ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-46/2018 от 15.01.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Колосова Н.Е. дело № 33а-46/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Пластинина И.В., Соболева В.М.,

при секретаре Печининой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2018 года апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 октября 2017 года, которым

обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., с указанием на параметры застройки земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации МО ГО «Сыктывкар», а именно строительным объёмом застройки в размере не более 30% от площади земельного участка, с указанием места застройки, согласно направленной схемы.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» Матюшевой К.А., представителя Потапкина В.В. – Комаровой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Потапкин В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: г..., с указанием на параметры застройки земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации МО ГО «Сыктывкар», строительным объёмом застройки в размере 30% от площади земельного участка, с указанием места застройки согласно направленной схемы. Свои требования административный истец мотивировал тем, что в выданном ему как собственнику указанного земельного участка градостроительном плане неправомерно ограничены возможные параметры застройки объекта капитального строительства. Установленные административным ответчиком ограничения параметров противоречат Правилам землепользования и застройки, которые допускают возможность застройки земельного участка в размере 30 процентов его площади. Устанавливая параметры размещения объекта капитального строительства, градостроительный план не предусматривает возможность выхода за пределы установленного пятна застройки.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представители администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявленными требованиями не согласились.

Представитель третьего лица ООО «Пригородный», административный истец Потапкин В.В. участия в судебном заседании не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд принял приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что при утверждённом по заказу ООО «Пригородный» градостроительном плане согласно проекту планировки квартала индивидуальной жилой застройки изменение места размещения объекта капитального строительства при увеличении процента застройки недопустимо.

В судебном заседании представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Матюшева К.А. на доводах жалобы настаивала.

Представитель Потапкина В.В. – Комарова Е.В. возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что её доверитель хотел бы сместить жилой дом вглубь земельного участка, при этом цель обращения в суд – получение градостроительного плана, в котором были бы указаны минимальные отступы в соответствии с правилами землепользования и застройки Администрации МО ГО «Сыктывкар», те размеры, которые были указаны в приложенном к обращению чертеже не являются принципиальными. Исходя из оспариваемого градостроительного плана, площадь застройки составляет примерно 10%, что меньше максимально разрешённой по Правилам.

Заинтересованное лицо – ООО «Пригородный», надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

С учётом указанных обстоятельств в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.

Проверив дело в полном объёме, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Потапкин В.В. является собственником земельного участка по адресу: Республика ... с кадастровым номером <Номер обезличен>.

По рассмотрению письменного обращения административного истца постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен> утверждён градостроительный план земельного участка <Номер обезличен>.

Согласно градостроительному плану постройку объекта капитального строительства возможно осуществлять в пределах, обозначенных схемой – чертежом, а именно: на расстоянии 5 м. от «красной линии», от границ земельного участка – согласно схеме. Выход за пределы пятна застройки не предусмотрен.

Как указано выше и следует из содержания поданного административного иска, основанием обращения в суд явилось несогласие Потапкина В.В. с установленным градостроительным планом размещением объекта капитального строительства и площадью застройки.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления регламентирован положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд, руководствуясь утвержденными решением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года № 31/04-560 Правилами землепользования и застройки, в соответствии с которыми допускается осуществление застройки в пределах 30 % площади земельного участка, которыми определено минимальное расстояние от здания до границ смежного участка в размере трех метров, пришёл к выводу об обоснованности требований административного иска, указав на то, что установленное разрешением на строительство ограничение параметров застройки объекта капитального строительства является неправомерным.

Статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить на нём здания и сооружения. Это право осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно требованиям статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными являются документы территориального планирования.

В соответствии со статьёй 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка планировки территории.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, также – положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства, в том числе, жилого назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур.

На основании положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка заинтересованным лицам выдается градостроительный план земельного участка, в котором содержатся сведения о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка, не устанавливая каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.

Согласно выданному Потапкину В.В. градостроительному плану место допустимого размещения объекта предусмотрено в соответствии с утверждённой постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен> документации по планировке территории «...» по ..., которая в силу положений действующего законодательства подлежит обязательному учёту при решении вопроса о выдаче разрешений на строительство.

В градостроительном плане по объемно-планировочному решению определено размещение жилого дома предусмотреть в границах места допустимого размещения объекта, согласно прилагаемому чертежу при условии соблюдения норм пожарной безопасности, при определении нормативного расстояния с учётом требований Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Как было указано выше, в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» <Дата обезличена><Номер обезличен> ООО «...» был утверждён градостроительный план, предназначенный для строительства объекта «...» по ... (район здания <Номер обезличен>» в г. ......»). В пункте 2.1 названного постановления прописано требование о разработке проектной документации.

На основании утверждённого градостроительного плана ООО «...» по заказу ООО «...» разработало проект планировки территории квартала, который по итогам публичных слушаний, заключения комиссии по землепользованию и застройке от <Дата обезличена>, утверждён постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Проектом планировки территории квартала места допустимого размещения объектов капитального строительства (жилых домов) сформированы с учётом размеров земельных участков, противопожарных разрывов, линии застройки, архитектурной однотипности. Проект планировки имеет цель грамотной застройки с соблюдением градостроительных, санитарных, экологических и иных норм.

Как пояснила представитель административного ответчика, разработанный собственником и утверждённый администрацией МО ГО «Сыктывкар» проект планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки не рассматривается как эскизный проект, относится в соответствии со статьёй 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации к утверждённой градостроительной документации.

Проект планировки территории «...» по ... г. ... разработан на основании градостроительных регламентов, утверждённых для территориальной зоны Ж-3 Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утверждённых решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года № 31/04-560, и имеет своей целью грамотную застройку с соблюдением градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.

В соответствии со статьёй 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно градостроительному плану градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки, утвержденным решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года № 31/04-560 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии с утверждённым в статье 3 указанными Правилами порядком решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом МО ГО «Сыктывкар», документацией по планировке территории и на основе установленных названными Правилами градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на Карте градостроительного зонирования с учётом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из положений статьи 19 названных Правил администрацией МО ГО «Сыктывкар» принимаются решения о разработке документации по планировке территории с учётом характеристик планируемого развития конкретной территории.

С учётом вышеназванных положений закона вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности внесения изменений в градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: ... с кадастровым <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., с указанием на параметры застройки земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки Администрации МО ГО «Сыктывкар» обоснован с учётом следующего.

Согласно установленным по результатам оценки представленных доказательств обстоятельствам, при разработке проекта «...» площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами, определение границ и мест их расположения на них, не определялись. Сведения о том, какова площадь застройки земельных участков в соответствии с представленной схемой в проекте отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что место расположения объектов капитального строительства было определено в утверждённом постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен> проекте планировки территории ...» по ... (район здания <Номер обезличен>» в г. ......»), судебной коллегией отклоняются как ошибочные, исходя из следующего.

В момент выдачи градостроительного плана Потапкину В.В. действовала статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу части 3 которой, в составе градостроительного плана земельного участка указывались, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Форма градостроительного плана земельного участка и порядок её заполнения были утверждены приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года.

Согласно пункту 26 Порядка заполнения формы градостроительного плана, на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются, в том числе:

схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);

минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии).

Как следует из информации проектировщика ООО «...» при разработке эскизного проекта «...» площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами не определялась. Параметры отступа от границ участка, красных линий приняты на основании градостроительного плана <Номер обезличен>, а также требований СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», РНГП для РК, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Сведения о площади застройки земельных участков в соответствии с представленной схемой в эскизном проекте отсутствуют.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что в утверждённом градостроительном плане земельного участка <Номер обезличен>, которым было установлено квартал индивидуальной жилой застройки расположить на земельном участке в границах зоны допустимого размещения объекта согласно чертежу градостроительного плана, и утверждённой проектной документации по планировке территории «..., разработанной ООО «...», не устанавливались требования к параметрам разрешённого строительства и места разрешённого строительства, отличных от параметров, установленных правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», не определялись конкретное месторасположение объектов капитального строительства и границы их постройки, а линия застройки на чертеже планировки определяет лишь минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. В эскизном проекте жилые дома указаны с расстоянием между ними ... метров, исходя из норм противопожарной безопасности.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению, поскольку судом первой инстанции не учтено следующее.

Удовлетворяя требования административного истца, суд обязал администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., с указанием на параметры застройки земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации МО ГО «Сыктывкар», а именно строительным объёмом застройки в размере не более 30% от площади земельного участка, с указанием места застройки, согласно направленной схемы.

Согласно градостроительному плану в нём указаны параметры разрешённого строительного изменения, в том числе минимальные расстояния, в частности от дома до границ земельного участка - ... метра.

Из чертежа градостроительного плана следует, что в нём параметрам разрешённого строительного изменения соответствует лишь расстояние от дома до красной линии улицы – ... метров, два других расстояния от соседних участков указаны ... и ... метров, и фактически определено место застройки, площадь которой составит около 10% от площади земельного участка.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в градостроительном плане, выданном Потапкину В.В., был указан максимальный процент застройки 30%.

В самом градостроительном плане конкретное место расположения объекта капитального строительства по действовавшему на момент выдачи спорного плана законодательству, не должно было быть указано, в том числе и, исходя из того, что оно ранее не устанавливалось.

Указав на чертеже конкретное место расположения будущего объекта капитального строительства с определением площади застройки менее максимально установленной Правилами застройки и землепользования, расстояний от дома до границ земельного участка, значительно превышающих минимально установленные вышеназванными правилами, администрация МО ГО «Сыктывкар» нарушила права административного истца.

Вместе с тем оснований для удовлетворения требований истца, исходя из места расположения застройки, согласно представленной схеме, у суда первой инстанции не имелось, так как конкретное место расположения дома должно быть определено, исходя из разрешения на строительство, при выдаче которого, в том числе учитываются строительные и противопожарные нормы, материала используемый для строительства, наличия либо отсутствия в настоящее время построек на соседних участках.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, путём исключения из его резолютивной части указания на строительный объём застройки и место застройки, а также с учётом того, что изменения подлежат внесению в чертёж градостроительного плана земельного участка.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 октября изменить, вынести по делу новое решение, которым обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в чертёж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., с указанием на параметры застройки земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации МО ГО «Сыктывкар».

Председательствующий

Судьи