2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Как видно из материалов дела, принадлежащие на праве собственности (что не оспаривалось по делу) муниципальному образованию Кежемский район Красноярского края объекты водототведения и водоснабжения согласно Приложениям № 1 к концессионным соглашениям от 11.01.2017 г. № 1 и № 2 введены в эксплуатацию в 1988-1989 гг. Соответственно концессионное соглашение являлось в силу приведенного выше правового регулирования единственно возможным правомерным способом передачи прав владения и пользования ими. Концессионные соглашения № 1 и № 2 от 11.01.2017 г. были заключены без проведения конкурса по основаниям, предусмотренным ст. 37 Федерального закона № 115.

Истечение срока действия приведенных выше концессионных соглашений обуславливало необходимость:

- заключения новых соглашений без проведения конкурса при наличии инициативы со стороны потенциального концессионера, с учётом положений ст. 37 ФЗ № 115;

- заключения нового концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур;

- продление действующего концессионного соглашения при наличии согласия антимонопольного органа.

Проведенной прокуратурой Кежемского района проверкой исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающими организациями установлено, что после 11.01.2020 г. (истечения срока действия концессионных соглашений № 1 и № 2) при наличии отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в согласовании изменений условий концессионных соглашений № 1 и 2, администрация Кемежского района тем не менее продлила сроки действия указанных соглашений, заключив с ООО «Водоснабжение» и ООО «Водоотведение» дополнительные соглашения - 13.01.2020 г., 21.12.2020 г. и 21.05.2021 г.

Такой порядок пролонгации соглашений не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Кежемского района после 11.01.2020 г., решил вопрос о необходимости восстановительной меры, т.к. конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения был впервые объявлен спустя более года - только в феврале 2021 г., далее в декабре 2021 г. и в январе 2022 г. Во всех случаях конкурс признавался несостоявшимся, т.к. ни одной заявки не подавалось. При этом суду не представлено доказательств того, что по обоим соглашениям концессионеры выполнили свои обязательства по расходам на реконструкцию и модернизацию объектов в соответствии с п. 4.7, предельная сумма по которым составляла 1 500 000 рублей.

Дополнительные соглашения заключены при отсутствии согласия на это со стороны антимонопольного органа. Вопрос признания их недействительными, как следует из протокола судебного заседания от 31.01.2022 г., административный истец намерен разрешить в порядке арбитражного судопроизводства (л.д. 152).

В дополнительных соглашениях применительно к п. 4.7 новый объем финансовых обязательств концессионеров на следующие периоды не определялся. Изменения претерпевал лишь п. 4.8 соглашений, устанавливающий право не концессионера, а концедента проводить работы по реконструкции и модернизации в соответствии с государственной программой Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 503-п, что не отвечает требованиям, предъявляемым к концессионным соглашениям, поскольку концессионеры при отсутствии финансовых обязательств по реконструкции и модернизации длительное время пользуются объектами коммунальной инфраструктуры. Учитывая текущую изношенность данных объектов, составляющую по информации прокуратуры более 80 %, сохранение имеющегося порядка их использования (без определённых обязательств по реконструкции и модернизации), создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов жителей муниципального образования.

Вместе с тем, признавая незаконным бездействия административного ответчика и возлагая обязанность, суд первой инстанции указал именно на необходимость заключения концессионных соглашений, хотя в деле нет доказательств уклонения администрации района от их заключения при наличии:

- инициативы со стороны заявившихся в порядке ст. 37 ФЗ № 115 концессионеров;

- победителя конкурса на право заключения концессионного соглашения, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым судебное решение изменить в части, с указанием на незаконность бездействия администрации Кежемского района по непроведению в период с 12.01.2020 г. конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения; с возложением обязанности организовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» проведение конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении».

Определяя период бездействия именно с 12.01.2020 г. судебная коллегия отмечает, что срок действия концессионных соглашений № 1 и 2 включал в себя дату 11.01.2020 г., т.к. в соответствии с п. 8.1 обоих соглашений они действовали «по 11 января 2020 г.» (л.д. 11, 46).

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 31.01.2022 г. изменить, изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

«Признать незаконным бездействие администрации Кежемского района, выразившееся в непроведении в период с 12.01.2020 г. конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения в г. Кодинске, п. Имбинский, п. Недокура, с. Заледеево и водоотведения в г. Кодинске, п. Имбинский Кежемского района.

Возложить на администрацию Кежемского района в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу обязанность организовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» проведение конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества – объектов: водоснабжения в г. Кодинске, п. Имбинский, п. Недокура, с. Заледеево и водоотведения в г. Кодинске, п. Имбинский Кежемского района в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении».

В остальной части решение Кежемского районного суда Красноярского края от 31.01.2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через Кежемский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий судья:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 21.04.2022 г.